Можно ли Петра I считать «первым революционером»?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела, поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи.

Содержание работы

Введение._________________________________________________3

1 Характеристика личности Петра Первого.____________________5

2 Реформы Петра I. _________________________________________8
2.1 Военные реформы. ______________________________________8
2.2 Административная реформа. ______________________________9
2.3 Церковные преобразования. ______________________________10
2.4 Промышленная реформа. ________________________________11

3 Реформатор или революционер? ____________________________14

Заключение. ______________________________________________19

Список используемой литературы. ______________

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории.docx

— 50.84 Кб (Скачать файл)

О том, что Петр I был не реформатором, а революционером свидетельствует широко применявшаяся им смертная казнь. При отце Петра смертная казнь применялась за 60 преступлений (во Франции в это время смертью каралось 115 преступлений). Петр же применял смертную казнь за 200 разного рода преступлений (даже за выработку седел русского образца). Такое резкое увеличение применения смертной казни есть бесспорное доказательство, что Петр применял террор. А террор есть неизбежный спутник не реформ (мирного преобразования жизни), а революционного видоизменения жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

  В советских учебниках  Пётр — это решительный и  последовательный реформатор. По-видимому, именно это слово искажает  суть содеянного царём. Он попадает в один ряд с другими достаточно яркими фигурами — Сперанским, Александром II, Столыпиным. Но то, что делал Пётр, по способу действий, по радикальности масштабов было, безусловно, революцией, а сам он — великим революционером. Могут сказать: при чём здесь революция — история знает многих властителей, тиранов, диктаторов, императоров, зачем смешивать их с бунтовщиками, террористами? Однако Пётр не просто взял власть, не только перестроил государственный механизм и создал империю. Он добился того, что один жизненный уклад сменился другим, а вместо одного правящего класса стал формироваться другой, с иной системой ценностей.

 

 Очевидно, что изначально программы преобразований у молодого царя не было. А руководствовался он тем же девизом, что и Наполеон: сначала надо ввязаться в драку. Во многом Петра вела логика войны, необходимость мобилизации имеющихся ресурсов, использование любых методов для достижения результата. В итоге множества частных изменений действительно произошла революция. Конечно, лучше, если изменения происходят постепенно, эволюционно, без крови. К сожалению, это не наш, не русский, путь. Как всякий великий революционер, Пётр добивался поставленных целей любыми средствами, в том числе и совершая чудовищные преступления. Отсюда и извечная противоречивость оценок: для одних успехи России в XVIII веке и позже оправдывают любые «издержки». Для других утраченное в отечественной культуре и духовной традиции в ходе петровской революции — это то, чего нельзя простить.     Однако восточная мудрость подсказывает: чтобы выпрямить палку, её надо перегнуть в другую сторону. Наш исторический опыт доказывает, что все нормально-умеренные реформы в конечном итоге захлёбываются и к принципиальным позитивным переменам не ведут. Когда же идёт радикальный слом существующего, с тяжёлыми последствиями и потерями, тогда происходят грандиозные перемены. И Пётр настолько глубоко перепахал русскую действительность, что никакие естественные маятниковые движения уже не вернули её в прошлое. 
     До него Россия была за окраиной Европы, де-факто Азией, при нём стала превращаться в Евразию. При Екатерине, то есть полвека спустя после Петра, Россия стала одной из ведущих европейских держав, а сверхдержавой — в первой половине XIX века. Несомненно, что ни побед Екатерины, ни триумфа Александра I без того, что сделал Пётр, не было бы! Сказать, что Петербург был окном в Европу, это ничего не сказать. Возник город иной культуры, чем московская. Интуиция Петра не подвела: строить новое государство, трансформировать всю русскую цивилизацию легче было на чистой строительной площадке.

Все выше сказанное хочется подытожить словами И. Солоневич: "Эпоха Петра, как бы ее ни оценивать, является крутым и почти беспримерным в своей резкости переломом в русской истории. Со значением этого перелома можно сравнивать только битву при Калке и Октябрьскую революцию. Он определил собою конец Московской Руси, то есть целого исторического периода, со всем тем хорошим и плохим, что в ней было, и начал собою европейский, петровский, петербургский или имперский период, кончившийся Октябрьской резолюцией. И в центре этого перелома стоит личность Петра".

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Ключевский В.О. Сочинения в 9 тт. Т.4 Курс русской истории. Ч.4 - М.: Мысль, 1989.- 398с
  2. Платонов С. Лекции по русской истории. Изд. 9-ое, Петроград. 1915г.
  3. Платонов С. Петр Великий, Личность и деятельность. Издательство    “Время” стр. 54.
  4. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993. 
  5. Б. Башилов. История русского масонства - электронная версия (http://www.bibliotekar.ru/rusMassonstvo/index.htm).
  6. Журнал «Родина»,  статья В. Бондарева «Революционер на троне» - электронная версия (http://www.istrodina.com).

 

 

 


Информация о работе Можно ли Петра I считать «первым революционером»?