Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 09:57, реферат
Цель исследования рассмотреть научно-технические открытия (конец XIX—начало XXст.), их влияние на экономическое мировое развитие.
Задачи исследования рассмотреть:
- научно-технические изобретения;
-структурные изменения в промышленности;
- влияние научно-технической революции на мировую экономику
Введение 3
1. Научно-технические изобретения 4
2.Структурные изменения в промышленности 11
3. Влияние научно-технической революции на мировую экономику 13
Заключение 16
Список используемой литературы 17
Содержание
Введение
1. Научно-технические
2.Структурные изменения
в промышленности
3. Влияние научно-технической
революции на мировую
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Развитие мировых производительных сил в конце XIX—начале XX вв. происходило необычайно высокими темпами (так, суммарная выплавка стали с 1870 по 1900 гг. возросла в 20 раз), вследствие чего увеличился объем мирового промышленного производства. Количественные изменения сопровождались бурным развитием техники, новшества которой охватывали различные сферы производства, транспорта, быта. Радикальные изменения произошли в организации промышленного производства, его технологии. Возникло много новых отраслей промышленности, которых мир ранее не знал. Произошли существенные сдвиги в размещении производительных сил как между странами, так и внутри отдельных государств.
Такой скачок в развитии мирового промышленного потенциала связан с произошедшей в рассматриваемый период научно-технической, революции.
Актуальность темы «Научно-технические открытия (конец XIX—начало XXст.), их влияние на экономическое мировое развитие» в том, что благодаря внедрению достижений научно-технического прогресса развитие промышленности за два последних столетия привело к кардинальным изменениям в условиях и образе жизни всего человечества.
Объект исследования научно-технические открытия, а его предмет их влияние открытий на экономическое мировое развитие
Цель исследования рассмотреть научно-технические открытия (конец XIX—начало XXст.), их влияние на экономическое мировое развитие.
Задачи исследования рассмотреть:
- научно-технические
-структурные изменения в промышленности;
- влияние научно-технической революции на мировую экономику
1. Научно-технические изобретения
На основе электричества была создана новая энергетическая основа промышленности и транспорта, т.е. решена крупнейшая техническая проблема. В 1867 г. в Германии В. Сименс изобрел электромагнитный генератор с самовозбуждением, которым при помощи вращения проводника в магнитном поле можно получать и вырабатывать электрический ток. В 70-е гг. была изобретена динамо-машина, которую можно было использовать не только как генератор электроэнергии, но и как двигатель, превращающий электрическую энергию в механическую. В 1883 г. Т. Эдисон (США) создал первый современный генератор. Следующая успешно решенная задача — передача электроэнергии по проводам на значительные расстояния (в 1891 г. Эдисоном создан трансформатор). Таким образом сложилась современная техническая цепь: получение — передача — прием электроэнергии, благодаря чему промышленные предприятия могли размещаться вдали от энергетических баз. Производство электроэнергии было организовано на особых предприятиях — электростанциях.
Сначала электроэнергия к рабочим местам направлялась по электроприводу, который был общим для всего машинного комплекса. Затем он стал групповым и, наконец, индивидуальным. С этого момента каждая машина имела отдельный двигатель. Оборудование машин электродвигателями увеличило скорость станков, повысило производительность труда и создало предпосылки для последующей автоматизации производственного процесса.
Поскольку потребность в электроэнергии неуклонно росла, техническая мысль была занята поисками новых типов первичных двигателей: более мощных, более быстроходных, компактных, экономичных. Самым удачным изобретением стала многоступенчатая паровая турбина английского инженера Ч. Парсонса (1884), сыгравшая значительную роль в развитии энергетики — она позволяла во много раз повысить скорость вращения.
Наряду с тепловыми турбинами шли разработки гидравлических турбин; впервые они были установлены на Ниагарской гидроэлектростанции в 1896 г., одной из крупнейших электростанций того времени.
Особенное значение получили двигатели внутреннего сгорания. Модели таких двигателей, работавших на жидком горючем (бензине), создали в середине 80-х годов немецкие инженеры. Даймлер и К. Бенц. Эти двигатели использовались моторным безрельсовым транспортом.
В 1896—1987 гг. немецкий инженер Р. Дизель изобрел двигатель внутреннего сгорания с большим коэффициентом полезного действия. Затем он был приспособлен к работе на тяжелом жидком топливе и получил исключительно широко применение во всех отраслях промышленности и транспорта. В 1906 г. в США появились тракторы с двигателями внутреннего, сгорания. Применение их в сельском хозяйстве началось с 1907 г. Массовое производство таких тракторов было освоено в годы Первой мировой войны.
Одной из ведущих отраслей становится электротехника, развиваются ее подотрасли. Так, получает широкое распространение электрическое освещение, вызванное строительством крупных промышленных предприятий, ростом больших городов, увеличившимся производством электроэнергии.
Изобретение лампы накаливания принадлежит русским ученым: А.Н. Лодыгину (лампа накаливания с угольным стерженьком в стеклянной колбе, 1873) и П.Н. Яблочкову (конструкция электродуговой лампы, «электрической свечи», 1875).
В 1879 г. американский изобретатель Т. Эдисон предложил вакуумную лампу накаливания с угольной нитью. В последующем в конструкцию ламп накаливания изобретателями различных стран вносились улучшения. Так, А. Н. Лодыгиным были разработаны лампы с металлическими нитями, в том числе с вольфрамовыми, применяемыми и сейчас. Хотя во многих странах мира еще долгое время сохранялось газовое освещение, но оно уже не могло противостоять распространению электрических осветительных систем.
Вторая НТР — это период широкого развития и такой отрасли электротехники, как техника средств связи. В конце XIX в. существенно усовершенствована аппаратура проволочного телеграфа, а к началу 80-х были выполнены большие работы по конструированию и практическому применению телефонной аппаратуры. Изобретатель телефона — американец А.Г. Белл, получивший первый патент в 1876 г. Микрофон, отсутствовавший в аппарате Белла, был изобретен Т. Эдисоном и независимо от него англичанином Д. Юзом. Благодаря микрофону увеличивался радиус действия телефонного аппарата. Телефонная связь стала быстро распространяться во всех странах мира. Первая телефонная станция в США была построена в 1877 г
Через два года введена строй телефонная станция в Париже, в 1881 г. — в Бер. лине, Петербурге, Москве Одессе, Риге и Варшаве. Автоматическая телефонная станция запатентована американцем А. Б. Строуджером в 1889 г.
Одно из важнейших достижений второй НТР — изобретение радио — беспроволочной электросвязи, основанной на использовании электромагнитных волн (радиоволн). Эти волны были впервые обнаружены немецким физиком Г. Герцем. Практическое создание такой связи осуществил выдающийся русский ученый АС. Попов, продемонстрировавший 7 мая 1885 г первый в мире радиоприемник. Затем последовала передача на расстояние радиограммы, в 1897 г. осуществлена радиотелеграфная связь между кораблями на расстоянии 5 км. В 1899 г. достигнута устойчивая длительная передача радиограмм на дистанцию 43 км.
Итальянский инженер Г. Маркони в 1896 г. запатентовал способ передачи электрических импульсов без проводов. Значительная материальная поддержка английских капиталистических кругов позволила ему в 1899 г. осуществить передачи через Ла-Манш, а в 1901 г. — через Атлантический океан.
В начале XX в. родилась еще одна отрасль электротехники -электроника. В 1904 г. английским ученым Дж. А. Флемингом была разработана двухэлектродная лампа (диод), которая могла использоваться для преобразования частот электрических колебаний. В 1907 г. американский конструктор Ли де Форест предложил трехэлектродную лампу (триод), с помощью которой можно было не только преобразовывать частоту электрических колебаний, но и усиливать слабые колебания. Начало промышленной электроники было положено введением ртутных выпрямителей для преобразования переменного тока в постоянный.
Таким образом, промышленное применение электрической энергии, строительство электростанций, расширение электрического освещения городов, развитие телефонной связи и т.д. обусловили быстрое развитие электротехнической промышленности.
Вторая НТР знаменовалась не только созданием новых отраслей, но и затронула старые отрасли промышленности, прежде всего металлургию. Быстрое развитие производительных сил — машиностроения, судостроения, военного производства, железнодорожного транспорта — предъявляло спрос на черные металлы. В металлургии вводились технические новшества, техника металлургии достигла огромных успехов. Значительно изменились конструкции и увеличились объемы доменных печей. Были внедрены новые способы производства стали за счет передела чугуна в конверторе под сильным дутьем (Г. Бессемер, Англия, патент 1856) и в специальной печи — литой стали (П. Мартен, Франция, 1864). Английский металлург С. Томас в 1878 г. предложил для выплавки стали применять железную руду с большими примесями фосфора. Этот метод позволял освобождать металл от примесей серы и фосфора.
В 80-х годах введен электролитический способ получения алюминия, позволивший развивать цветную металлургию. Электролитический метод был также использован для получения меди (1878). Эти методы составили основу современного сталелитейного производства, хотя томасовский метод во второй половине XX в. был вытеснен кислородно-конверторным процессом.
Важнейшим направлением второй НТР стал транспорт — появились новые виды транспорта и совершенствовались существовавшие средства сообщения.
Такие потребности практики, как рост объемов и скорости перевозок, способствовали совершенствованию железнодорожной техники. В последние десятилетия XIX в. завершился переход к стальным железнодорожным рельсам. Все более, широко применялась сталь при строительстве мостов. «Эрустальных мостов» открыл арочный мост, построенный в США в 1874 г. через р. Миссисипи у города Сент-Луис. Его автор — Дж. Иде. Проезжую часть висячего Бруклинского моста (около Нью-Йорка) с центральным пролетом в 486 м поддерживали стальные канаты. Холл-Гейтский арочный мост в Нью-Йорке сооружен в 1917 г. полностью из лигированной стали (высоко-углеродистой). Крупнейшие стальные мосты были возведены в России через Волгу (1879) и Енисей (1896) под руководством инженера НА. Боголюбского. С 80-х годов при строительстве мостов наряду со сталью начали шире применять железобетон. На железных дорогах, прокладываемых в Альпах, были прорыты крупнейшие тоннели: Сен-Готардский (1880), Симплон-ский (1905). Самым значительным из подводных тоннелей был семикилометровый Севернский тоннель в Англии (1885).
В эти же годы строились тоннели и в России: через Су-рамский горный кряж на Кавказе, Яблоновый хребет на Дальнем Востоке и др.
Совершенствовался подвижной состав на железных дорогах — резко возросли мощность, сила тяги, быстроходность, вес и размеры паровозов, грузоподъемность вагонов. С 1872 г. на железнодорожном транспорте введены автоматические тормоза, в 1876 г. разработана конструкция автоматической сцепки.
В конце XIX в. в Германии, России, США велись эксперименты по введению на железных дорогах электрической тяги. Первая линия электрического городского трамвая открылась в Германии в 1881 г. В России строительство трамвайных линий началось с 1892 г. В 90-е годы в ряде стран появились пригородные и междугородные электрические железные дороги. Однако против этого выступали активно железнодорожные, угольные, нефтяные компании.
Развивался флот. С 60-х годов на морских судах стали применять поршневые паровые машины с многократным расширением пара. В 1894—1895 гг. были проведены первые опыты по замене поршневых двигателей паровыми турбинами. Стремились также к увеличению мощности и скорости морских и океанских паровых судов: пересечение Атлантического океана стало возможным теперь за семь—пять дней. Приступили к строительству судов с двигателями внутреннего сгорания — теплоходов. Первый теплоход — нефтеналивное судно «Вандал» было построено русскими конструкторами в 1903 г. В Западной Европе строительство теплоходов началось с 1912 г. Крупнейшим событием в развитии морского транспорта было сооружение в 1914 г. Панамского канала, имевшего не только экономическое, но и политическое и военное значение.
Новый вид транспорта, родившийся в эпоху второй НТР, — автомобильный. Первые автомобили были сконструированы немецкими инженерами К. Бенцем и Г. Даймлером. Промышленное производство автомобилей началось с 90-х годов, причем в нескольких странах. Способствовало успеху автомобилей изобретение в 1895 г. ирландским инженером Дж. Дэнлопом резиновых шин. Высокие темпы развития автомобилестроения повлекли за собой строительство шоссейных дорог.
Новый вид транспорта рубежа XIX и XX вв. — воздушный Он подразделяется на аппараты легче воздуха — дирижабли и тяжелее воздуха — самолеты (аэропланы). В 1896 г. немецкий конструктор Г. Зельферт применил для дирижаблей двигатель внутреннего сгорания, работавший на жидком топливе, что способствовало развитию дирижаблестроения во многих странах. Но решающую роль в развитии воздушного транспорта сыграли самолеты.
В разработку авиационных проблем и вопросов воздухоплавания огромный вклад внесли русские ученые и изобретатели основоположники современной гидро- и аэродинамики Д. И. Менделеев, Л. М. Поморцев, С.К. Джевецкий, К. Э. Циолковский и особенно Н. Е. Жуковский. Большая заслуга в освоении техники полетов принадлежит немецкому инженеру О. Лилиенталю.