Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 15:46, статья
существует Центр документации "Народный архив". Срок не большой, но если учесть время, когда возник и в котором существовал архив, то не такой уж он и маленький. За это бурное и не всегда прекрасное время масса интересных и перспективных начинаний возникло и погибло или так и не выбралось из эмбрионального состояния. Однако, Народный архив не только не заглох, но с уверенностью входит в третье тысячелетие.
10 лет
существует Центр документации "Народный архив". Срок не большой, но если учесть время, когда возник и в котором существовал архив, то не такой уж он и маленький. За это бурное и не всегда прекрасное время масса интересных и перспективных начинаний возникло и погибло или так и не выбралось из эмбрионального состояния. Однако, Народный архив не только не заглох, но с уверенностью входит в третье тысячелетие.
ИДЕЯ.
Конечно, за окном
не предрассветный сумрак средневековья.
Но и современный человек не может
не насторожиться вблизи тройной
хронологической грани: вот-вот мы
ступим за неосязаемую черту столетия,
тысячелетия и двух тысячелетия.
Что там? Скорее всего, все тоже: рождение,
жизнь, смерть… Но, кто знает?.. Нам
не дано предугадать даже то, что
произойдет завтра на рассвете.
Рождение, жизнь, смерть…
Можно впасть в уныние, предчувствуя
тоску вечного колеса жизни, воспринимать
ее как карму. Но можно принимать
жизнь и как дар — или
Бога, или великого слепца — Случая.
Так или иначе, но никто не в
состоянии быть равнодушным к
себе, к своей жизни, к своему прошлому
и будущему. Мы сами, наша жизнь, наша
судьба, наша свершенность — это
высшая внутренняя ценность. И в
этом нет примитивного эгоизма. Сказано
было: любите ближнего своего, как самого
себя. Значит, чтобы понять, как любить
другого, надо полюбить себя. Человек
начинается с самоутверждения. Многие
застывают в этой фазе "замкнутого
Я". Как жаль! Но значительное большинство
выходит намного дальше своих
внутренних границ.
Наша личность не
кончается границами нашего тела.
Огромная часть нашего Я — это
наши близкие. И дело не только в
родственных чувствах или генетической
близости. Миллионы людей не испытывают
никаких родственных чувств. Часто
эти чувства отрицательны. Даже дети
— эта, выражаясь библейским языком,
плоть от плоти нашей — нередко
восстают на родителей. Да и родители
бывают, недостойны своих детей. А
отношения с более дальней
родней у многих складываются еще
более причудливо. Дальний может
быть ближе, чем близкий. Тем не менее,
часть нашего существа — это одновременно
и часть их существа, часть нашего
сознания — это и часть их сознания.
Частицы нашего Я продолжают резонировать
в других как отголоски бесконечно
затухающего эха, после каждого
прямого или косвенного соприкосновения
с ними. Любя и ненавидя друг друга,
сплачиваясь и отрицая, мы создаем
формулу "расширенного Я". Мы сплетаемся
друг с другом, но не так, как корни
многолетних трав. Мы прорастаем друг
в друга, но не так как срастаются
клетки многоклеточного организма.
Наши связи — это не только связи
контовской или марксисткой социологии.
Мы не коллективны, но мы и не отдельны,
не атомарны. Мы все вместе, живые
и мертвые — это особое измерение
Вселенной.
Когда умирает человек,
в человеческой Вселенной образуется
затемненная область, как бы "черная
дыра". Вслед за человеком в
ней исчезает все то, что связывало
его с миром. Вся совокупность
этих "черных дыр" и есть коллективное
прошлое человечества. Как личное,
так и коллективное прошлое —
это не пустота и не воображаемая
реальность. Это и не сновидческое
"коллективное бессознательное"
Карла Юнга. И это не распадающееся
вместе с телом и вещами тление.
Все перечисленное лежит в
настоящем. Прошлое — это иная,
это "расфокусированная" реальность.
Поэтому все прошлое, в принципе,
может быть восстановлено, воскрешено,
"сфокусировано" вновь, но, конечно,
в новом, ином жизненном качестве.
Воскрешение отдельных
проявлений жизни — это обыденная
повседневность. Мы сталкиваемся с
этим чудом каждый день, можно даже
сказать – каждый миг. Благодаря
формуле "расширенного Я", умерший
или просто отсутствующий человек
воскресает до тех пор пока его
помнят. Помнят — значит живешь. Но
одно-два поколения помнящих тоже
умирает, а вместе сними, погружается
в затемненную область прошлого
тающий образ. Повезет тому, кто волею
случая или благодаря своим особым
качествам останется в памяти
многих поколений, о ком напишут
историки, соберут исторические источники
архивисты, музейщики, краеведы, коллекционеры.
О ком поставят спектакли, снимут
кинофильмы и т.д. Но большинство
обречено на забвение, или, в лучшем
случае, на редчайшее искрообразное,
без образное воскрешение. Так археолог
воскрешает народы и культуры, но крайне
редко людей. Историк – народные
массы или героев, но почти никогда
– людей.
Таким образом, мертвые
устремлены в будущее, живые —
в прошлое, не родившиеся — в настоящее.
Умирая, мы алкаем будущего воскрешения;
живя, мы постоянно вглядываемся в
прошлое, чтобы соизмерять себя; рожая,
мы проращиваем жизнь в настоящее.
Современные люди убеждены
в том, что как до них, так и
после них были и будут земля,
небо, воздух, огонь и звезды…Однако,
когда мы приходим в эту жизнь,
мы устремлены в нее, ничего не зная
о прошлом, и даже не понимая того,
что нас ждет будущее. Ницше утверждал,
что животное тем и отличается
от человека, что у него нет прошлого.
Ему казалось, что пасущаяся на
лугу корова тут же забывает то, что
случилось с ней минуту назад.
Но достаточно хотя бы раз посмотреть
на то, как буренка встречает свою
хозяйку или отставшего теленка,
чтобы усомнится в
Прошлое для нас,
живых, особо притягательно в
той степени, в какой оно сливается
с настоящим. Слияние настоящего
с прошлым, превращает нашу жизнь
в вершину, в венец истории
человечества. В какую бы эпоху
человек не жил, и не зависимо от
того оценивает ли он ее как эпоху
подъема, упадка или застоя, в любом
случае — его эпоха воспринимается
им как высшая точка, с которой
виден весь исторический ландшафт.
Можно подумать, что человек только
для того и восстает из небытия, чтобы
добавить свою толику к прошлому, к
истории, к "вершине"... Жизнь и
История суть едины.
Прошлое дает нам
удивительное ощущение уникальности и
одновременно ординарности нашей жизни.
Действительно, в любой прожитой
жизни нет ничего такого, чего бы
не было в жизни другого человека.
В тоже время все, что происходит
с нами — это сугубо наше, оно
уникально неповторимо. Мы желаем и
боимся быть как все, мы боимся и
желаем быть уникальными, не похожими
ни на кого. Судя по всему, эта спасительная
двойственность жизни инстинктивно
улавливается даже младенцем.
Такова вкратце идеология "Народного архива".
ПРИНЦИПЫ.
Архив был создан
в декабре 1988 года,после того как
фонд "Культурная инициатива" (фонд
Дж. Сороса) поддержал эту идею и
проект получил на первых порах материальную
поддержку. В первый же год сложилась
структура архива и основные направления
его деятельности. Структура была
достаточно гибкая. Иногда она менялась
в зависимости от научных задач
и материальных возможностей. Сразу
выявились три-четыре основных направления.
В первую очередь, это были сбор,
обработка и хранение личных фондов
граждан СССР, а также сбор документов
многочисленных политических и религиозных,
экологических, культурных и других
общественных организаций, которые
возникали и распадались в
огромном количестве во всех республиках
СССР. Мы начали также сбор писем
граждан страны в редакции газет
и журналов. Речь идет о письмах
людей, которые рассматривали эти
издания как единственную возможность
откликнуться на злобу дня. В рамках
"устной истории" мы в течение
десяти лет брали интервью, делали
видеозаписи людей с
С первых же дней мы
заявили, что не выступаем в качестве
конкурентов Государственной
Насколько известно,
вопрос о тотальном сборе массовых
личных документов и коллекций не
ставился в то время и в развитых
демократических государствах. Современным
"массовым" человеком в основном
занимались социологи, политологи, философы.
И только историки знаменитой школы
"Анналов" изучали историю "повседневности",
но средневековую. Впрочем, и для
последних интересен был не сам
человек как центральный
Другая идея –
отказ от оценочных суждений как
принципа работы архивиста. Как в
советском, так и в зарубежном
архивоведении сложились так
называемые критерии ценности архивных
документов. В отечественном архивоведении
система критериев доведена до абсурда
и так заформализована, что превратилась,
в конечном счете, в набор мертвых
инструкций. Возникла некая формальная
шкала оценки "исторического вклада"
каждого человека и "информационной"
значимости каждого вида документов.
В "бесклассовом" и "общенародном"
государстве все было расфасовано
на ценное, мало ценное и совсем не ценное.
В этот "ценник" попали учреждения
и люди, их деятельность, а также
следы их деятельности — документы,
источники, информация. На самом же
деле государству в лице Государственной
архивной службы СССР (а ныне России)
нужно "научно" оправдать практику
комплектования архивов, когда за основу
берется сохранность
В Народном архиве мы
отказались от принципов традиционной
экспертизы ценности документов. Мы принимаем
практически все, что считает
ценным главный "коллективный" эксперт:
фондообразователь и
Народный архив
принимает не только практически
все документы (из чисто рациональных
соображений мы иногда не берем на
хранение большое количество дубликатов),
но и документы от любого человека
(или организации) вне зависимости
от его социального и
СОСТОЯНИЕ.
К настоящему времени
в Народном архиве собрано более
четырех семидесяти архивных фондов
и коллекций, более ста тысяч
дел и еще более значительное
количество россыпи. Полная оценка затруднена,
так как архив комплектуется
в основном документами, попадающими
к нам в виде коллекций или
россыпи, а не в виде заранее сформированных
"дел", как это практикуется
в деятельности государственных
архивов. Кроме того, мы имеем дело
не с полноценными классическими
фондами, а с их фрагментами. Это
еще в большей степени
Помимо видового
разнообразия к специфике Народного
архива следует отнести и то, что
основная масса документов охватывает
период с конца XIX по 90-е годы XX вв.
И хотя у нас есть отдельные
коллекции документов, относящиеся
к XVIII и первой половине XIX вв., все
же Народный архив в большей степени
отражает историю жизни россиян
нового и новейшего времени.