Народный комиссариат внутренних дел в 1917 – 1930 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Народный Комиссариат Внутренних дел РСФСР (далее – НКВД РСФСР) был создан как центральный орган политического управления РСФСР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка.
Помимо функций по поддержанию правопорядка и охране государственной безопасности, занимался так же вопросами коммунального хозяйства и экономической деятельностью. Первым его наркомом был назначен Алексей Иванович Рыков.

Содержание работы

1. Создание, структура и функции НКВД РСФСР.
2. Деятельность НКВД РСФСР в 1917 – 1930 гг.
3. Внутренние войска НКВД – ОГПУ.
Список литературы

Файлы: 1 файл

НКВД.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

 

 

     3. Внутренние войска НКВД – ОГПУ.

 

Государственное строительство после победы Великой  Октябрьской социалистической революции  проходило в условиях гражданской  войны и иностранной военной  интервенции, противодействия контрреволюционных сил и роста преступности. Обострение классовой борьбы в стране потребовало от новой власти создания правоохранительных и репрессивных органов и наделения их особыми полномочиями. Учреждение чрезвычайных органов в свою очередь обусловило создание вооруженных формирований, обеспечивавших выполнение неспецифических задач, входивших в их компетенцию. С организации отрядов специального назначения и начинается становление внутренних войск Советского государства, которые в разные годы именовались войсками ВЧК – ВОХР – ВНУС - ГПУ – ОГПУ - НКВД - МГБ – МВД [6].

Победоносное  завершение гражданской войны дало возможность приступить к мирному  строительству государства. Строительство  нового общества шло тяжело: голод, разруха, военные конфликты, создание культа личности Сталина И.В., репрессии – все это отразилось и на развитии и строительстве внутренних войск [5]. Однако, все эти годы внутренние войска стояли на страже государственных интересов, оберегая рубежи СССР и обеспечивая государственную безопасность страны. С окончанием гражданской воины и переходом страны к новой экономической политике встал вопрос о реорганизации ВЧК. Постановлением ВЦИК от 6 февраля 1922 г. она была упразднена, а ее задачи возлагались на Государственное политическое управление (ГПУ). Войска ВЧК преобразовывались в войска ГПУ[6]. На них были возложены следующие задачи: борьба с бандитизмом; гарнизонная служба; охрана особо важных государственных объектов, сооружений и транспорта; сопровождение грузов, в том числе продовольствия для голодающих губерний; охрана Донецкого бассейна. Начальниками войск ГПУ Республики в 1922-1923 гг. были Э.С. Кадомцев и Ф.В. Патаки. В структуре войск Государственного политического управления находились 126 тыс. чел., из них: внутренние войска (80 601 чел.); железнодорожные части (37939 чел.); части, обслуживающие погранособотделы и отделения (7760 чел.) [5]. Эта громоздкая система построения нуждалась в освобождении от второстепенных функций. В ходе коренной реорганизации личный состав войск сократился на 60 %. Охрана путей сообщения и сопровождения грузов передавалась в ведение НКПС.

По указанию Ф.Э Дзержинского в ходе реформирования обращалось внимание на создание хорошо вооруженных, легко подвижных, высоко дисциплинированных и сплоченных воинских частей. Снабжение войск всеми видами довольствия осуществлялось по армейским нормам. Анализ документов показывает, что проводимым реорганизациям предшествовало тщательное глубокое изучение состояния войск, в ходе которого вырабатывались наиболее целесообразные меры их дальнейшего применения. С целью решения проблемы качества подготовки командно-политического состава 13 ноября 1922 г. в Москве была создана Высшая объединенная школа войск ГПУ на 600 слушателей. Дополнительно были сформированы Высшие повторные курсы войск ГПУ В июне 1923 г. при штабах шести военных округов, в том числе и в Петроградском, были открыты окружные повторные курсы войск ГПУ общей численностью 825 курсантов [5]. Большое значение для повышения авторитета командиров и политработников имело введение 9 февраля 1923 г. в войсках Государственного политического управления табеля знаков различия командно-политического и административно-хозяйственного состава.

С образованием СССР начинается новый этап строительства  войск. ГПУ при НКВД РСФСР реорганизуются в Объединенное государственное политическое управление при Совете Народных Комиссаров СССР (0ГПУ). 15 ноября 1923 г. Президиум ЦИК СССР утвердил Положение об ОГПУ и его органах. В результате этого войска ГПУ стали именоваться войсками ОГПУ [6]. Они вышли из подчинения НКВД и до 1934 г. находились в составе объединенного государственного политуправления. Руководство ими было возложено на заместителя председателя ОГПУ И.С. Уншлихта через штаб войск. Военная реформа, проведенная в войсках ОГПУ в 1924-1928 гг., была направлена на организационную перестройку и совершенствование системы управления всеми составными частями ведомства. Отдельные подразделения объединялись в части и соединения. 17 июня 1924 г. отряд особого назначения при коллегии ОГПУ был переформирован в дивизию особого назначения, на которую возлагались ответственные задачи по охране правительственных и партийных учреждений, других важнейших объектов.

Одной из важных задач внутренних войск в рассматриваемый  период была борьба с бандитизмом [5]. С 27 января 1921 г. руководящим центром этого ответственного направления стала Центральная межведомственная комиссия по борьбе с бандитизмом. В целях скорейшего искоренения бандитских налетов и вооруженных ограблений, Государственному политическому управлению декретом ВЦИК от 16 октября 1922 г. предоставлялось право внесудебной расправы вплоть до расстрела бандитов, взятых с поличным на месте преступления. Проблема бандитизма в стране неоднократно обсуждалась в высших партийных и государственных органах. Приказом РВСР и ГПУ от апреля 1923 г. борьба с мелкими бандгруппами возлагалась на милицию, органы и войска Государственного политуправления, а с крупными бандформированиями - на армейские части в районах их дислокации, как это имело место в Таджикистане и Туркмении. Очаги бандитизма отмечались на Северном Кавказе, Дальнем Востоке и в Средней Азии. Для наведения революционного порядка применялись различные методы, вплоть до объявления отдельных местностей неблагополучными в криминальном отношении с вытекающими из этого действиями военных и гражданских властей.

В борьбе с бандитизмом  в Сибири, Забайкалье и на Дальнем  Востоке успешно действовали 80 Якутский дивизион и 9 Сибирский полк. Отвагу и самоотверженность в борьбе с бандгруппами проявили воины 2 Дальневосточного кавполка. Павшие смертью храбрых командир взвода В. Реут, красноармейцы Н. Иваненков и А. Потанин были зачислены навечно в списки указанного полка приказом ОГПУ от 4 марта 1929 г., что положило начало этой памятной традиции во внутренних войсках. Широкомасштабные операции по борьбе с бандитизмом проводились на Кавказе. Только в Азербайджане в 1930 г. было уничтожено 207 банд. В Чеченской автономной области в 1925 г. было изъято 25 тыс. винтовок, задержано 300 бандитов. Упорную борьбу с басмачеством в Средней Азии вели внутренние войска и части Красной Армии. В середине 20-х годов там было ликвидировано 123 банды. Решительный удар по басмачеству в Таджикистане был нанесен весной 1931 г. в ходе боев подразделении 10 полка ОГПУ и красноармейских частей, разгромивших трехтысячный отряд басмачей во главе с Ибрагим-беком. Ликвидация очагов бандитизма в стране способствовала снижению криминальной обстановки и упрочению советской власти на местах [6].

Охрана промышленных предприятий и железнодорожного транспорта была предметом особой заботы Советского государства. Декретом ВЦИК и СНК СССР от 10 июня 1920 г. выполнение этих задач возлагалось на милицию НКВД РСФСР за исключением охраны стратегически важных железных дорог, охрана которых осуществлялась войсковыми подразделениями. Кроме того, наркому внутренних дел разрешалось создавать вооруженные сторожевые команды для охраны учреждений и складов, однако эта мера властей оказалась малоэффективной и не нашла широкого применения. Вместо них за счет предприятий и ведомств, в 1924 г. начали создаваться специализированные отряды милиции (ведомственная милиция), которые выполняли охранные функции на предприятиях вплоть до 1927 г. Внутренние войска до указанного периода к охране объектов привлекались в исключительных случаях [5].

Для усиления борьбы с диверсиями, предотвращения террористических актов на военно-стратегических объектах постановлением СНК СССР от 15 апреля 1927 г. был определен порядок их охраны. Двумя другими постановлениями от 12 мая 1927 г. создавалась военизированная охрана (ВОХР), предназначенная для охраны предприятий и сооружений, в том числе и военных заводов. При этом необходимо отметить, что важнейшие предприятия и сооружения страны подразделялись на две категории, в зависимости от которых им выделялась войсковая или военизированная охрана. Выполнение этих ответственных задач потребовало увеличения численности внутренних войск на 10520 чел. В их состав были переданы части Красной Армии, охранявшие объекты Военпрома и Азнефти [5]. Правительство страны постепенно вырабатывало наиболее приемлемые принципы: функционирования ОГПУ. Это сокращение численности личного состава за счет оснащенности охраняемых объектов специальными средствами и улучшение качества несения караульной службы военнослужащими. В декабре 1928 г. в составе войск ОГПУ находилось 8920 бойцов, военизированная охрана насчитывала 15950 чел. В последующие три года их численный состав претерпел незначительные изменения [6].

В целях улучшения  системы управления 1 января 1928 г. охрана железнодорожного транспорта была передана ОГПУ, в структуре которого формировались железнодорожные войска (12 963 чел.). Они охраняли более 1200 железнодорожных, водных и транспортных коммуникаций [3].

Свои особенности  имело строительство войск конвойной  стражи. В начале 20-х годов конвоирование и охрана заключенных осуществлялись конвойной стражей, находившейся в ведении НКЮ, а также войсками ГПУ и милицией. Это приводило к распылению сил и созданию громоздкой системы управления. Постановлением СТО от 27 сентября 1922 г конвойная стража вошла в состав войск ГПУ. 8 октября 1922 г было утверждено Временное положение о конвойной страже. Для руководства ею создавалось специальное управление, вошедшее в штаб войск ГПУ на правах отдела. В 1922 г. постановлением СТО в состав войск Государственного политуправления была передана и пограничная охрана. Проведенные реорганизации позволили повысить эффективность управления войсками, сэкономить силы и средства. Опыт служебно-боевой деятельности конвойных частей выявил необходимость централизованного управления или в общесоюзном масштабе. Законодательно этот вопрос был решен 30 октября 1925 г. постановлением ЦИК и СНК СССР «О конвойной страже Союза ССР» При Совете Народных Комиссаров создавалось Центральное управление конвойной стражи во главе с Б. Г. Ширвиндтом, на которое возлагались задачи сопровождения заключенных, охраны мест лишения свободы, оказания помощи их администрации в поддержании порядка. Все войска были сведены в 2 дивизии и 6 отдельных бригад обшей численностью 14802 чел. Конвойная стража как самостоятельный вид войск согласно Закону об обязательной военной службе 18 сентября 1925 г. вошла в состав Красной Армии. При выполнении служебных задач конвои руководствовались введенным еще в мае 1922 г уставом конвойной стражи, а также воинскими уставами. В сентябре 1928 г. был принят Временный устав службы конвойной стражи. Ее комплектование и снабжение возлагалось на военное ведомство. В конце 20-х годов конвойные части (около 20 тыс. чел.) были расквартированы в 167 городах и населенных пунктах страны [5].

В мирное время  на внутренние войска возлагались задачи по обеспечению государственной  и общественной безопасности, охране социалистической собственности, общественного порядка. В соответствии с мобилизационными планами к указанным задачам в военное время добавлялась охрана прифронтовой полосы, коммуникаций и тыловых районов. При этом не исключалось, что в военный период внутренние войска могут привлекаться для борьбы с бандитизмом и дезертирством, а также агентурой противника, его диверсионно-разведывательными группами. По своему вооружению и техническому оснащению внутренние войска не предназначались для ведения длительных боевых действий с крупными силами противника и самостоятельной обороны отдельных районов и боевых рубежей. С учетом выполняемых ими задач вырабатывались мобилизационные мероприятия, планировалась и доводилась служебно-боевая подготовка [5].

 

 

Литература

 

1. История отечественных органов внутренних дел: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Мулукаева. М., 2005.

2. Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 – декабрь 1991. М.: РГГУ, 1994.

3. Лубянка: Органы ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917 – 1991. Справочник. М., 2003.

    4. Малыгин А.Я., Лукьянов С.А. История органов внутренних дел: основные этапы развития полиции-милиции России. М., 2010.

5. Некрасов В.Ф. Внутренние войска Советского государства. 1917 – 1977. М., 1980.

6. Некрасов В.Ф. На страже интересов Советского государства. История строительства войск ВЧК-ОГПУ-НКВД-МВД. – М., 1983.

 

 

 

 

 

 

Контрольную работу выполнил:

 

майор полиции                            М.И.  Прохоров


Информация о работе Народный комиссариат внутренних дел в 1917 – 1930 гг