Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:57, реферат
Теория «Москва - Третий Рим» многими историками, культурологами и политическими деятелями считается одной из самых знаковых и определяющих в истории Российского государства. Это говорит об актуальности данной темы. Идея «Москва - Третий Рим» является смысловой основой мессианской концепции образования Русского централизованного государства, в значительной степени определившей мессианское направление данного процесса и проблематику его развития.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Возникновение теории «Москва - Третий Рим» ………………………………4
2. Суть теории «Москва-третий Рим»…………………………………………….5
3. Теория «Москва – Третий Рим» в общественной и политической жизни Руси конца XV- XVIII веков…………………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы ……………………………………………………………..
Двойственность идеологемы "Москва - Третий Рим" и связанного с ней русского мессианизма весьма точно уловил Н.А. Бердяев. "Русское религиозное призвание, призвание исключительное, связывается с силой и величием русского государства, с исключительным значением русского царя", - писал он. Так "империалистический соблазн входит в мессианское сознание”. Открывалась возможность превращения провиденциалистской идеи в аргумент имперской идеологии и политики. Но полное осознание этого противоречия вместе с практическими выводами пришло позже, с историческим опытом. А в XVI в. совпадение религиозной и политической идеи представлялось еще вполне естественным и не грозило далеко идущими последствиями.
К XVII веку,
ко времени царствования Алексея
Михайловича религиозно-
Постепенно, по мере укрепления основ русского самодержавия и его идеологии учение о Москве как Третьем Риме из факта консолидации нации превращалось в охранительно-консервативную силу, и неслучайно именно оно сыграло роковую роль в церковном расколе XYII века, переросшем в трагический раскол общества. В эпоху русского раскола идея Москвы как Третьего Рима последний раз выражалась непосредственно народом в своем первоначальном виде, после чего послания старца Филофея имели хождение главным образом в старообрядческой литературе.
Как известно,
государство и официальная
Несколько
позже идея русского мессианизма
приобретет новую форму и станет
развиваться в иной парадигме - в
системе философских
В отличие от православного понимания
идеи "Москва - Третий Рим", государственно-официальное
лишалось своего эсхатологического
акцента, приобретало значительно
более ярко выраженную привязку к
имевшимся государственным
В рамках
идеологии Святой Руси и Третьего
Рима, сосуществования их разных толкований,
освоение новых земель могло разыгрываться
как "драма". Скользящая локализация
Святой Руси народных легенд давала возможность
русскому народу бежать от государства.
Россию беглецы несли с собой.
С другой стороны, официальная идеология
Третьего Рима и связанная с ней
имперская программа, подразумевающая
территориальную экспансию, позволяла
не только закрывать глаза на самовольные
переселения, но и поощрять их с целью
расширения границ Российского государства.
Если беглых не устраивало то, что они
вновь оказывались под
В свою очередь
эсхатологическая окрашенность православно-церковного
понимания идеи Москвы - Третьего Рима
в сочетании с его
Итак, край, где живут русские, воспринимался уже как вполне русский, но окончательно он превращался в Россию, когда в нем строились церкви. Основная модель распространения Православия среди инородцев была воспринята Россией от Византии. Византия тоже практически не знала проповеди как целенаправленного государственного дела. Миссия осуществлялась спонтанным образом удалявшимися за пределы Византийской империи монахами; имперское же правительство было готово лишь при успехе миссии оказать ей необходимую поддержку, что подразумевало определенный контроль и определенную централизацию. Императоры осознавали роль добровольных проповедников для сохранения Христианского - "Римского" - единства.
Аналогичным образом и в России проповедь была почти всецело делом монахов, причем зачастую удалявшихся за пределы российской государственной территории вовсе не с целью миссии, а напротив, желая порвать связи с миром, но основывавших в конце концов скиты и монастыри, становившиеся центрами церковности. Таким образом, усвоив византийские государственные установки, Российская империя восприняла видимое равнодушие к делу миссии. Задачей государства было устанавливать границы Православного царства, а обращать туземное население в Православие — это дело Промысла Божьего. Однако служение монаха в России воспринималось тоже как своего рода государственное служение, но не в том смысле, что государство специально направляло деятельность монаха (напротив, оно признавало за ним значительно большую свободу, чем за другими гражданами империи, от самого высокого звания до самого низкого), но в том, что его путь имел особую государственную санкцию: государство знало, что монах, особенно поселившийся на новых землях, является там столпом российской государственности уже самим фактом своего существования, ничего не делая для этого специально.
Итак, силу
русской экспансии обеспечивала
идеологема "Москва - Третий Рим ".
Именно эта идеологема "обыгрывалась"
ходе взаимодействия внутриэтнических
групп (функционального внутриэтнического
конфликта). Она, с одной стороны, послужила
основой государственной идеологии, предполагающей
территориальную экспансию; она же сделала
для народа психологически легким процесс
переселения в регионы, где еще не была
установлена или упрочена (как на завоеванных
территориях) российская государственная
юрисдикция. Она же обеспечивала силу
религиозной экспансии и создавала предпосылки
для культурной гомогенизации всей государственной
территории. Основой этой гомогенизации
была, с одной стороны, государственно-
В свете
этого центрального принципа, включение
в государство новых земель означало
расширение пределов Православного
мира и увеличение численности православного
народа. Парадигмы религиозные и
государственные сливались: государственная
мощь империи связывалась с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теория "Москва - Третий Рим" стала на Руси известной и общепризнанной при сыне Василия III Иване IV Грозном, когда после 1547 г. Московское великое княжество стало царством. Она сыграла огромную роль в развитии русского имперского самосознания, возвышении русского централизованного государства.
Сформировавшись поначалу как идея о богоизбранности Руси – преемницы Византии, затем она стала идеологической теорией образования государства Руси и ее возвышения. Она обосновывала статус Московского царства, как единственно истинного христианского государства, в жизни которого в полной мере должны были воплотиться каноны православной веры.
Теория Филофея "Москва – третий Рим" получила большое распространение, она неоднократно воспроизводилась средствами живописи, включалась в состав храмовых росписей и других эпохальных живописных и литературных произведений и была усвоена русским общественным мнением. Отдельные ее формулы воспроизведены в чине венчания Ивана IV на царство, и в этом плане вполне возможно считать ее доктриной, получившей официальное признание. Также она нашла свое отражение и в градостроительстве. Московские градостроители XVI-XVII веков активно внедряли в структуру Москвы элементы архитектуры, присущие Константинополю и Риму. В Москву активно привлекались иностранные специалисты – строители и иконописцы.
Таким образом,
можно сделать вывод, что появление
и внедрение общественно-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
И.Н. Сиземская. – М.:Аспект Пресс, 2000. – 398 с.