Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:08, творческая работа
«Что Пушкин для нас? Великий писатель? Нет больше: одно из величайших явлений русского духа!» - писал Д.С.Мережковский. Действительно, через все творчество А.С.Пушкина идет идея национальной самобытности России. И Петр Первый, который пытался переделать Россию по европейскому образцу, кажется полной его противоположностью.
Эпоха Петра Первого - это, бесспорно, эпоха реформ. Он - уникальная личность во всей русской истории. Но мнения о его деятельности очень неоднозначны. Одни считают, что Петр - великий реформатор, превративший Россию в мощную европейскую державу. Другие, что он стремился к разрушению традиций, к уничтожению всего традиционно русского.
«На петровские реформы народ ответил Пушкиным»
«Что Пушкин для нас? Великий писатель? Нет больше: одно из величайших явлений русского духа!» - писал Д.С.Мережковский. Действительно, через все творчество А.С.Пушкина идет идея национальной самобытности России. И Петр Первый, который пытался переделать Россию по европейскому образцу, кажется полной его противоположностью.
Эпоха Петра Первого - это, бесспорно, эпоха реформ. Он - уникальная личность во всей русской истории. Но мнения о его деятельности очень неоднозначны. Одни считают, что Петр - великий реформатор, превративший Россию в мощную европейскую державу. Другие, что он стремился к разрушению традиций, к уничтожению всего традиционно русского. В своем стремлении сделать Россию европейским государством, он действительно забыл о русских обычаях и традициях. Лишение самостоятельности Русской Православной Церкви, превращение ее в одно из государственных учреждений, породило множество духовных и социальных проблем, которые уже вскоре отозвались в русской истории трагическими последствиями. Поэт М. Волошин за крутую ломку всех устоев русской жизни назвал Петра «первым большевиком». Карамзин признавал все заслуги Петра, но критиковал его за чрезмерное увлечение иностранным, стремление сделать Россию Голландией. Резкое изменение «старого» быта и национальных традиций, предпринятое императором, по его мнению, не всегда оправдано. Он говорил, что русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».
Неудивительно, что после эпохи коренных реформ, затрагивающих национальное самосознание, появился такой поэт, как Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин всегда интересовался историей. Во многих его произведениях есть исторический подтекст, достаточно вспомнить такие, как «Борис Годунов», «Арап Петра Великого», «Полтава», «Капитанская дочка». Карамзин говорил: «История принадлежит царю», и как протест этому звучат слова Пушкина: «История народа принадлежит поэту». Александр Сергеевич всегда восхвалял Россию в своих произведениях, все они патриотичны. Историей своего Отечества он гордился: "Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал". А самобытность исторической судьбы России Пушкин связывал с православием. Интересуясь в то же время всеми достижениями культуры, он выступал против слепого подражания иностранным образцам и пренебрежения национальными традициями. Он опирался на лучшие традиции предшествующей ему литературы. Именно он считается основоположником современного русского литературного языка. «Пушкин - это наше все: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин - пока единственный полный очерк нашей народной личности» (А. Григорьев)
После Золотой Орды, Смуты, после раскола и западнических реформ Петра Первого, Пушкин был первым русским человеком, который переборол в своей душе все тяжелое духовное наследие этих эпох. Он первый снова заговорил о русской истории, о русской культуре, как о совершенно особенном, ни на что не похожем явление. Эпоха Пушкина ознаменовала конец тяжелого периода, требовавшего огромного напряжения, физических и духовных сил народа.
Информация о работе На петровские реформы народ ответил Пушкиным