Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 01:31, реферат
Целью работы является изучение истории становления и развития египтологии как науки.
Для выполнения данной цели решались следующие задачи:
1. Изучить историю появления египтологии
2. Рассмотреть развитие египтологии
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
1. Понятие египтологии. Концепции Геродота………………………………………...4
2. Новые открытия в области египтологии. Роззетский камень. Переводы пиктограмм……………………………………………………………………………….6
3. Расцвет египтологии в Европе и на Западе………………………………………….8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.И.ВЕРНАДСКОГО
ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННОЙ ФИЛОЛОГИИ
Кафедра теории и практики перевода и социолингвистики
РЕФЕРАТ
по дисциплине теория языкознания
на тему:
«Топонимика»
Зинченко Анастасия
Симферополь - 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
2. Новые открытия в области
египтологии. Роззетский камень. Переводы
пиктограмм……………………………………………………
3. Расцвет египтологии в Европе и на Западе………………………………………….8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………11
ВВЕДЕНИЕ
В наше время египтология переживает пик популярности. Отделения египтологии существуют во многих университетах почти всех развитых стран мира. В 1999 году, например, раскопки в Египте вели университетские экспедиции из Японии, Польши, Швеции, Англии, Италии, Германии, Франции, Соединенных Штатов, Канады и, конечно же, самого Египта. Ежемесячно появляется просто огромное количество научно-популярных и академических книг и статей на эту тему. Не обходят вниманием некоторые аспекты этой науки и средства массовой информации, включая радио и телевидение. В сети Интернет создано множество сайтов, посвященных Древнему Египту, и обращение к любому поисковому серверу приносит сотни ссылок.
Целью работы является изучение истории становления и развития египтологии как науки.
Для выполнения данной цели решались следующие задачи:
Египтология, комплексная наука, изучающая язык и письмо, историю, культуру и археологические памятники Древнего Египта; является отраслью востоковедения.
Днем основания египтологии принято считать 22 сентября 1822, когда французский ученый Ф. Шампольон, положивший начало ей как науке, сделал сообщение в Академии надписей в Париже о результатах своих исследований по дешифровке египетского иероглифического письма. Изучая тексты Розеттского камня и некоторых других памятников, он нашел ключ к чтению египетского письма и в дальнейшем составил первые грамматику и словарь египетского языка.
1. Понятие египтологии. Концепции Геродота
Как академическая дисциплина, которую преподают в университетах всего мира, египтология считается недавним феноменом, ей исполнилось всего-то около 150 лет. Тем не менее, история ее насчитывает тысячи лет. У египтологии богатое наследство. Большая часть ранних письменных свидетельств о Египте принадлежит грекам, которые считаются основателями первой великой цивилизации западного мира. Многие греческие философы и писатели странствовали по миру, записывая увиденное, — создавали первые литературные произведения, рассказывавшие о путешествиях и различных историях. Бытует мнение, что такие математики, как Фалес и Пифагор, побывали в Египте и приобрели свои знания и мудрость от египетских жрецов. Но именно с письменных сочинений двух греческих историков, Геродота и Манефона, начинается реальная история египтологии, и многие ее общепринятые концепции по-прежнему основываются на их работах. [1, с. 47-53]
Сегодня многие полагают, что египтология — наука точная, отвечающая всем требованиям официальной науки. Поскольку египтология имеет дело с изучением языка, культурного наследия и истории Древнего Египта, то в качестве дисциплины она входит в состав других наук — антропологии и археологии. Антропология — это наука, которая изучает человечество в сравнении с другими животными, а также изучает исключительно человеческий атрибут, коим является культура. Археология находит и анализирует древние артефакты и остатки культуры — так что, как мы видим, египтология изучает человека в Древнем Египте, его историю, язык и дошедшие до нас артефакты его материальной культуры.
Геродот побывал в Египте примерно в
440 году до н. э. и записал свои впечатления
и наблюдения в третьем томе «Истории».
Дебаты в отношении точности его работы,
и даже в отношении его намерений и мотивов,
не утихали никогда, а в последние 100 лет
приобрели особенную остроту. Питер Томпкинс
в своей книге «Секреты Великой пирамиды»
пишет: «...в своей «Истории», содержащей
первый всесторонний отчет о Египте, дошедший
без изменений до наших дней, Геродот описывает
некоторые особенности пирамиды, но не
всю представленную им информацию следует
безоговорочно принимать на веру».[4, с.
117-129]
Итак, именно Геродот первым
предложил концепцию, согласно которой
Великая пирамида была построена как усыпальница
фараона, — теорию, сейчас являющуюся
общепризнанной в египтологии, но которая,
на самом деле, противоречит преданиям.
«История» Геродота оказала большое влияние
на его страну и народ, от чего многие греки,
включая и великого философа Платона,
заинтересовались Египтом. В своих «Диалогах»
Платон приписывает египтянам великую
мудрость и знания. В свою очередь, ученик
Платона Аристотель услаждал своего воспитанника
Александра Македонского рассказами о
чудесах Египта. Начав завоевание мира
в IV веке до н. э., Александр особенно заинтересовался
Северной Африкой. Когда в результате
аннексии Египет перешел под владычество
Греции, Александр Великий оставил одного
из своих военачальников, Птолемея, править
этой страной, таким образом положив начало
тому, что нынешние египтологи называют
«эрой Птолемея» (305—30 годы до н. э.).
Жрец из города Себенниты по имени Манефон составил историю Египта примерно в 270 году до н. э. До нас дошли лишь небольшие фрагменты его сочинения, но именно его взгляды на историю Египта и легли в основу современной египтологии. Манефон разделил историю Древнего Египта на периоды правления фараонов по фамильному признаку, где сыновья обычно наследовали отцам, и назвал эти периоды династиями.
Историю Египта писали и записывали многие греческие и римские путешественники, такие, как Диодор Сицилийский, Страбон и Плиний. После исламского вторжения в Египет в 640 году н. э. большая часть трудов греческих и римских историков была переведена на арабский язык, но из-за возникшего противостояния между христианством и исламом интерес к Древнему Египту в Европе угас на долгие века. В некоторых работах арабских историков — например, Аль Масуди, Абдель Латифы, Ибн Батуты и Ибн Абдель Хакима — содержатся истории и легенды, оставшиеся неизвестными грекам и римлянам.[6, с. 245-248]
2. Новые открытия в области египтологии. Роззетский камень. Переводы пиктограмм
Спустя несколько столетий после крестовых походов, когда в Европе начали интересоваться науками, путешественники снова устремились в Египет. Джон Грейвс, британский математик и астроном, которого заинтересовали рассказы о чудесах, сокрытых в Великой пирамиде, побывал в Египте в 1638 году. После проведения там широкомасштабных раскопок он возвратился в Англию, где и опубликовал одну из первых работ в Европе по египтологии под названием «Пирамидография». Работа Грейвса оказала большое влияние на двух других ученых, Тито Ливио Бураттини и сэра Исаака Ньютона, которые воспользовались измерениями Грейвса в надежде отыскать универсальные закономерности, скрытые в Великой пирамиде. Они надеялись использовать эти данные для определения географических координат, чтобы с их помощью рассчитать окружность Земли, поскольку греко-римские авторы утверждали, что эта величина была известна древним египтянам. В 1765 году британский путешественник Натаниэль Дэвисон посетил Египет с целью изучения Великой пирамиды. Он обнаружил первую из пяти потайных комнат в Великой пирамиде.
Многие египтологи, особенно французские, полагают, что современная египтология зародилась в 1768 году, когда Наполеон завоевал Египет. К его чести, честолюбивый и амбициозный Бонапарт привел с собой 175 «савантов», как называли в то время ученых. Двое из них, Доминик Виван Денон и Эдме-Франсуа Жомар, измерили Великую пирамиду и многие из тогда еще сохранившихся храмов на территории Египта и составили подробные чертежи. Денон издал два тома гравюр и офортов, которые пользовались в Европе бешеной популярностью и развеяли общепринятую во времена Возрождения теорию о том, что великая архитектура и скульптура из камня зародились в Греции. Французы выпустили в свет 21 том книг о своих открытиях в Египте во время правления Наполеона. Вероятно, самой впечатляющей находкой французов стал розеттский камень — плита диорита, обнаруженная в 1799 году капитаном Бушаром близ Розетты, области в северном Египте. На плите были начертаны иероглифы и надписи на греческом языке (демотическое письмо). Поскольку до тех пор никто из европейцев не понимал египетских иероглифов, наличие греческого перевода позволило ученым наконец расшифровать древние египетские символы, исходя из трактовки их греками. Французский ученый Жан-Франсуа Шампольон посвятил 20 лет своей жизни этому переводу и в 1821 году заявил, что сумел расшифровать иероглифы. [5]
Собственно говоря, это выдающееся достижение
и положило начало египтологии как науки.
Теперь, когда считалось, что египетские
пиктограммы (фигурные письмена) можно
было перевести на французский или английский
языки, появилась надежда, что удастся
перевести надписи на стенах храмов или папирусные
тексты и таким образом воссоздать основы
истории и культуры древнего Египта. Однако
перевод египетских надписей и текстов,
которые легли в основу египтологии, был
сделан представителями западной цивилизации
— французами и британцами, использовавшими
западный же источник, то есть понимание
греками древнего египетского иероглифического
письма. Поскольку греки имели склонность
вмешиваться в дела других государств
и народов, получается, что современная
египтология зиждется на взглядах людей,
которые не принадлежали к местной, туземной,
культуре и к которым, собственно говоря,
местные хранители мудрости этой культуры
могли относиться враждебно. Помимо всего
прочего, это может означать, что перевод
символов, врученный грекам египетскими
жрецами, мог быть неполным; именно на
это часто намекал и Абдель Хаким.
После французов и англичан
в развитие египтологии внесли свою лепту
итальянские и немецкие ученые. Они проявили
большой интерес к археологии и зачастили
в Египет в начале XIX века. Одну из первых
немецких экспедиций в Египет возглавил
Карл Ричард Лепсиус, проложив, таким образом,
дорогу для последующих немецких египтологов
— Карла Бругша и Людвига Борхардта и
многих других, много сделавших для развития
этой отрасли науки в конце XIX и начале
XX веков. Итальянцы проявили интерес к
египтологии даже раньше немцев, если
считать вышеупомянутого Бураттини в
XVII веке, за которым последовали Джованни
Бельцони и Джованни Кавилья в XIX в. Они
провели одни из первых археологических
раскопок на плато Гизы и исследовали
расположенные там пирамиды. [1, с. 89-104]
3. Расцвет египтологии в Европе и на Западе
Среди прочих имен, способствовавших расцвету египтологии в Европе в XIX веке, следует упомянуть французов Огюста Мариетта, трудами которого был основан каирский музей, и Гастона Масперо, автора многих книг о Древнем Египте. Британия также отметила свое присутствие в этой отрасли науки такими представителями, как полковник Ричард Говард-Вайз, который раскапывал Великую пирамиду в 1837—1838 годах, и сэр Э. А. Уоллис Бадж, занимавший должность хранителя египетских древностей в Британском музее в конце XIX века. Бадж по совместительству был автором многих трудов, посвященных переводам папирусов, найденных в усыпальнице жреца Ани, которые стали известны современникам под названием «Египетская книга мертвых». [4, с. 284-290]
Величайшим британским египтологом явился сэр Уильям Мэттью Флайендерс Петри. Именно ему, геодезисту-топографу и сыну инженера, принадлежит честь быть отцом современной археологии и британской египтологии. В 80-х годах Петри организовывает широкомасштабные исследования Великой пирамиды, попутно разрабатывая стандарты ведения раскопок, которым все египтологи следуют и поныне. Петри написал множество книг по данному предмету, некоторые из них по-прежнему остаются классическими. Многие из британских египтологов более позднего времени, такие, как Маргарет Мюррей, Алан Гардинер, Г. Картер, Дж. Д. Пендлбери, Артур Вигалл, У. Эмори и И.С. Эдварде, были либо учениками сэра Флайендерса Петри, либо испытали на себе огромное влияние его работ.
Американцы пришли на «рынок» египтологии
в конце XIX столетия. Одним из первых американских
египтологов, если не самым первым, считается
Джеймс Генри Бристед из университета
Чикаго, который написал великое множество
очерков по истории Древнего Египта. Джордж
Райзнер, представитель Гарвардского
университета, начал раскопки в Египте
в самом начале ХХ века. Райзнеру, прославившемуся
своими колоссальными раскопками на плато
Гизы, принадлежит много открытий в районе
Великого Сфинкса и пирамид Гизы. Также
следует упомянуть Джона Уилсона и Майкла
Хоффмана, которые внесли значительный
вклад в египтологию во второй половине
XX столетия.
Из числа наших
современников можно назвать Марка Лейнера,
активно про -должающего дело Райзнера,
который организовал многочисленные раскопки
в Гизе в восьмидесятых и девяностых годах
XX века. Лейнер считается ведущим амери
-канским представителем классической
египтологии.
Нельзя также не отметить вклад египетских ученых. Такие личности, как Селим Хассан, Ахмед Фахри, Заки Саад и, в настоящее время, Захи Хавасс, прославили свою страну вкладом в египтологию, выступив организаторами многих раскопок и став авторами множества книг. Не так давно доктор Хавасс совершил значительное открытие — обнаружил захоронение в оазисе в западной пустыне Египта, ставшее известным как «Долина золотых мумий».[1, с. 237-244]
Египтология - это комплексная наука, изучающая язык, письмо, историю, культуру и археологические памятники Древнего Египта. Как академическая дисциплина, которую преподают в университетах всего мира, египтология считается недавним феноменом, ей исполнилось всего-то около 150 лет. Тем не менее, история ее насчитывает тысячи лет. У египтологии богатое наследство.
Египтология как наука зародилась и развивается типично западным наукам. Начиная с греков и римлян и заканчивая французами, британцами, итальянцами, немцами и американцами, в ней преобладают западные понятия и представления. Началом научной египтологии принято считать публикацию Ж. Ф. Шампольоном 14 сентября 1822 г. «Письма к господину Дасье», в котором впервые в европейской научной традиции верно описывалась система древнеегипетского иероглифического письма. За открытием Шампольона последовал бурный рост молодой науки. Крупнейшими египтологами XIX века были К. Р. Лепсиус, подготовивший фундаментальное описание египетских древностей «Памятники из Египта и Эфиопии» и А. Эрман, заложивший основы современной грамматики египетского языка. В XX веке Германия оставалась центром мировой египтологии. Важным достижением стала публикация берлинского словаря египетского языка, родившегося благодаря соучастию всех крупнейших египтологов. Сегодня египтология — разветвленная научная дисциплина, представители которой работают во многих странах Старого и Нового света.