Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 21:32, реферат
Просвещение. Наука. Литература.
Знаменитые русские мастера 15-16 вв.
Русское книгопечатание и литература XV-XVI вв.
Московское государство при Иване IV
Просвещение. Наука. Литература.
Вопрос 4. Знаменитые русские мастера 15-16 вв.
Андрей Рублёв - русский живописец. Рублёв
был монахом Андроникова монастыря (Москва),
где умер и похоронен; ранее, по-видимому,
был связан с Троице-Сергиевым монастырём.
В 1405 (согласно летописи) участвовал с
Феофаном Греком и Прохором с Городца
в создании росписей и икон Благовещенского
собора Московского Кремля; вместе с Даниилом
Чёрным расписывал (в 1408 г.) Успенский собор,
во Владимире и участвовал в выполнении
икон этого собора, а также росписей и
икон Троицкого собора Троице-Сергиевого
монастыря, в котором, в частности, находилось
знаменитая икона "Троица", наиболее
совершенное произведение Рублёва; в конце
жизни расписывал собор Андроникова монастыря.
Рублёву приписывают также участие в создании
росписей и икон соборов в Звенигороде
и миниатюр Евангелия Хитрово. В своих
произведениях, создававшихся в период
национального подъёма, связанного с борьбой
против государства, Рублёв гениально
воплотил в рамках средневековой иконографии
новое, возвышено-одухотворённое понимание
красоты и духовной силы человека. Его
росписи и иконы, принадлежащие к вершинам
мирового искусства, характеризуются
большой человечностью образов, тонкой
гармонией композиции и красочной гаммы,
в которой преобладают светлые тона, плавными
певучими линиями.
Дионисий - русский живописец. Историки
сообщают о работах (росписи, иконы) Дионисия:
в Пафнутьевом-Боровском монастыре (между
1467 - 1477 гг., совместно с художником Митрофаном),
в Успенском соборе Московского Кремля
(1481 г., с художниками Тимофеем, Ярцем и
Коней), в Иосифовом Волоколамском монастыре (1484-1486гг.,
с сыновьями Владимиром и Феодосием, старцем
Паисием и другие). Сохранилась замечательная
работа Дионисия (вместе с сыновьями) -
роспись собора Ферапонтова монастыря (1500-1502 гг.). В Третьяковской галереи
находятся иконы Дионисия - "Одигитрия" (1482 г.) и две
иконы из Павлова-Однорского монастыря
(1500 г.). Произведения Дионисия исполнены
торжественные ясности и оптимизма. Для
них характерны плавные линии рисунка,
гармоничность композиции, светлые прозрачные
краски, изящные фигуры вытянутых пропорций.
Андрей Чохов - русский пушечный и колокольный
мастер. Свыше 60 лет работал в Москве на
Пушечном дворе. Первые датированные работы
Чохова относятся к 1568 г, последние - к
1629 г. Самые выдающиеся орудия его работы
"Царь-пушка" (1586 г.) и стоствольная
пушка (1588 г.). Сохранилось 12 орудий, отличных
Чоховым: 7 - находятся в Артиллерийском
историческом музее в Санкт-Петербурге,
3 - в Московском Кремле, 2 - за рубежом (в
Швеции).
Вопросы 2,3. Русское книгопечатание и литература XV-XVI вв.
Вы помните, что в Западной Европе
в середине XV в. стало развиваться книгопечатание.
Точно установлено, что в Москве книги
начали печатать за десять лет до широко
известного "Апостола" Ивана Фёдорова.
Началом книгопечатания в России является
1 марта 1564 г., когда вышла на свет эта ставшая
легендарной книга.
Для культурного роста России введение
книгопечатания имело огромное значение.
Пользоваться печатной книгой, хранить
её было удобнее, чем рукописную, хотя
переписка книг продолжалась ещё долгое
время. Распространение книг открывало
более широкие возможности общения духовными
ценностями.
По неизвестным причинам Фёдоров покинул
Москву и продолжал свою деятельность
на Украине. В Львове он выпустил первый
русский букварь. Но в Москве печатное
дело не заглохло. Его продолжали печатники
Никифор Гарасиев и Андроник Тимофеев
Невежа. К концу 70х гг. XVI в. В России были напечатаны
основные богослужебные книги.
XVI в. столетие породило немало
литературных произведений, которые нередко
носили острый, полемический характер.
И в иносказательной форме, на примерах
успешной деятельности некоего турецкого
султана выразил свои взгляды Иван Пересветов,
сторонник возвышения дворянства и противник
бояр - "ленивых богатин".
Значительным трудом, имевшим долгий и
противоречивый отклик в общественной
мысли, стало сочинение монаха одного
из псковских монастырей Филофея. Касаясь
истории Рима и Константинополя, Филофей
объяснял их падение отходом от истинной
христианской веры.
Конец XV-XVI в. примечательный созданием
обще русских летописных сводов. Был подготовлен
грандиозный "Лицевой" (иллюстрированный)
летописный труд, призванный изобразить
всю историю Руси, начиная с первых киевских
князей. Изрядно постарались художники,
создав для него до 16000 миниатюр (маленьких
картинок) на исторические темы.
Огромная работа была проделана церковными
писателями под руководством митрополита
Макария. Собрали жития русских святых
и расположили по месяцам и дням поминовения.
Труд был назван "Великие минеи-четьи".
Им руководствовались при богослужениях,
а как познавательное и назидательное
чтение использовали в кругу семьи.
Обобщением культурно-бытового уклада
жизни русского народа стал свод правил
под названием "Домострой", составленный
Сильвестром и одобренный церковным собором.
На русский язык перевели сочинения "Назиратель"
о ведении сельскохозяйственных работ.
Несмотря на решение Стоглавого собора
создать в России много школ, это не было
осуществлено.
Иван Фёдоров - основатель книгопечатания в России и на Украине. Был дьяконом одной из кремлёвских церквей в Москве. После открытия в 1563 г. в Москве типографии приступил совместно с П. Т. Мстиславцем к печатанию "Апостола", явившегося первой русской датированной печатной книгой. Спасаясь от преследования реакционных элементов, обвинявших его в ереси, Фёдоров уехал в Литву, а затем во Львов. Там Фёдоров организовал типографии. Все издания Федорова представляют собой первоклассный памятник русского типографского искусства XV в.