Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:26, реферат
У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить в обществе человека. В качестве источников могли использоваться: указание на профессию, особенности характера или внешности человека, название национальности или местности, выходцем из которой был человек. В большинстве случаев прозвища, изначально присоединявшиеся к крестильным именам, полностью вытесняли имена не только в повседневной жизни, но и в официальных документах.
Государственное образовательное учреждение выcшего
профессионального образования
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет экономики и управления
Кафедра менеджмент
Моя семья в эпоху перемен 1985-2000 гг.
(тема)
Реферат по курсу
«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Выполнил студент
Хрусталёва Юлия Юрьевна
Проверил преподаватель
Александр Васильевич
Подпись
Омск 2013
Происхождение фамилии Хрусталёв
Фамилия Хрусталев образована от личного прозвища и относится к распространенному типу русских фамилий.
У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить в обществе человека. В качестве источников могли использоваться: указание на профессию, особенности характера или внешности человека, название национальности или местности, выходцем из которой был человек. В большинстве случаев прозвища, изначально присоединявшиеся к крестильным именам, полностью вытесняли имена не только в повседневной жизни, но и в официальных документах.
Фамилия Хрусталев произошла от прозвища Хрусталь. Хрусталь – слово немецкого происхождения, означающее «чистое, белое стекло, особым образом граненое». Можно предположить, что человек, носивший данное прозвище, как раз занимался изготовлением такого стекла. Хотя не исключено и иное объяснение. Ведь слово «хрусталь» настолько прижилось в русском языке, что народ стал связывать его напрямую с прилагательным «хрусткий», то есть твердый и хрупкий одновременно. В таком случае прозвище могло указывать на характер человека.
Уже в XV–XVI веках в среде богатых людей начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами –ов /-ев, -ин, изначально указывающие на прозвище отца.
Основная же масса населения на протяжении долгого времени оставалась без фамилий. Начало их закреплению положило духовенство, в частности киевский митрополит Петро Могила, который в 1632 году поручил священникам вести метрики рожденных, венчанных, умерших.
После отмены крепостного права перед правительством встала серьезная задача: дать фамилии бывшим крепостным. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и обозначение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».
Таким образом, потомки человека, обладавшего прозвищем Хрусталь, со временем получили фамилию Хрусталевы.
Происхождение имени Юлия
Имя Юлия (церковная форма Иулия) заимствовано из латинского языка, это женская форма римского родового мужского имени Юлий, которое произошло от латинского слова «юлиус» – «кудрявый, пушистый, сноп». Свободные римлянки не имели личных имен, их называли по имени отца, а затем мужа. Так что женщина по имени Юлия могла быть либо дочерью, либо супругой одного из Юлиев.
В церковный календарь это имя вошло в период раннего христианства. Когда персы взяли Карфаген, к ним в плен попало много христиан, в их числе была девочка Иулия, воспитанная в христианской семье. В рабстве она сохранила веру и целомудрие. Однако язычники угрозами и пытками требовали, чтобы она отреклась от Христа, и после мучений девушку распяли на кресте. На месте ее казни и на могиле вскоре стали совершаться чудеса, и поэтому церковь причислила Иулию к лику святых. Впоследствии еще одна Иулия была канонизирована христианской церковью: в числе других семи дев-мучениц она погибла за веру во Христа. Дни святых Иулий церковь чтит 31 (18) мая и 29 (16) июля.
На Русь это имя пришло в числе других женских имен вместе с христианством. Однако упоминаний о бытовании имени в исторических источниках до XVIII века не встречается. Это и неудивительно: в истории решающую роль играли мужчины, и их имена более известны. Во всяком случае, во второй половине XVIII века именем Юлия не крестили еще ни крестьянских, ни купеческих дочерей, но у дворянок оно уже встречалось. А вот в XIX веке в среде дворянства и интеллигенции имя это стало довольно частым. Его носили, к примеру, графиня Юлия Павловна Пален, оставшаяся в памяти потомков благодаря портрету, написанному К. Брюлловым (1839); писательницы Юлия Безродная и Юлия Федоровна Ауэрбах; балерина Юлия Феликсовна Кшесинская, оперная певица Юлия Федоровна Платонова и еще очень многие россиянки, крещенные этим звучным благородным именем.
Это имя прославила Юлия Петровна Вревская (1841–1878) – баронесса, вдова боевого генерала. Во время войны с турками она уехала в Болгарию, продала свое орловское имение и на полученные деньги собрала отряд из 22 медицинских сестер. Пробыв на фронте чуть более года, она заболела тифом и умерла.
В послереволюционный период в женском именослове произошли существенные изменения, имена перестали носить сословный характер, и те из них, которые прежде не были народными, получили распространение во всех социальных слоях. Именем Юлия стали называть девочек сначала в городах, а затем и в сельской местности. В 70-е годы XX века оно стало одним из самых популярных женских имен.
Моя семья в эпоху перемен 1985-2000 гг.
Перестройка – это сложный период для России. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с Михаилом Горбачёвым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом. В ходе перестройки обнажились копившиеся десятилетиями проблемы, особенно в экономике и межнациональной сфере. Ко всему этому добавились ошибки и просчеты, допущенные в процессе проведения самих реформ. Резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, партий и движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления. К началу 1990-х годов перестройка привела к обострению кризиса во всех сферах жизни общества и к дальнейшему распаду СССР. Отношение людей к данному историческому этапу является двойственным. Одни считают, что перестройка – это выход из сложного положения застоя, что изменения были необходимы, плохо ли, хорошо, но нужно было менять систему, ее устройство и что изменения не могли быть произведены ввиду сложного общего положения вещей в международной политике и на «внутренних фронтах». Другое мнение на этот счёт заключается в том, что перестройка – это разрушение Советского Союза и не более того.
Для моей семьи годы перестройки были не очень тяжелыми временами. В 1987 году моя бабушка по маминой линии, ездила в отпуск в Одессу. Как она говорила, тогда в рыночной экономике появился импорт, товары, которые были недоступны практически, покупали по высокой цене. В это время, как она говорила, по телевизору показывали интересные передачи, в журналах было то, чего раньше не было.
В 1986 году, бабушка и дедушка жили на БАМЕ (Байкало-Амурская магистраль). Дедушка Анатолий работал плотником, бабушка Людмила, в пионерлагере следила за производством с 1988 года, в 1991 году, стала заведующей на вокзале в кафе. Они жалеют, что страну развалили, так как она нужна была безусловна, но многие вещи были сделаны не правильно.
Перестройка их практически не коснулась, в 1985 году они жили в селе Верхняя Заимка, прожили около 13 лет. А переехали они на БАМ, потому что в то время туда гнали вагоны, фрукты большими ящиками привозились, так же люди зарабатывали чеки на машины, то есть с зарплаты высчитывали часть, стояли в очереди и получали эти чеки. У бабушки было на то время 4 чека. Вообще жили хорошо, всегда в отпуск летали в Крым. До БАМА они жили в Кичере, в 1989 году переехали в поселок Новая Чара, так как дедушке дали должность инженера, а так же дали квартиру. До этого он еще работал электриком, мастером в Заббамстрой механизации (мк-135) в 1985 году. И вот после стал главным инженером. Бабушка в 1985 работала машинисткой, потом работала в детском саду, позже в лаборатории, в котельной, и потом в Чаре была администратором в гостинице.
Вообще в Чаре было трудновато под конец перестройки, появились очереди за продуктами, в то время началась только стройка поселка, но сильно перестройка не коснулась. Моя бабушка думает, что перестройка отразилась на всех, начали скупать заводы, люди остались без работы. От людей ничего не зависело, было что-то плохое и что-то хорошее, но до 1985 года, люди были другие, как бабушка говорит: «Один за всех, и все за одного!» А так люди стали свободнее, было немного легче, раньше никто не гонялся за «рублем», просто жили и все. Перестройка началась, все люди погнались за этим же «рублем». Все всё скупали, каждый человек добывал всё сам, если до этого надеялись на государство (квартиры, лечение и т. д.), все чувствовали себя спокойно, чего-то заработают, после чего-то получат. А сейчас во всем есть напряг, свобода действий присутствует и в то же время есть страх за завтрашний день. На сегодня за тебя никто, ничего не построит. Кому-то нравилось, что правил Горбачёв, а бабушке было все равно, она просто жила и работала. Политикой не увлекалась. По ее мнению на то время много получали инженеры, по 200-300 рублей, если считать что 150 рублей это было много. А потом ценность деньгам упала. Но как такого дефицита на БАМЕ не было. Когда они ездили семьей отдыхать в Крым, там тоже перестройки как таково не было. Было все, и товары, и одежда, люди по-другому относились друг к другу.
На БАМЕ людей объединяло его строительство, очень много работы было. В больших странах было намного хуже, жили в трудных условиях, в городах была преступность большая. На БАМЕ не было ее поначалу с 1985, но в 90-х годах начали воровать, тогда не было никакой работы, был криминал, скупали заводы, после начались забастовки, кто успел набить карманы, те по сегодняшний день живут хорошо, а кто остался без работы, живут не очень.
Еще бабушка рассказала мне,
как на то время жили ее сестры, мама
и папа. Моя прабабушка работала
в Крыму на винограднике, прадедушка
был трактористом на этом же винограднике.
Он опрыскивал ядом виноград, возможно
из-за этого он через пару лет
ушёл из жизни. Братья и сёстры бабушки,
жили во время перестройки в Москве,
младшую звали Света и чуть-
В общем-то, у нашей семьи была во время перестройки обыденная жизнь, работа, дом и маленькие дети. Их не пугала перестройка.
Немного расскажу о семье по папиной линии. В 1985 году папа был в 5 классе, к перестройке он относился нормально. В 1987 году, когда стал постарше, перемены хорошо встретил. Бабушка и дедушка так же жили на БАМЕ, в 1980 году переехали в Новую Чару, папин старший брат Борис оканчивал школу на то время-10 класс. В 1986 году бабушка Надежда работала 85-ой школьной столовой – заведующей до 1988 года. С 1988 года по 1991 руководила столовой в пионерлагере – «Орлёнок». А дедушка Владимир работал плотником на БАМ строй путь. С 14 лет мой папа Юрий тоже работал, вёл школьные дискотеки и получал за них деньги, а в 15 лет накопил и купил магнитофон за 220 рублей. На то время магнитофон считался дорогим. В 1991 году бабушка стала заведующей в кафе на станции «Чара», это был своего рода комбинатор общественного питания. А после, отработав несколько лет, ушла на пенсию. Моя бабушка по профессии – шеф повар, в Чаре таких поваров не было. Она кормила крупных государственных деятелей, космонавтов, иностранцев. Дедушка в свою очередь помогал бабушке в кафе, работал там до 1991 года.
Как думают мои бабушка
с дедушкой, 90-е годы - нелегкое время.
Реформы коснулись Чару, но снабжение
было хорошее. В общем-то, было все: вещи,
продукты. Но было тяжело с климатом,
он был суровым. А вот государственное
снабжение в городах
В 1990 году началось повышение цен, были перебои, мешками покупали сахар, крупы. С алкоголем были проблемы, например в городах, рассказывал папа, образовывались большие очереди за спиртным и сигаретами, а вот в Чаре нет. В 1990 году происходили «табачные бунты».
Что касается отношений между людьми, в Чаре они были хорошими, никто не крал деньги, могли знакомых бесплатно подвезти на машине, за деньги это считалось аморальным. На тот момент население в Чаре было в 5 раз больше, в 1991 году был огромный поток населения, около 18 тысяч, на сегодняшний день в Чаре проживает 4 тысячи людей. В 90-е годы в поселке закрылись больницы, род дом, кинотеатр, дом культуры и творчества. Поэтому моя мама меня родила не в Новой, а в Старой Чаре.
Мой папа говорит, что в СССР происходило многое, была преступность, но конечно на сегодняшний день убийства более тяжкие, хулиганское преступление, количество убийств было не такое, но «дикие» случаи происходили в Чаре в 90-е годы. Так же он думает, что перестройка ускорила распад СССР, но и без нее, скорее всего он бы развалился. В 1985- 1989 гг. люди к Горбачёву нормально относились, как жизнь стала хуже в 1990 году, многие стали относится к нему плохо. После прошло 5 лет, изменилось все абсолютно, начались экономические последствия, а до этого происходили политические.
Моя семья в эти годы могли себе позволить отпуск. Они в 1987 году и в 1990 году ездили в Одессу и часто в Челябинск. Мой папа в 1992, 1993, 1994 годах путешествовал по стране, был в Омске, Иркутске, Казахстане, Павлодаре.
Но все же, лучшая работа на то время была в Чаре. Люди занимались бизнесом, торговали. Была, конечно, инфляция, но все же. У людей не было уверенности в завтрашнем дне, так как деньги обесценивались, менялись. С одной стороны было интересное время, дух захватывало, до распада у людей были надежды. А потом резко гражданине Советского Союза, стали гражданине России.
В заключение хочу сказать, что годы перестройки моя семья перенесла хорошо, не было того, что происходило в других городах. Поэтому им было трудно судить о положении страны в те времена.