Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 15:27, контрольная работа
Народничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближении» с народом в поиске своих корней, своего места в мире.
Русское народничество представляло собой широкий спектр различных течений - от революционно-демократического до умеренно-либерального и даже консервативного.
Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Понятие народничества………………………………………………..4
Раздел 2. Основы течения народнического движения………………………….6
Раздел 3. История революционного народничества ………………………...…9
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованных источников…………………………………………...12
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский национальный исследовательский
политехнический университет»
Кафедра «Управление Финансами»
Контрольная работа
по дисциплине «Отечественная история»
Тема: «Народническое движение и его эволюция»
(исторический анализ)
Выполнила студентка
Гуманитарного факультета
Заочного отделения
Специальность: «Финансы и кредит»
Группы ФК-13Б
Ёлохова В.И.
К. ист. н., доцент
Макаревич В.И.
Дата сдачи__________
Пермь, 2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Понятие народничества……………………………………………
Раздел 2. Основы течения народнического движения………………………….6
Раздел 3. История революционного народничества ………………………...…9
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Народничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближении» с народом в поиске своих корней, своего места в мире.
Русское народничество представляло собой широкий спектр различных течений - от революционно-демократического до умеренно-либерального и даже консервативного.
В 70-е годы преобладающее значение имело революционное (или, как его называли, «действенное») народничество. Сам термин «народник» появился в литературе в середине 60-х годов, но тогда он еще не обозначал определенного общественно-политического направления. Под народничеством в то время понимали обычно стремление к изучению народного быта и желание облегчить тяготы народных масс, в первую очередь крестьянства.
Цель данной работы: исследовать народническое движения и его направления.
Задачи:
Объект исследования: народнические движения.
Предмет: Россия во второй половине XIX и в начале XX века.
Методологической основой моего исторического анализа является литература содержащая историю России в периоды народнического движения.
Народничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближении» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенции потери своей связи с народной мудростью, народной правдой.
— В советской историографии народничество считалось вторым, революционно-демократическим этапом революционного движения.
— Идеология народничества основывалась на системе «самобытности» и самобытном пути развития России к социализму, минуя капитализм.
Создателем «русского социализма» был Александр Иванович Герцен (1812 - 1870) - известный русский писатель и революционер.
Главные цели А.И. Герцена:
- освобождение крестьян с землей без всякого выкупа;
- ликвидация помещичьего землевладения;
- введение крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей;
- демократизация страны.
Эти положения Герцена впоследствии были восприняты народниками, поэтому его называют основоположником народничества.
Позже, идея общинного социализма, сформулированная Герценом, была развита Николаем Гавриловичем Чернышевским (русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель).
Для Чернышевского община являлась патриархальным институтом русской жизни.
— Народнические организации и их деятельность дали характеристику направлениям народничества.
— Концепция движения народничества способствовала объединению нации через снятие сословных различий и формировала предпосылки для создания единого правового пространства для всех слоев общества.
— Многие из народников стремились на собственном примере показать возможность создания нового типа культуры с особым отношением к труду, семье, науке, искусству, морали, религии.
Идеология народничества оказала сильнейшее влияние на все российское общество.
В рамках народнического движения существовали два основных течения:
1. Умеренное (либеральное) - представители стремились к ненасильственным социальным, политическим и экономическим преобразованиям.
2. Радикальное (революционное) - представители стремились к быстрому насильственному свержению существовавшего режима и немедленному осуществлению идеалов социализма.
— Основные направления в движении народников в революционном народничестве можно выделить: бунтарское (анархическое), пропагандистское, заговорщическое.
— Различия заключались в определении главной движущей силы революции и методах борьбы против самодержавия.
— Теория некапиталистического пути развития России была выдвинута в конце 40 - начале 50-х гг. родоначальниками народничества А.И.Герценом и Г.Чернышевским.
— Вера в историческое предназначение России в сочетании с идеями западноевропейской социалистической мысли послужила основой народничества – русской разновидности крестьянского социализма.
— Народники стремились к организации крестьянской революции, обеспечению для народа «земли и воли», уничтожению помещичьего землевладения.
— Народники полагали, что буржуазное развитие деревни будет остановлено в результате победоносной революции.
— Наиболее крупными идеологами революционного народничества в 70-е гг. были Бакунин, Лавров, Ткачёв.
— Считая русского крестьянина «прирождённым» социалистом, Бакунин призывал молодёжь немедленно готовить народное восстание против трёх главных врагов: частной собственности, государства, церкви.
— Лавров считал необходимыми для организации восстания длительную пропаганду среди народных масс и обширную теоретическую и нравственную подготовку революционеров.
— Ткачёв обосновал политически-заговорщическое направление. Он исходил из того, что революция должна начаться с государственного переворота.
Несмотря на расхождения в вопросах тактики, всех народников объединяло признание революции как единственного средства освобождения народа.
— В 1876 г. была создана организация «Земля и воля». Ее программа предусматривала осуществление революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам, введение мирского самоуправления в деревне и городе.
Не достигнув существенных результатов, среди народовольцев начались споры по тактическим вопросам о методах борьбы, которые привели к расколу.
— Меньшая часть народовольцев создала организацию «Черный передел», которая сохранила верность основным программным принципам. Большой роли эта организация не сыграла. Более значительную работу проделала другая организация «Народная воля». Программа народовольцев предусматривала подготовку политического переворота, свержения самодержавия, установления в стране демократического строя, уничтожение частной собственности.
— Важнейшим средством политической борьбы считали террор, а главной целью - убийство царя.
Они рассчитывали, что это разбудит народные низы и подтолкнет их к восстанию.
— Народовольцы организовали 8 покушений на царя. 1 марта 1881 г. Александр II был убит.
Это событие вызвало конец «Народной воли» - правительство усилило репрессии, переворота не произошло. Большинство членов организации было арестовано и повешены.
— В 80-90-ые годы возросло влияние либеральных народников. Они выражали интересы крестьянства, требовали уничтожения остатков крепостничества и помещичьего землевладения, призывали к постепенным реформам для улучшения жизни народов.
— В 80-90-ые годы революционное движение распалось на два течения: первое сохранило верность идее крестьянского социализма, второе главной силой общественного процесса считало рабочий класс.
— Народники придавали громадное положительное значение русской общине и видели в ней исходную точку социалистического развития.
Они верили, что «экспроприация крупных поземельных собственников» поведет в России, благодаря общине, «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений.
— В 1880—1890-е годы популярность революционных идей уменьшилась. Стала популярной так называемая «теория малых дел». Одним из главных выразителей этого течения считается Я. В. Абрамов. Он призывал к народничеству, к сосредоточению внимания и энергии на «малых делах», на «тихой культурной работе»: идти в «народ», в земские врачи, учительствовать и т. п. Учение это стало пользоваться успехом.
— Но в начале 1890-х ситуация снова изменилась, общество опять склонилось к вектору кардинальных изменений в России.
«Теория малых дел» начала терять популярность.
В середине 80-х годов значительное влияние приобретает либеральное народничество. Это направление ориентировалось на переустройство общества мирными, ненасильственными средствами.
— Либеральные народники сыграли отрицательную роль в развитии освободительного движения в России. Они выступили в тот период, когда русский пролетариат не только уже сформировался, но и осознал себя как класс, осознал свою историческую миссию.
— В этот период коренного поворота русского революционного движения либеральные народники пытались направить рабочий класс по ложному пути. Некоторые из них, восприняв самые худшие, самые отрицательные стороны народничества 60—70-х годов, пытались направить рабочий класс по пути индивидуального террора.
Таким образом, вторая половина XIX и начало XX века в истории России характеризуется бурным развитием радикально-революционного направления отечественной политико-правовой мысли, которое проявлялось в идеологии и практике русского народничества, анархизма и марксизма.
— Радикальные идеи связывались в первую очередь с молодежью, с молодыми интеллигентами, большинство из которых, находясь с середины XIX века в постоянной политической оппозиции правительству и царю, стали носителями и распространителями радикальных революционных идей.
— Российский радикализм, исходя из специфики российского общества, ориентировался на коллективные политические действия - крестьянская, пролетарская революции, общинный социализм.
— Радикальная идея основывалась на культе насилия, когда для достижения цели было "дозволено все". Индивид рассматривался в качестве личности только при условии его принадлежности к революционному лагерю.
История революционного народничества становится в отечественной историографии непопулярной темой. На историю народничества был наложен запрет, потому что народничество отождествлялось с народовольчеством, а народовольчество - с индивидуальным террором.
С разгромом «Народной воли» и распадом «Черного передела» в 80-х годах завершился период "действенного «народничества, однако как идейное направление русской общественной мысли народничество не сошло с исторической сцены. В 80-90-х годах значительное распространение получили идеи либерального народничества. Его представители выступали за социально политические реформы, проповедовали теорию «малых дел» - кропотливой повседневной работы на ниве просвещения и во имя повышения материального положения народных масс.
Тем не менее, народничество в России 70-80-х гг. XIX века, в отличие от предшествующего времени, стало важным фактором политической жизни страны. Оно старалось проверить на практике социалистические идеи русских мыслителей, не останавливаясь ради этого ни перед насилием, ни перед человеческими жертвами.
Однако идеи революционного народничества, хотя и потерпели поражение, показали, что во второй половине XIX века еще не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны. Кроме того, были заложены основы для формирования в будущем политических партий.
Народничество неоднозначно оценивалось как современниками, так и историками. Одни признают, что их жертвенная бескорыстная деятельность была не напрасной и заставила власть осуществить преобразования. Другие считают народников заговорщиками и убийцами, чьи действия привели к расколу в оппозиционном движении, оттолкнули от них либералов, ожесточили власть. И это, в свою очередь, затормозило процесс обновления России.