Народы Приенисейского края перед присоединением к России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 18:55, реферат

Описание работы

Часть самодийских племен мигрировала в конце I тыс. н. э. в северном направлении, заселив бассейн среднего Енисея до территории нынешнего Норильска. Они стали предками современных ненцев, селькупов и нганасанов. Основным занятием племен самодийской группы была охота и разведение оленей. Общественные отношения к моменту прихода русских находились на стадии разложения родового строя. Родовые вожди - "князцы" держали в подчинении рядовых сородичей и обращенных в рабство иноплеменников.

Файлы: 1 файл

prisoedinenie.doc

— 33.00 Кб (Скачать файл)

Народы Приенисейского края перед присоединением к России.

Минусинскую котловину заселяли многочисленные тюркоязычные группы, находившиеся под главенством малочисленных енисейских кыргызов. В подчинении у кыргызов находились данники ("киштымы"), большая часть которых также говорила на тюркских языках.

Часть самодийских племен мигрировала в конце I тыс. н. э. в северном направлении, заселив бассейн среднего Енисея до территории нынешнего Норильска. Они стали предками современных ненцев, селькупов и нганасанов. Основным занятием племен самодийской группы была охота и разведение оленей. Общественные отношения к моменту прихода русских находились на стадии разложения родового строя. Родовые вожди - "князцы" держали в подчинении рядовых сородичей и обращенных в рабство иноплеменников.

В глубокой древности на карте Приенисейского края появились племена тунгусов - предков современных эвенков. Территория их обитания простиралась от берегов Енисея до Охотского моря. Именно они дали основу современного названия Енисея (по-тунгусски река называлась "Ензя").

Основными занятиями эвенков были охота, разведение оленей и рыболовство. Они вели бродячий образ жизни, проживая в простых для сооружения чумах. Домашние занятия делились на мужские (изготовление орудий из дерева, кости и металла) и женские (выделка шкур, шитье одежды и др.).

К моменту прихода русских у эвенков уже выделилась парная семья, но сохранялись пережитки полигамии. Родовые отношения сохраняли свою прочность: обязанностью каждого родовича была взаимопомощь между членами рода и семьями родственников. В то же время у них уже начинает формироваться родо-племенная верхушка-князцы, шаманы, знатные охотники. Эвенки вели частые войны с соседними племенами, захваченные в плен иноплеменники становились рабами.

Религиозные верования.

У всех тюркоязычных народов Сибири сохранились пережитки магии. Примеры показывают, что в магических представлениях этих народов имеется много прямых совпадений (употребление в качестве амулетов медвежьих лап, тушек боровой дичи и др.).

Сопоставление религиозных верований народов Сибири: якутов, алтайцев, хакасов, шорцев, тофаларов и тувинцев - показывает наличие многих общих обрядов и поверий. У этих народов, наряду с анимистическими представлениями о божествах - творцах мира и духах- хозяевах лесов, озер и т. д., бытовали магические обряды и представления, в которых сверхъестественными свойствами наделялись сами предметы и явления. Так, например, якуты термином "иччи" называли всех духов-хозяев, т. е. особый род существ, пребывающих в определенных предметах и явлениях природы. Наряду с этим, "иччи" якутов имело и второе значение - внутренняя таинственная сила, которая дается в каком-нибудь предмете. Магическое свойство имели пред меты и явления, порой даже совершенно не значительные, например, лошадиная лодыжка (сылгы сыагайа), прослужившая в качестве детской игрушки больше одного года, приобретала "иччи", поэтому ею после этого срока пользоваться считало небезопасным, т. к. она может стать причиной болезни.

Якуты считали, что все предметы и явления природы, имевшие "иччи", обладают магическими свойствами. Они могли принести вред или пользу человеку. Например, удила лошади, якобы, могли принести пользу, когда у ребенка в полости рта появились нарывы. Чтобы вылечить его, ребенку клали в рот еще теплые удила коня, прибывшего с дальней дороги. Как думается, этот способ лечения, наряду с религиозной символикой, мог иметь вполне материальное объяснение. Лошади питаются разнообразными травами, и лечебные свойства этих могли оставаться на удилах, превращая их в естественное лекарство.

Магические приемы применялись людьми при лечении болезней. Например, кумандинцы в доме больного подвешивали к потолку черного тетерева в перьях. В этих же целях при входе в жилище с правой стороны за дверью они вешали медвежьи лапы, чучело филина, скелет или чучело белки с глазами из бисера или других зверей. Хакасские воры так же, как и якутские, были суеверны, они боялись жжения волчьих жил на пенном огне. По религиозным верованиям хакасов считалось, что, когда жгут на медленном огне волчьи жилы, у воров они так же коробятся, как и волчьи.

В системе религиозного сознания народов Сибири культы занимали ведущее положение. Они сопровождали охотника, рыболова и скотовода в их повседневной трудовой деятельности и в быту. Они закреплялись и поддерживались традициями. Вместе с тем они служили наглядным выражением зависимости человека от могучих, часто не понятых природы, случайности их проявления.

Наряду с культами природы, промысловыми и др. культами народов Сибири чрезвычайно почитаемым был огонь. Нельзя бросать в огонь сор, нельзя шевелить огонь железными предметами, нельзя обходить огонь против солнца, вешать над огнем предметы, например, женскую обувь и т. п. Нарушение запретов может повлечь за собой несчастье и болезни. Считалось, что огонь способен сообщать людям волю духов. Если пламя было ровное, спокойное - это хороший признак, дух огня доволен. А если дрова в костре горели не ровно, костер дымил, трещал и стрелял искрами - это означало, что духи чем-то недовольны и хотят наказать хозяев дома (чума). Очень образно иллюстрирует отношение к огню одно из преданий тазовских селькупов - "Об огненной бабушке".

Народы Сибири не знали ни покаяния, ни исповеди, не привилось у них и признание себя рабами божества, несмотря на упорное влияние христианства. Отношения между люд духами - хозяевами местности - понимались у них как отношения партнерства, а если их почитали, то как старших родственников или предков, каковыми они часто и мыслились.


Информация о работе Народы Приенисейского края перед присоединением к России