Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:31, контрольная работа
Цель работы - показать обострение национального вопроса в России в начале ХХ века, а также пути его решения.
Для достижения данной цели были исследованы следующие задачи:
национальный вопрос во внутренней политике самодержавия;
политические партии о путях решения национального вопроса.
Введение 3
1. Национальный вопрос во внутренней политике самодержавия 4
2. Политические партии о путях решения национального вопроса 10
Заключение 18
Список использованной литературы 21
БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему
Национальный вопрос в России в начале ХХ века. Политические партии о путях его решения
по дисциплине
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
Выполнил: студент 1 курса
Факультет ГМУ
Группа 2 (второе высшее
образование)
(на договорной основе)
очно – заочной формы обучения
Проверил:
УФА 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ:
№ стр.
Введение 3
1. Национальный вопрос
во внутренней политике
2. Политические партии о путях решения национального вопроса 10
Заключение 18
Список использованной литературы 21
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной работы, заключается в том, что национальный вопрос был одним из основных факторов революционной ситуации, складывавшейся в России на рубеже XIX — XX вв. Обострению этого вопроса во многом способствовал сам царизм, стремившийся усилить свою власть в национальных окраинах путем их русификации и унификации системы управления ими. Повышенное внимание к национальному вопросу связано было и с тем, что он все более переплетался с революционным движением. Актуальными в национальной политике были прежде всего финляндский, армянский и еврейский вопросы.
Цель работы - показать обострение национального вопроса в России в начале ХХ века, а также пути его решения.
Для достижения данной цели были исследованы следующие задачи:
1. Национальный вопрос во внутренней политике самодержавия
В силу многонациональности страны и жесткости государственной политики национальный вопрос становится наиболее острым. Проведение жесткой государственной политики входило в противоречие с ростом национального самосознания народа, вызывало массовую эмиграцию и способствовало возникновению радикальных и национальных движений. Таким образом, в начале XX в. Россия находилась в условиях острейших политических, социально-экономических, национальных и психологических противоречий, создавших в стране особую напряженность.
Проживание евреев иудаистского вероисповедания было ограничено «чертой оседлости» (15 российских и 10 польских губерний), образование — процентом при поступлении на учебу. С крещеных, богатых купцов 1-й гильдии, их приказчиков, а также с имеющих высшее образование, медицинских работников, мастеров, квалифицированных ремесленников ограничения снимались.
В России существовали националистические, сепаратистские движения, легальные и нелегальные (в мусульманских районах, в Прибалтике, Финляндии, на Украине и даже среди части казачества). Идеолог отделения Украины от России профессор Львовского университета М.С. Грушевский доказывал, что Киевская Русь была только украинским государственным образованием (Львов тогда находился в составе Австро-Венгрии).
Тем не менее бытовавший
в советской историографии
С конца 90-х годов началось наступление на автономию Финляндии. Ограничивались права финляндского сейма, в делопроизводство вводился русский язык, административные должности стали замещаться выходцами из России, ликвидировалась самостоятельность финской армии. В Финляндии начались демонстрации протеста и сбор подписей под петицией царю с просьбой отменить законы, урезающие автономию Великого княжества. Собрано было 500 тыс. подписей. Петицию повезла в столицу на нескольких подводах депутация из 500 человек, в основном стариков — пасторов и крестьян. Возмутившись поведением финнов и оценив их "как недобрые поползновения" финляндских правящих лиц "между добрым народом моим и мною", Николай II делегацию не принял. Рассчитывая прочнее закрепить Финляндию за Россией, царизм добился обратного результата. В Финляндии усилились сепаратистские настроения, из мирной российской провинции она все более превращалась в один из очагов приближавшейся революции. Покушения царизма на финляндскую автономию способствовали также росту оппозиционного движения в самой России и падению престижа царского правительства в мировом общественном мнении1.
Обострение армянского вопроса было связано с изданием в июле 1903 г. царского указа о секвестре имуществ армянской церкви и передаче под контроль государства церковных расходов. Поводом для указа явились агентурные сведения, согласно которым значительная часть этих средств уходила на финансирование национально-революционных организаций. Ответом на эту карательную меру правительства явились массовые акции протеста. В некоторых местах они вылились в кровавые столкновения между властями и народом. В итоге правительство получило обратный результат. Не нанеся серьезного вреда национально-революционным организациям, оно восстановило против себя весь армянский народ.
В отношении евреев правительство Николая II продолжало политику предшествовавших романовских правительств: сохранялись черта оседлости, запреты заниматься сельским хозяйством, трехпроцентная квота для студентов высших учебных заведений и ряд других ограничений. Антисемитизмом отличались взгляды Николая II. Евреи считались главными виновниками и участниками революционного и оппозиционного движений. Антиеврейский настрой властей в условиях роста социальной напряженности в стране и особенно в черте еврейской оседлости являлся одной из причин возродившихся в начале 900-х годов еврейских погромов, самыми трагическими из которых были Кишиневский и Гомельский (1903). Их последствиями стали еще больший рост антиправительственных настроений в еврейском народе и массовый уход его молодежи в революционное движение.
В 1917 г. кризис проявился в спаде фабрично-заводского производства, локаутах промышленников, росте стачечного движения, погромах в деревне, волнениях в армии, усилении национального и регионального сепаратизма2.
Значительный рост экономики
страны в пореформенный период вызвал
большие демографические
Около 20% населения России в 1914 г. проживало почти в 950 городах и 1600 поселках городского типа, остальные — в деревне. В Петербурге проживало 2,3 млн человек, в Москве — 1,6 млн. Значительно возросло население окраин страны. При материальной поддержке государства туда переехали из перенаселенного и малоземельного центра миллионы крестьян. В Предкавказье, на Дону и Северном Кавказе население возросло на 700%, в Средней Азии — на 420, в Новороссии — на 340, в Сибири и Бессарабии — более чем на 300, в Нижнем Поволжье — на 250%. Быстро развивались промышленные центры страны — Петербургский, Московский, Донбасский, Бакинский3.
Вместе с тем наблюдался значительный отток населения из России в США, Канаду, Швецию, Германию и другие страны. Среди 3 млн человек, покинувших страну в 1900—1913 гг., 41% составляли евреи, 29 — поляки, 9 — литовцы и латыши, 7 — финны и эстонцы, 6 — немцы, 7% — украинцы, русские и белорусы. Главная причина — экономическая, т.е. поиск лучшей доли. Но были и причины идеологические, духовные, политические.
Существовал большой резерв рабочей силы: 60% населения было в возрасте от 14 до 60 лет.
Население России отличалось исключительной национальной пестротой. На ее территории проживало свыше 200 народов, говоривших на 146 языках и наречиях. Но 90% всего населения составляли 13 народов. Самой большой группой являлась славянская (русские (великороссы), украинцы (малороссы), белорусы, поляки, болгары, чехи, сербы и др.). До 1917 г. русских насчитывалось 83,3 млн человек, или 71,9%. Но к ним тогда относили и великороссов — 55,4 млн (47,8%), и малороссов — 22 млн (19%), и белорусов — 5,9 млн (6,1%). Вторую группу по численности составляли тюркские народы: казахи — 4 млн, татары — 3,7 млн и др. 3,8 млн насчитывалось евреев. От 1,4 до 1 млн человек приходилось на латышей, немцев, молдаван, армян, мордву, эстонцев. Самую большую нагрузку в экономике, культуре, государственном строительстве, прежде всего в силу большого удельного веса, нес на себе русский народ. Он уживался со всеми своими соседями.
Активное печатание бумажных денег, не имевших товарного покрытия, подрывало покупательную способность рубля. К весне 1917 г. она была равна 27 копейкам, к октябрю — 7 копейкам. От инфляции и дороговизны особенно страдал рабочий класс. Реальная зарплата рабочих к осени 1917 г. упала до 40-50% от довоенного уровня. Для защиты своих экономических интересов рабочие снова втянулись в стачечное движение, которое весной 1917 г. было практически свернуто. Апогей движения пришелся на сентябрь-октябрь, когда в нем участвовало около 2,4 млн. человек. Крупнейшим выступлением рабочих стала Всероссийская железнодорожная стачка, проведенная 24-27 сентября 1917 г. по инициативе Всероссийского исполкома железнодорожных рабочих (Викжеля). Это была первая акция созданного летом 1917 г. профсоюза железнодорожников. Она состоялась вопреки угрозам Керенского принять суровые меры к организаторам. В ходе стачки огромная армия квалифицированных рабочих, игравших исключительную роль в жизни государства, ушла влево, в лагерь большевиков. Крупными выступлениями пролетариата были стачки бакинских нефтяников (27 сентября — 3 октября), ивановских текстильщиков (21-25 октября).
Росло крестьянское движение за отмену частной собственности и за раздел земли. По неполным данным, за сентябрь-октябрь только в 26 губерниях Европейской России произошло свыше 3500 крестьянских выступлений, из которых четверть носили антикулацкий характер, остальные были направлены против помещиков. Карательные военные экспедиции и сельская милиция были не в состоянии подавить все крестьянские бунты.
В законодательном отношении все жители России считались подданными царя. Но по религиозному признаку нехристиане именовались инородцами. Православных насчитывалось 87,1 млн (76% населения), мусульман — 13,9 млн (11,9), иудаистов — 3,6 млн (3,1), католиков — 1,5 млн (1,2), протестантов — 2,4 млн (2%). Инородцы, «преимущественно монгольские, тюркские и финские» племена, по закону пользовались правом управления и суда по своим обычаям, согласно шариату или иным установлениям. Ими управляли рядовые старейшины и родоначальники. Вместо общего налога вносили особые подати (со скота, кибиток и т.д.). Законы гарантировали веротерпимость и свободу вероисповедания. Но только Русская Православная Церковь пользовалась покровительством царя, что ущемляло другие конфессии. Некоторые секты, староверы подвергались дискриминации. РПЦ добивалась восстановления патриаршества. Государственная бюрократизация, считали правые партии, подрывает авторитет РПЦ в глазах верующих.
Проявлением общенационального кризиса стали солдатские волнения. Большой резонанс в обществе получил «туркестанский бунт» солдат ташкентского гарнизона (12-24 сентября 1917 г.). На почве недоедания они решили самостоятельно бороться со злоупотреблениями офицеров и должностных лиц в продовольственном снабжении. Солдат поддержал местный Совет. 12 сентября на многотысячном митинге солдат и рабочих Ташкента был создан временный революционный комитет, который арестовал местную власть и захватил город. По приказу Керенского антиправительственное выступление было подавлено 24 сентября карательной экспедицией из Казани.
На фронте солдаты Действующей армии требовали устранить высший командный состав, замешанный в корниловщине, наладить продовольственное снабжение. Главным же стало требование прекратить войну. Солдаты и матросы в бою проявляли исключительный героизм, но сдержать противника были не в состоянии. В сентябре пала Рига, немцы захватили Рижский залив. Петроград оказался под угрозой падения. Руководство страны обсуждало план перевода столицы в Москву. Противники правительства заговорили об измене, планах сдачи революционной столицы немцам, ускорили подготовку свержения правительства4.
2. Политические партии о путях решения национального вопроса
После революции резко изменилась система общественных отношений. Возникло много политических партий, союзов, профессиональных и других общественных организаций, газет, журналов, народных университетов, рабочих домов и т.п. Все это создавало условия для развития парламентаризма в рамках монархии. До осени 1905 г. в России было около трех десятков нелегальных политических партий, из которых только три общероссийских, остальные - национальные. После издания Манифеста 17 октября 1905 г. возникло более 50 общероссийских и более 100 национальных и региональных политических партий.
По своим целям и программам партии делились на три больших блока. В первый входили партии правительственного лагеря, которые можно условно назвать консервативными; во второй - либеральные, а в третий - социалистические. Национальные и региональные партии относились в основном к двум последним блокам. Внутри каждого из блоков не было единства, но существовала общая политическая направленность.
Консервативные партии сходились на том, что Россия должна сохранить основы своей государственности, соборности, православия, самобытной культуры. Большинство из них поддерживали реформирование страны путем развития просвещения, местного самоуправления, ограничения бюрократии, государственной помощи мелким формам аграрного производства, кустарной и мелкой промываленности. Партии этого лагеря включали в свои программы пункты об улучшении материального положения крестьян, рабочих, всех мелких производителей. Особенностью консерваторов было отстаивание российской государственности в отличие от всех других партий. Наиболее крупными партиями этого блока были Союз Русского народа, из которого в 1907 г. выделился Русский Народный Союз имени Михаила Архангела, партия правового порядка, Русская монархическая партия. Всего насчитывалось около 30 партий и союзов этого направления.
Либеральный блок отличался более широким спектром программ. Общей концепцией блока было отрицание самобытности исторического развития России. Либералы считали, что Россия должна идти по западному пути и она лишь находится на более низкой стадии. Для преодоления этой отсталости они выдвигали программы общественного переустройства, изменения государственного строя, модернизации экономики по европейскому образцу, расширения прав личности. На либеральных позициях оставались по существу лишь октябристы (Союз 17 октября) и родственные им партии, которые считали необходимым мирное эволюционное преобразование существующих общественно-политических структур путем реформ и компромисса с властью, провозгласившей гражданские и политические свободы по конституции 1906 г. Эти партии вместе с левыми консерваторами (умеренно правыми и националистами) проводили в Думе в 1907-1912 гг. линию на сближение с правительством в законотворческой работе, на поиск согласия.