Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:39, реферат
Монгольское государство сложилось в результате длительных междоусобных войн, в ходе которых разные роды уничтожали или подчиняли соседей. В 1206 г. на курултае (собрании) монгольской знати был провозглашен ханом, предводитель одного из племен, Темучин. Он принял новое имя Чингисхан. Темучин обладал способностями незаурядного правителя. Монголы поклонялись Вечно Синему Небу. Чингисхан был глубоко религиозным человеком и считал, что он является избранником Неба. Само Небо избрало его для того, чтобы он отомстил за все беды монголов и прославил свой народ.
Батый не дошел ни до Вологды, ни до Белоозера, ни до Великого Устюга.
Однако уже
на следующий год (1239), татаро-монголы
начали новый поход на Русскую землю.
При этом они пошли тем путем, каким делали
набеги половцы. Был взят Переяславль-Южный,
что до этого еще никому не удавалось.
Город был хорошо укреплен: с трех сторон
его окружали высокие берега р.Трубеж
и р.Альты, а также высокие валы и стены.
Но татарам удалось взять, разграбить
город и полностью разрушить церковь святого
Михаила.
Следующий удар был направлен на Черниговское
княжество. Черниговский Детинец (кремль),
расположенный на высоком холме при впадени
р.Стрижень в Десну, был окружен "окольным
градом", за которым тянулся трехкилометровый
вал, прикрывавший "предгородье".
К осени 1239г. татары окружили г.Чернигов.
Их встретил с войском князь Мстислав
Глебович (двоюрный брат Михаила Черниговского).
Был "лютый бой", но русские проиграли.
18 октября 1239г. Чернигов был взят, после
чего татары разрушили города Путивль,
Глуков, Вырь, Рыльск.
Нашествие на Южную Русь и Восточную Европу
Батый начал осенью 1240 года, опять собрав
под свое начало всех преданных себе людей.
Батый подошел к Киеву в ноябре 1240 года.
"Пришел Батый к Киеву в силе тяжкой,
окружила город сила татарская, и не было
ничего слышно от скрипенья телег, от рева
верблюдов, от ржанья коней; наполнилась
земля Русская ратными." В Киеве тогда
княжил Даниил Романович Галицкий, который
выехал из города, оставив для защиты города
воеводу Дмитрия. Татары с той стороны,
где лес примыкал к городским воротам
круглосуточно обстреливали стены из
камнеметных орудий. В результате стены
рухнули и монголо-татары ворвались в
город к вечеру. За ночь киевляне построили
новую стену вокруг Десятиной церкви,
но татары прорвали оборону г.Киева и после
9 дневной осады и штурма 6 декабря 1240 года
Киев пал.
После этого основные силы Батыя двинулись
дальше на запад к Владимиру-Волынскому.
Города Кременец, Данилов и Холм захватчики
взять не смогли. Городки-крепости были
великолепно приспособлены для обороны.
Владимир-Волынский был взят монголо-татарами
после короткой осады. Страшному разгрому
подверглись все города волынской и галицкой
земли.
1.5. Ордынское иго.
Последствия этого нашествия для Руси были исключительно тяжелыми. Прежде всего резко сократилось население страны, множество людей было убито, уведено в рабство. Многие города оказались уничтоженными, запустел Киев, в котором осталось не более 200 домов. Из 74 городов на Руси в XII-XIII вв. около 50 были разорены захватчиками, в 14 из них жизнь в последующем не возобновилась, а 15 превратились в небольшие села.
После татаро-монгольского нашествия Русь стала страной, зависимой от Золотой Орды. Сложилась система, при которой великий князь должен был получать в Орде утверждение, "ярлык" на великое княжение.
Ханы выдавали князьям ярлыки, являвшиеся знаками поддержки ханом занятия князем того или иного стола. Ярлыки выдавались и имели решающее значение при распределении княжеских столов в Северо-Восточной Руси (но и там на протяжении второй трети XIV века оно почти полностью сошло на нет, как и регулярные поездки северо-восточных русских князей в Орду и их убийства там). Правителей Орды на Руси называли «царями» — высшим титулом, который ранее прилагался только к императорам Византии и Священной Римской империи. Другим важнейшим элементом ига была данническая зависимость русских княжеств. Есть сведения о переписи населения в Киевской и Черниговской землях не позднее 1246 года. «Дани хотят» прозвучало и при визите Даниила Галицкого к Батыю.
Единицами обложения были: в городах - двор, в сельских местностях — хозяйство («деревня», «соха», «плуг»). В XIII веке размер выхода составлял полгривны с сохи. От дани освобождалось только духовенство, которое завоеватели старались использовать для укрепления своей власти. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход», или «царёва дань», налог непосредственно для монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамга»); извозные повинности («ям», «подводы»); содержание ханских послов («корм»); различные «дары» и «почестья» хану, его родственникам и приближённым и др. Периодически собирались большие «запросы» на военные и другие нужды. Представление об относительном бремени ордынской дани помогают составить такие факты, как согласие Дмитрия Донского на выплату дани Мамаю (в размерах не выше, чем по предыдущему соглашению) накануне Куликовской битвы, и данническая зависимость некоторых пограничных со степью русских земель уже после присоединения их Великим княжеством Литовским во второй половине XIV века..
Преемник хана Берке хан Менгу-Тимур в 1267 году положил начало еще одной традиции в отношениях между Ордой и Русской Церковью. Он впервые выдал первому после Батыева нашествия митрополиту Киевскому и всея Руси Кириллу II ярлык на управление Русской Церковью. Поскольку монголы не посягали на права православного духовенства, появление ярлыков было мерой не учредительной, а охранительной, дабы избавить духовенство от посягательств ханских чиновников, злоупотреблявших своими полномочиями. Первый ярлык был следующего содержания: «Сию грамоту видящи и слышащи от попов и черньцов ни дани, ни иного чего не хотят ни возмут баскацы, княжи писцы, поплужники, таможници, а возмут ине по велицеи язе извиняться и умруть». Ярлык оберегал земли, воды, сады, огороды, мельницы, принадлежащие духовенству. Еще Менгу-Тимур писал в той грамоте: «Мы пожаловали попов и чернецов и всех богадельных людей, да правым сердцем молят за нас Бога, и за наше племя без печали, благословляют нас...; да не клянут нас... Аще ли кто имать неправым сердцем за нас молити Бога, ино тот грех на нем будет». Как видно, этим указом хан под страхом казни воспрещал надругательство над Церковью и православным духовенством. Также давалась полная свобода относительно избрания кандидатов из мирян на духовное служение. Менгу-Тимур писал в ярлыке: «аще ли (митрополит) восхощет иные люди к себе приимать, хотящия Богови молитися, ино на его воли будет». Сам Менгу-Тимур был язычником и вновь утвердил в Орде шаманизм, как государственную религию.
Как видно, Золотоордынские ханы в ХIII – ХIV веках ставили русских митрополитов и Русскую Православную Церковь в особое положение. Ярлыки выдавались как митрополитам, так и князьям, что фактически уравнивало их. Но митрополиты имели право свободно связываться с Константинополем, чего не разрешалось князьям. Духовная власть ставилась ханами выше светской. Церковь стала самостоятельной политической силой в русском обществе. Как считают некоторые историки, монголы покровительствовали Русской Православной Церкви, ради покорности и терпения народа.
Но неприкосновенность Церкви, гарантированная ярлыками, относилась лишь к спокойным периодам. Совершая грабительские походы, войска татар разрушали церкви и монастыри. В летописном рассказе о разорении Москвы Тохтамышем в 1382 году, например, перечислено множество убитых священнослужителей.
В продолжение всего
«монгольского» периода Церковь, проявляя
внешнюю покорность ханам, несомненно,
стремилась содействовать «собиранию
Руси». Старание Церкви упрочить свое
положение, благодаря покровительству
ханов, совпадало со стремлением создания
единого Русского государства, удерживая
в то же время народ от обреченного на
неудачу прямого сопротивления Орде. Церковь
преследовала общерусские интересы и
никогда не была исполнительницей воли
золотоордынских ханов.
2.Борьба Северо-Западной Руси с немецкими и шведскими феодалами. Александр Невский.
2.1. Борьба Северо-Западной Руси с немецкими и шведскими феодалами.
Отсюда легко было организовать действенный контроль над Подвиньем, с одной стороны, и над Балтикой—с другой. Папа не оставил без своей помощи и эти действия агрессоров. Генрих Латвийский сообщает, что папа запретил под страхом церковного отлучения кому-либо впредь посещать гавань семигалов. Это должно было обеспечить торговую монополию захваченной немцами Риги и ухудшить торговлю, которую местное население издавна вело из своей, какой-то другой, гавани. Интересно и другое: русские купцы, постоянно поддерживавшие с ливами и остальными местными племенами торговые отношения, не считали нужным следовать этому папскому запрещению и пытались торговать по-прежнему, отправляясь для этого в гавань земгалов. Тогда немцы «напали на них, и после того как двое, а именно лоцман и капитан, были схвачены и преданы жестокой смерти, прочие принуждены были вернуться».
В этих кратких сообщениях летописца дано чрезвычайно важное свидетельство о подлинном характере деятельности крестоносцев. Это было вторжение ради захвата торговли на Балтике, ради захвата земель.
Враждебные действия крестоносцев в Прибалтике были с самого начала вероломными по отношению к русским, заключившим еще в 1195 г. торговый договор «со всеми немцами, готландцами и латинянами». Договор этот, подписанный князем новгородским Ярославом Владимировичем и послом немцев в лице некоего Арбуда, был, очевидно, обновлением и расширением прежде действовавшего соглашения, на что указывает упоминаемый и подтверждаемый в договоре 1195 г. «мир старый».
Действия крестоносцев имели целью создать торговую блокаду Руси, так как главные торговые связи шли из Прибалтики в Псков, Новгород, Ладогу. Полоцк, Смоленск и другие русские города. Даже католические церковные историки вынуждены признать, что именно торговые интересы направляли католическую экспансию на восток и что поэтому, говоря словами одного из таких историков-доминиканцев, «средневековый христианин не мог никак забыть о существовании этих широких путей в языческий мир».
В 1202 г. был создан специальный военно-монашеский орден под названием «Братья Христова воинства», которому Иннокентий III предписал устав созданного в Палестине ордена «храмовников» и в качестве отличительного знака утвердил для нового ордена изображение красного креста и меча, нашитых на белый рыцарский плащ. Отсюда и пошло позднейшее название ордена «меченосцы». В отличие от «храмовников», являвшихся папским орденом, «меченосцы» были орденом рижского епископа.
В 1207 г. было установлено, что одна треть всех захваченных в Прибалтике земель передается ордену.
Русские были главным врагом, против которого направлялась агрессия германских рыцарей и монахов. Захватчики превосходно знали, что они действуют в пределах русских владений. Наиболее опасными их противниками были русские князья —
Шведские рыцари начали наступать с севера на земли финнов и карелов. Население этих земель издавна торговало с северными русскими княжествами. Русские князья и бояре собирали здесь дань — меха, мед, серебро.
Несколько позже
немецкие рыцари заняли устье реки
Вислы и стали воевать против
пруссов и поляков Поморья. Каким
же образом немецкие и иные рыцари
оказались в Восточной
С конца XI в. короли, графы, князья Франции, Англии, Германии и других европейских стран, стремясь захватить богатое побережье Средиземного моря, не раз отправлялись в кровавые походы против Египта, Сирии. Это были крестовые походы, которые поддерживала католическая церковь .
В то же время правители западноевропейских стран не упускали из виду и земли Восточной Европы. Католические монахи и немецкие рыцари не раз наведывались к финнам, эстонцам, пруссам.
Потерпев поражение в войнах с арабами, немецкие князья в конце XII в. решили перенести войну в Прибалтику; их поддержал папа римский. Завоевание Прибалтики и Руси сулило ему новые земли и доходы. Папа охотно взял на себя роль верховного руководителя и провозгласил через епископов в Германии, Дании и Швеции крестовый поход на прибалтийских язычников и на «неверных» жителей Руси.
Крестоносная агрессия на территории Руси, достигнувшая своего пика в первой четверти XIII в., берет свое начало еще в XII в.. Именно тогда, на землях западных и поморских славян, обосновались германские рыцари, из которых главным образом состояли на первых порах отряды «крестоносных» захватчиков, они продвигались дальше на восток, вторгались, с одной стороны в Пруссию, с другой - в Прибалтику.
С конца 80-х годов XII в. «крестоносные» отряды «миссионеров» все чаще совершают вооруженные нападения на территорию северо-западной Руси, преимущественно на земли полоцких и смоленских князей, на земли ливов, прежде всего.
Папа призвал к «крестовому походу» в землю ливов для насильственного их обращения в христианство. Всем, кто в таком походе примет участие, было обещано отпущение грехов. Однако народные массы в земле ливов единодушно противились всем попыткам «обращения» в католичество. Совершенно справедливо они связывали его с неизбежной окончательной потерей остатков своей свободы.
Князья: полоцкий, псковский, смоленский, особенно же «великий князь» новгородский оказывали постоянную поддержку местному населению, ведшему нелегкую борьбу с захватчиками. Особенно часто русские оказывали существенную помощь своим ближайшим соседям эстам, против которых усиленно действовали датско-шведские рыцари, руководимые архиепископом Андреем Лундским, в свою очередь получившим поддержку с двух сторон — от короля датского и от папской курии. В 1206 г. папа Иннокентий III в особом послании писал архиепископу, явно подстрекая его к разбойничьему походу против эстов: «Так как ты, по правильному и благочестивому решению, отправляешься против язычников… мы препоручаем тебе в стране, которую ты с христовой помощью приведешь после уничтожения язычества к познанию веры христовой, установить католического епископа».
На первых порах
эсты оказывали агрессорам стойкое
сопротивление, особенно успешное благодаря
постоянной помощи русских. Быстро подоспевавшая
по Двине помощь воинов княжества
полоцкого не раз создавала на пути
захватчиков неодолимые препятствия,
отбрасывала их, заставляла искать мира.
Ярко описывает Генрих Латвийский кровопролитную
борьбу, которую приходилось вести эстам
в союзе с русскими против крестоносцев.
Информация о работе Монголо-татарское нашествие на русские земли. Ордынское иго на Руси