Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:46, статья
В канун 1260 года христиане Палестины получили радостную весть: на помощь княжествам, герцогствам и сеньориям Святой Земли, которые терпели поражение за поражением от мусульман-мамлюков, двигалось мощное войско. Могущественными союзниками потомков крестоносцев неожиданно выступили монголы, одно имя которых в то время наводило ужас на народы Азии и Европы.
МОНГОЛЫ - ЗАЩИТНИКИ ГРОБА ГОСПОДНЯ?
"Желтый крестовый поход"
Версия Льва Гумилева: за и против
В канун 1260 года христиане Палестины
получили радостную весть: на
помощь княжествам, герцогствам
и сеньориям Святой Земли,
Монгольское войско под
Христиане Ближнего Востока
В феврале 1258 года армия Хулагу взяла Багдад. Багдадский халифат мусульманской династии Аббасидов пал, а последний аббасидский халиф Мустасима был казнен монголами. Его дворец монголы подарили несторианскому патриарху, который благословил хана на "священную войну" против мусульман. К монгольской армии присоединились войска армянского царя и его зятя князя Антионии Боэмунда VI. В 1258-1259 годах монгольская армия при помощи союзников разбила мелкие султанаты Месопотамии и Сирии. Один за другим пали Алеппо, Дамаск, Хам, Хомс, Банияс. Победители убивали мусуольманских правителей, сжигали мечети и украшали христианские храмы. В январе 1260 года монголы перешли Еврат. Начиналась решающая фаза похода, который британский медиевист Роберт Ирвин назвал "христианским джихадом".
В Европе с радостью следили за успехами "желтых крестоносцев". Хулагу-хана и Докуз-хатун сравнивали с императором Константином и его женой Еленой, утвердившими христианство в Римской империи. Европейцы с нетерпением ждали, когда новые "воины Христа" освободят Святой град Иерусалим и Гроб Господень и восстановят торжество христиан в Святой Земле.
Однако христианские князья
В чем же причина столь
"Это откровенная измена делу,
которому они обещали служить",
- считает Лев Гумилев. Эти
Христианские князья встали на сторону графа-разбойника. Обвинив монголов в разрушении Сидона, они объявили "желтых крестоносцев" главными врагами Святой Земли. "Это было глубокое заблуждение, но оно сыграло решающую роль в событиях, которые произошли во второй половине XIII в.", - отметил Лев Гумилев. Он полагал, что, направляя войска в Палестину монгольские ханы ставили исключительно благородные цели освобождения Гроба Господня и помощи местным христианам, а Кит-Буку-нойона называл "последним паладином восточного христианства", "последним подлинным паладином Креста".
Однако насколько
Для того, чтобы понять, какие цели преследовали организаторы похода в Палестину, необходимо обратиться к самому началу - а именно, к тому моменту, когда принималось решение о военной экспедиции.
Весной 1253 года в верховьях реки Онон собрался Курилтай - традиционный съезд монгольских воинов. Курилтай являлся высшим органом власти Монгольской империи - он провозглашал верховного хана и утверждал планы походов. Съезд 1253 года, в частности, должен был определить военные задачи монголов. Курилтай возглавлял верховный хан Мункэ (Монкэ) - внук Чингисхана, правивший империей с 1251 года. Его ближайшим помощником и союзником был Бату-хан, по русским источникам известный как хан Батый.
В первую очередь Курилтай решил завершить войну в Китае, которую монголы вели несколько десятков лет. Экспедицию в Южный Китай возглавил царевич Хубилай. Он разгромил царство Наньчжао, покорил тибетские и бирманские племена и взял Ханой. Но война в Китае продолжалась еще много лет.
Второе направление удара
Мункэ и его полководцы были жесткими реалистами. В своей широкомасштабной завоевательной политике они руководствовались не религиозными симпатиями и не мистико-романтическими идеями, а конкретными перспективами расширения владений Чингисидов. В этом свете так называемый "Желтый крестовый поход" Хулагу-хана предстает как очередная фаза военной экспансии монголов, направленной на Иран и Ближний Восток.
Теперь внимательней проследим
действия самих "крестоносцев".
После разгрома Багдадского
И что же предпринял Хулагу? Да ничего. Он остался в Иране, продолжая укреплять свой улус, фактически превратившийся в самостоятельное государство, лишь формально связанное с Монгольской империей. Планы "освобождения Святой Земли" и возвращения Иерусалима мусульманам, которыми якобы руководствовался глава похода в Палестину, были полностью забыты. Хулагу был провозглашен ильханом Ирана. Он стал основателем новой династии иранских государей, которая правила до 1353 года. Потомки главы «Желтого крестового похода» приняли ислам и заключили мир с мамлюкскими султанами.
Таким образом поход монгольских войск в Палестину был только очередной военной экспедицией чингисидского царевича, мечтавшего вовсе не об освобождении Святой Земли, а о короне для себя и своих детей. И реакция франкских правителей на этот завоевательный поход была вполне разумной и адекватной: крестоносцы предпочли помочь своим «близким врагам» - местным мусульманам, с которыми они не только воевали, но время от времени вступали в союзы (так, союзником Иерусалимского королевства был эйюбидский султан Алеппо и Дамаска, убитый монголами), нежели подчиниться «далеким друзьям», разрушавшим и грабившим процветающие города и крепости.
Итак, «Желтый крестовый поход»
оказался сказкой. Но сказкой
столь красивой, столь чертовки
привлекательной, что она