Мусульманская правовая семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:57, реферат

Описание работы

Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий жизни. Правда, согласно теории мусульманского права, божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что и ушли века кропотливой работы мусульманских юристов-факихов. Однако их усилия были направлены не на создание нового права, а лишь на то, чтобы приспособить данное Аллахом право к практическому использованию.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1. Понятие и распространение мусульманского права………………...6
2. Основные источники мусульманского права……………………….10
3. Ведущие отрасли мусульманского права……………………………19
Заключение……………………………………………………………….23
Список используемой литературы………………………………………26

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.22 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Ведущие отрасли мусульманского права

 

В трудах мусульманских ученых-юристов  отсутствует классическое римское  деление на публичное и частное  право. Глава следует за главой без  всякого логического разграничения  вопросов, которые следовало бы отнести  или к частному, или к уголовному праву. К основным отраслям мусульманского права относятся уголовное право, судебное право и семейное право.

Мусульманское уголовное  право основано прежде всего на различии между твердо установленными (худуд) и дискреционными (тазир) наказаниями. К установленным – весьма жестким  – мерам наказания приговаривают только за шесть преступлений. Это убийство, прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, воровство, употребление спиртных напитков, вооруженное ограбление и бунт. Кроме наказания за перечисленные преступления кади (судья) мог по своему усмотрению наказывать за любое другое нарушение закона. Ему, следовательно, предоставлялась большая свобода усмотрения, и ряд мусульманско-правовых норм были созданы именно таким путем.

Стремясь избежать множественности  подходов, османские халифы обнародовали еще в XV–XVI вв. законы под названием «канун-нама», имевшие форму уголовно-правовых предписаний (танзимат). В 1840 г. в Османской империи был принят Уголовный кодекс, составленный под влиянием Французского уголовного кодекса 1810 г. В дальнейшем большая часть мусульманских стран последовала этому примеру. К середине XX в. сложилось представление, что, за исключением стран Аравийского полуострова, классическое мусульманское уголовное право нигде в полном объеме не действует.

Однако развитие оказалось  зигзагообразным. Одновременно с активизацией Ислама прошел процесс исламизации мусульманского права. Принятая в 1979 г. и обновленная в 1989 г. Конституция Исламской Республики Иран провозгласила, что все законодательство, в том числе уголовное, должно соответствовать шариату, а суды в борьбе с преступностью обязаны применять установленные им меры наказания. Так, ст. 2 Конституции Ирана гласит: Исламская Республика – это система правления, основанная на вере в:

  1. единого Бога, в то, что он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться его воле;
  2. божественные откровения и их основополагающую роль в толковании законов;
  3. Страшный Суд и его конструктивную роль в человеческом совершенствовании на пути к Богу.

Статья 57 устанавливает, что  управление осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями под контролем имама.

В апреле 1981 г. вступил в силу так называемый закон о кисасе, 199 статей которого повторяют положения традиционного мусульманского уголовного права (широкое применение смертной казни, наказание плетьми, побитие камнями, наказание по принципу Талиона). Процесс исламизации уголовного права затронул и другие страны (Пакистан, Судан, Мавританию). Наиболее активно применяются уголовные нормы шариата в странах Аравийского полуострова.

Мусульманское судоустройство отличалось простотой. Единоличный судья рассматривал дела всех категорий. Иерархии судов не существовало.

В настоящее время некоторые  мусульманские страны (например, Египет) полностью отказались от мусульманских  судов. Однако в большинстве арабских стран они продолжают играть немалую  роль в механизме социального  действия права. Кое-где (например, в  Судане) система мусульманских судов  приняла даже многоступенчатый характер (несколько инстанций), в некоторых  странах имеются параллельные системы мусульманских судов, соответствующих разным толкам, как, например, суннитские и джафсраратские суды в Ираке и Ливане.

В одних государствах мусульманские  суды в своей компетенции ориентированы  на рассмотрение преимущественно дел  личного статуса, в других (страны Аравийского полуострова и Персидского  залива) компетенция их шире и включает рассмотрение гражданских и уголовных дел. Как правило, к судьям предъявляются высокие квалификационные требования в плане их религиозно-правовой подготовки.

Анализ семейного законодательства арабских стран позволяет сделать вывод, что в целом оно ориентируется на закрепление норм и принципов мусульманского права. Выше говорилось о некоторых реформах семейного и наследственного права в направлении вестернизации. Но здесь развитие сложно и противоречиво, вновь сказались тенденции исламизации. Это относится не только к семейному праву, но и ко всему комплексу вопросов, касающихся личного статуса. Кодексы законов о личном статусе, принятые в ряде стран (Иордания – 1976 г., Сирия – 1953 г., Тунис – 1956 г., Марокко – 1957 г., Ирак – 1959 г.), сохраняют основные установки мусульманского права, но с учетом ряда требований современного общества.

Известный российский специалист по мусульманскому праву Л.Р. Сюкияйнен  очень точно указывает на характерные  черты шариата. По его мнению, главная  особенность мусульманского права, раскрывающая его природу и отличающая его от других правовых систем, заключается  во взаимодействии в нем сакрального  и светского, религиозного и собственного юридического начал, что проявляется в специфике его происхождения и исторической эволюции, источников и структуры, механизма действия и правопонимания мусульманских юристов, соотношения этого права с государством и позитивным (светским) законодательством.

Другая отличительная  черта мусульманского права –  его исключительное разнообразие, широкая гамма религиозных и национальных форм, тесное взаимодействие с местными традициями и обычаями (нередко доисламскими и несовпадающими со строгими положениями шариата), сочетание в нем как детализированных индивидуальных решений с общими принципами, так и стабильности и постоянства с гибкостью и способностью изменяться во времени.

Влияние общемировых тенденций  правового развития проявляется  и в мусульманском мире. Естественно, эти проявления, равно как и  мера традиционно-мусульманских принципов  и норм, неодинаковы в различных исламских странах.

В современном мире мусульманское  право сосуществует и тесно взаимодействует  с другими правовыми семьями. Мусульманское право, неоднократно испытавшее зарубежное юридическое  влияние, остается самостоятельной  правовой семьей, оказывающей воздействие  на миллионные массы людей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Историческая роль мусульманского права определяется в первую очередь характером господствующих в той или иной стране классовых сил. Она несет на себе отпечаток феодальной правовой формы с ее неопределенностью и запутанностью, что обусловливает плюрализм и противоречивость содержания как системы в целом, так и многих отдельно взятых норм. Поэтому существуют объективные основания для акцента как на пережиточных, так и на относительно прогрессивных элементах мусульманского права. Тото факт, что наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации. Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность.

Вместе с представлением о едином боге- Аллахе- утвердилась  идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Мусульмаснкое  право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальный принцип.

Мусульманин, находясь в  любой другой стране, должен был  соблюдать нормы шариата, хранить  верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира, мусульманское  право стало своеобразной мировой  системой права.

Наиболее важна глубокая оригинальность мусульманского права  по самой его природе в сравнении  с другими правовыми системами  вообще, и с каноническим правом в частности. Мусульманское право, как и каноническое,- это право  церкви, право общины верующих. Но этим сходство и ограничивается; далее  идут существенные различия между мусульманским  правом и правом каноническим. Как  конфессиональное право шариат отличается от канонического права стран  Европы в том плане, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Мусульманское право, вплоть до мельчайших деталей,- неотъемлемая часть религии ислама. Оно несет на себе характер откровений, как и эта религия. А тот, кто не подчиняется мусульманскому праву, грешник, который подвергается наказанию на том свете; тот, кто оспаривает решение мусульманского права,- еретик, который изгоняется из общества ислама. Наконец, сама общественная жизнь не создает для мусульманина других норм, кроме норм религиозных, неотъемлемой частью которых является мусульманское право.

Нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое воздействие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго- Восточной Азии. И хотя мусульманские юристы еще долго будут следовать традиционным методам рассуждения и мышления, которые во всех иных сферах жизни, а не только в правовой, являются методами, присущими обществу, в котором они живут, уже некоторые мусульманские страны в своем сегодняшнем праве сумели объединить в соответствии с их традицией и мышлением различные элементы как традиционного происхождения, так и заимствованные из западных стран.

После трех значительных феноменов вестернизации, кодификации и упразднения специальных удов, применявших мусульманское право, имевших место в XIX- XX веках, в положении мусульманского права произошли существенные изменения: в наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании западных правовых моделей.

За мусульманским правом здесь сохранилось значение в регулировании главным образом отношений "личного статуса".

Однако, в целом, мусульманское  право и его идеология еще  могут сыграть положительную  роль на этапе радикальных общественных преобразований.

По всем вышеупомянутым причинам изучение мусульманского права сохраняет  и надолго сохранит свой интерес  с социальной, политической, международной  точек зрения.

Подводя итоги проделанной  работы, обобщу: раскрыта природа мусульманского права, структура и основные источники  мусульманского права, представлена общая  характеристика шариата, а так же рассмотрены возможные пути приспособления мусульманского права к условиям современного общества.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. http://www.nashislam.net

2. Религии мира. Энциклопедия. Т. 6. - М., "Аванта +". 1996г.

3. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. - СПб.: Издательство "Диля", 2006. - 512с.

4. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2006.

5. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М., 2006.

6. http://www.grandars.ru

7. Ван ден Берг Л.В.С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. (пер. с голланд.) - М: Наталис, 2005. - 308с.

 

 

 


Информация о работе Мусульманская правовая семья