Московски государственный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:38, реферат

Описание работы

По проекту Ломоносова в университете должно было быть 3 факультета – юридический, медицинский, философский; 12 преподавателей; так же при университете должна была быть гимназия. Из числа учеников, которой должны были, набираться абитуриенты для университета. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете.

Файлы: 1 файл

СГМУ.docx

— 20.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Московский университет основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).

 

По проекту Ломоносова в университете должно было быть 3 факультета – юридический, медицинский, философский; 12 преподавателей; так же при университете должна была быть гимназия. Из числа учеников, которой должны были, набираться абитуриенты для университета. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете.

Так как Ломоносов не имел ни чинов и не имел большого значения перед императрицей и сенатом  для того, что бы их убедить в  необходимости университета,  он стал действовать через фаворита императрицы Ивана Шувалова. Ломоносов  написал письмо И.И. Шувалову с предложенным проектом университета. Иван Шувалов  покровительствовал науке и искусству., поэтому он принял проект Ломоносова и одобрил его, внеся незначительные изменения. Он представил проект на рассмотрение императрицы.

«После рассмотрения проекта  Елизавета Петровна подписала 12 января (в День св. Татьяны по православному  церковному календарю) 1755 года указ об основании Московского Университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция "Ломоносовские чтения" и дни научного творчества студентов». 

26 апреля рядом с Красной  площадью, открывается Московский  Университет с тремя отделениями:  нравственных и политических  наук, физических и математических  и врачебных наук.  
Сначала преподают приглашенные из-за границы профессора и только двое русских: Н.Н. Поповский по словесности и философии и А.А. Барсов по математике и словесности, а так же преподаватель русского и латинского языка Ф.Я. Яремский – были определены из воспитанников Петербургского академического университета. 

И почти сразу в 1767 году Императрица приказала куратору университета М. Хераскову преподавать  по-русски. . «Ломоносов, Крашенинников и другие передовые ученые понимали, что без перехода на русский язык нечего и думать о сколько-нибудь широком распространении образования, о его доступности и демократизации. Ломоносов добился того, чтобы в Московском университете русские профессора читали только на русском языке» .

Московский университет  принципиально отличался от всех других университетов. Он был наиболее демократичным к абитуриентам. В  университет мог поступить любой  желающий, за исключением крепостных крестьян. Это его и выделяло среди  других университетов. И определило широкое распространение научных  и общественных идей среди учащихся и профессоров. Ломоносов указывал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом  сословности. «В университете тот студент  почтеннее, кто больше научиться; а  чей он сын, в том нет нужды».  
Так же Михаил Васильевич был сторонником воспитания таких качеств как: скромность, уважение к старшим, вежливость. Он считал, что в учениках надо воспитывать и развивать те, способности которые наиболее выражены. Ломоносов так же ратовал за то, чтобы к каждому из учеников был индивидуальный подход. Так же демократизация подразумевала собой изменение в управлении университетом «Бразды правления должны быть вручены проректору, который избирается ежегодно из числа профессоров и которого за его особые труды следует почтить более значительным повышением жалования против обычного». 

Лекции и диспуты могли  посещать простые люди. Это популяризировало и помогало распространять научные  знания среди простых людей. Каждый профессор должен был читать ежедневно, кроме субботы и воскресения, не менее двух часов публичных  лекций.  
В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Это и положило начало отечественному книгоизданию. Типография университета издавала множество учебников, художественные книги, но не только русских писателей, но и иностранных. Впервые в университетской типографии напечатали «Сочинения» Ломоносова в двух томах. В них в первый раз печатались научные труды Михаила Васильевича. В этой книге впервые был опубликован его портрет, это было своего рода сенсацией, потому что до этого печатали только портреты царей и изображения святых. В этой типографии увидели свет произведения Шекспира, Дидро, Вольтера, Руссо, Мольера. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету "Московские ведомости", а с января 1760 года - первый в Москве литературный журнал "Полезное увеселение". Десять лет, с 1779 по 1789 года, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И.Новиков. 

Через год после создания университета была открыта университетская  библиотека. Больше 100 лет она выполняла  функции единственной в Москве общедоступной  библиотеки. 

В XIX столетии при университете образовались первые научные сообщества: Испытателей природы, Любителей  российской словесности, Истории и  древностей российских. Эти сообщества были весьма важной частью истории университета. В этих сообществах велись научные диспуты, студенты, профессора общались между собой и доказывали друг другу свою точку зрения. Все это происходило благодаря демократическому устройству университета. 

В 1804 году был принят университетский  устав. По данному уставу университету предоставлялась автономия. Ректор и деканы избирались из числа профессоров  университета. Первым избранным ректором стал Ч.А. Чеботарев. Совет профессоров  решал университетские проблемы, присуждал научные звания. Книги, печатаемые в университетской типографии, с согласия совета профессоров не подвергались общей цензуре. Студенты обучались на четырех факультетах: нравственных и политических наук, физических и математических наук, медицинских наук, словесных наук. Обучение продолжалось 3 года. «После выпускных экзаменов лучшим из оканчивавших университет присваивалась степень кандидата, остальным - звание "действительный студент"». 

К 20-м годам XIX столетия число  студентов превысило 500 человек. Благодаря стараниям университета во второй половине XIX – начале XX века возникли известные московские музеи: Политехнический, Исторический, Зоологический, Антропологии, Изящных искусств; были открыты Ботанический сад и Зоологический сад (Московский зоопарк).

Открытие московского  университета стало самым значимым событием в жизни России. Это событие  помогло образованию и культуре в России встать на новый уровень. Несмотря на многочисленные трудности, Московский университет за первые 150 лет своего существования внес огромный вклад в развитие российской науки  и культуры .

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников:

 

  1. Московский Государственный Университет http://www.msu.ru/info/history.html#nachalo
  2. Письмо М.В. Ломоносова к И.И. Шувалову

http://his95.narod.ru/doc00/mgu_osn.htm   

  1. История России 1.2005/ Д.В. Гутнов «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова: от юбилея к юбилею» http://www.historia.ru/2005/01/mgu250.htm 

Информация о работе Московски государственный институт