Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:59, реферат
Биография Николая II( личные черты характера)
На настоящий момент биография императора Николая II окутана разными слухами, противоречивыми утверждениями, и даже историкам порой трудно отделить вымысел от правды, и, не смотря на обилие сохранившихся свидетельств и документов, точно установить, где заканчивается вымысел и начинается подлинность истории.
НИКОЛАЙ II
Биография Николая II( личные черты характера)
На настоящий момент биография императора Николая II окутана разными слухами, противоречивыми утверждениями, и даже историкам порой трудно отделить вымысел от правды, и, не смотря на обилие сохранившихся свидетельств и документов, точно установить, где заканчивается вымысел и начинается подлинность истории.
Император Николай родился 6 мая 1868 года в Александровском дворце Царского Села. С того времени 6 мая был государственным праздником вплоть до последнего, 1917 года. Его отец, Александр Александрович, тогда еще цесаревич; мать - цесаревна Мария Федоровна, урожденная датская принцесса Дагмар, дочь короля Христиана IX. Это был их первый ребенок. Через две недели, 20 мая, состоялись крестины.
Старший мальчик был живым, любознательным и с ранних лет отличался воспитанностью. Он, как и другие, шалил, но всегда беспрекословно подчинялся отцу и матери.
Николай Александрович рос в атмосфере патриархальной русской семьи, которая, в силу исторических обстоятельств, занимала исключительное место в общественной жизни. Он мог себе позволить мало из того, на что имели право сверстники.
С детства последний русский царь испытывал большой интерес к военному делу.
1 марта 1881 г. отец Николая
Александровича стал
В январе 1894г. отец Николая простудился
и тяжело заболел. 20 октября 1894г. император
Александр III умер, и уже через
полтора часа после смерти отца,
в маленькой ливадийской
Многие говорили о том, что Николай II "не был готов" к царствованию, что "он был слишком молод", "неопытен" для того, чтобы управлять огромной империей и принимать ответственные решения. Он действительно боялся участи правителя, той ответственейшей роли, которой не искал, но в судьбе своей ничего изменить не мог. Для Николая II смерть отца стала глубоким потрясением. Любящий и послушный сын переживал не только потерю близкого человека. Его мучили страхи и опасения, связанные с новой для себя общественной ролью, с той невероятной ношей , которая была возложена судьбой на его плечи. Человек, не принимавший до этого момента никаких ответственных решений, стал центром империи.
На первых порах Николай II не был посвящен во многие таинства государственного управления, но одно знал наверняка: надо следовать курсом, каким вел страну его отец, при котором страна добилась социальной стабильности и завоевала прочные позиции на мировой арене.
После восшествия Николая II на престол быстро стало выясняться, что новый царь, в отличие от предыдущего, не обладает крутым нравом, а нерадивое выполнение поручений и приказов не чревато немедленной потерей должности, а уж тем более ссылкой.
Главным органом административной власти являлся Комитет министров. К началу царствования Николая II действовало 15 министерств и равнозначных им государственных становлений. Наиболее обширную компетенцию имели два министерства: внутренних дел и финансов. Император считался главой суда и судебного управления, а весь суд осуществлялся от его имени. Свой надзор за судом и администрацией самодержавец осуществлял через Правительствующий Сенат. Царь являлся и главой Русской Православной Церкви, но непосредственными делами церковного управления ведал Святейший Синод. В административном отношении Россия делилась на 78 губерний, 18 областей и остров Сахалин.
С первых же месяцев правления царь убедился, что единого координирующего органа административной власти в стране нет. Каждый министр вел свою политику. Николай Александрович стал практиковать создание "междуведомственных" комиссий и проводить небольшие совещания под своим председательством. Практически каждый день император принимал министров, военных, родственников, занимавших различные должности в госаппарате, русских и иностранных дипломатов. У него не было личного секретаря, считал, что сам должен работать со своими бумагами.
Крестьянский вопрос
В январе 1902 г. государь принял важное принципиальное решение, чтобы сдвинуть с мертвой точки аграрный вопрос. 23 января было утверждено положение об Особом совещании о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Это учреждение имело целью не только выяснить нужды сельского хозяйства, но и подготовить «меры, направленные на пользу этой отрасли народного труда».
Под председательством министра финансов С.Ю. Витте ― хотя он и был всегда далек от нужд деревни, ― при ближайшем участии Д.С. Сипягина и министра земледелия А.С. Ермолова, это совещание состояло из двадцати сановников, причем наряду с членами Государственного Совета был привлечен и председатель Московского общества сельского хозяйства, князь А.Г. Щербатов.
В первом же заседании, 2 февраля, были определены рамки работ. С.Ю. Витте указал, что совещанию придется коснуться и вопросов общегосударственного характера, за разрешением которых затем надо обратиться к государю. Д.С. Сипягин отметил, что «многие из вопросов, существенных для сельскохозяйственной промышленности, не должны, однако, разрешаться исключительно с точки зрения интересов сельского хозяйства» возможны иные, общегосударственные соображения.
Затем совещание решило обратиться к заинтересованным кругам населения с запросом о том, как они сами понимают свои нужды. Такое обращение было смелым шагом; в отношении интеллигенции оно едва ли могло дать практические результаты. Но в данном случае вопрос задавался не городу, а деревне ― тем слоям населения, дворянам и крестьянам, в лояльности которых государь был убежден.
Во всех губерниях Европейской России были учреждены губернские комитеты по выяснению нужд сельскохозяйственной промышленности. Затем были также организованы комитеты на Кавказе и в Сибири. По всей России было образовано около 600 комитетов.
Летом 1902 г. приступили к работам местные комитеты о нуждах сельскохозяйственной промышленности ― сначала губернские, потом уездные. Ставились самые различные вопросы ― о народном образовании, о реорганизации суда; «о мелкой земской единице» (волостном земстве); о создании той или иной формы народного представительства.
Работы уездных комитетов
Каковы же были итоги этой большой работы, этого обращения к сельской России? Выводы комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности были в значительной мере затушеваны печатью: они не соответствовали взглядам, господствовавшим в обществе. Они и для правительства явились некоторой неожиданностью.
Материал, собранный местными комитетами, был опубликован в начале 1904 года. На основании этого материала Витте и составил свою «Записку по крестьянскому вопросу». Он настаивал на упразднении особых сословных органов суда и администрации, отмене особой системы наказаний для крестьян, на устранении всех ограничений свободы передвижения и выбора рода занятий, а главное ― на предоставлении крестьянам права на свободное распоряжение своим имуществом и на выход из общины вместе со своим общинным наделом, превращающимся в личную собственность крестьянина. Насильственного разрушения общины Витте отнюдь не предлагал.
Но еще в конце 1903 года свои прямо противоположные рекомендации представила так называемая Редакционная Комиссия МВД, учрежденная в июне 1902 года с согласия царя министром внутренних дел В.К. Плеве для «редактирования» существующего законодательства о крестьянах. В традиционном патриархальном укладе жизни крестьян Комиссия видела залог их приверженности самодержавию. Это для Комиссии было куда важнее экономической целесообразности. Поэтому предлагалось охранять сословную обособленность крестьянства, удалить надзор за ним со стороны властей, не допускать перехода земли в личную собственность и свободной торговли ею. В качестве уступки духу времени выдвигалось самое общее пожелание «принять меры по облегчению выхода из общины умственно переросших ее крестьян». Но тут же следовала оговорка, что во избежание распространения в деревне взаимной вражды и ненависти выход из общины допустим лишь с согласия большинства ее членов.
Внешняя политика
В вопросах внешней политики Николай II был чрезвычайно чувствителен ко всему, что хоть как-то задевало имперский престиж России. Политика мирного сосуществования была близка и понятна Николаю Александровичу, она отвечала его внутренним убеждениям и соответствовала ориентирам, унаследованным от императора Александра III.
Начиная с 1904 года у Николая II редко выдавался день, когда политические события радовали. Все признаки грядущей социальной бури были на лицо: недовольство открыто проявлялось на страницах газет и журналов, на собраниях земских и городских деятелей. По стране покатилась волна стачек и манифестаций. Вопросы реформирования выходили на первый план.
Отношение к государственной думе
В сентябре-октябре 1905 г. Россию охватила почти всеобщая политическая стачка. Печатники объявили забастовку с экономическими требованиями. К ней присоединились представители других профессий. Забастовки стали объявляться в других городах , а требования носить главным образом политический характер. Центральная власть оказалась неспособной противодействовать расширяющемуся хаосу.
17 октября 1905 года самодержавец подписал манифест "Об усовершенствовании государственного порядка". Это - важнейшая политическая декларация последнего царствования. Она содержала обещания "даровать народу незыблемые основы гражданских свобод": неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний, союзов, признать Думу законодательным органом. Подпись под манифестом далась императору нелегко. Он долго переживал, колебался, и принял то решение, которое не отвечало его собственным представлением, но как его убеждали со всех сторон, необходимо стране, благу России. К этому последний царь всегда был чувствителен и мог преступить через личные взгляды во имя благополучия империи. Манифест стал переломным моментом в истории России. Во имя мира и благополучия страны монархическая власть отказалась от исконных прерогатив. Под напором событий Николай II принял новые реальности, но манифест не погасил революционный пожар. В середине декабря дело дошло до восстания в Москве.
Александра Федоровна не сомневалась, что супруг понимает положение вещей , но не всегда может противостоять волевому напору других и порой соглашается на то, на что согласиться нельзя. Когда императрица в апреле 1906 года оказалась перед толпой депутатов, то тайные страхи ожили с новой силой. Но ничего не поделаешь: надо смириться и надеяться на Всевышнего. Теперь Дума - реальность, с которой приходилось считаться. Император же реагировал на происшедшее гораздо спокойнее.
В конце 1906 года царь утвердил новую редакцию "Основных законов Российской империи". Они подтверждали незыблемость самодержавия. Государственный совет реформировался и принял форму высшей законодательной палаты.
Выборы в Государственную думу проходили в марте 1906 года. В различных фазах избирательной процедуры участвовало лишь 20 процентов населения, поэтому считать думцев представителями всего народа нельзя. Открытие Думы стало крупным общественным событием, его подробно описывали все газеты.
Неудачный опыт кратковременного существования первых двух Дум обострил дискуссии и в правящих кругах России о характере избираемого представительства и его необходимости. Противником ликвидации народного представительства оставался Николай II, никогда серьезно не принимавший призывы вернуться к прошлому.
Третья Государственная дума стала первой, проработавшей весь положенный ей пятилетний срок.
26 апреля 1906 года министром внутренних
дел был назначен П.А.
Определенную роль в жизни царской семьи сыграл Григорий Распутин - личность спорная и загадочная. В феврале 1912 года состоялось объяснение, при котором глава палаты депутатов заявил о недопустимости влияния Распутина. В беседе с главой Думы самообладание Николаю II изменило. Он несколько раз прерывал поток страстных высказываний и "ставил на место" своего собеседника. Летом 1914 года на Распутина было совершено покушение, после чего, по высочайшему распоряжению его снова начали охранять (еще в 1912 году была выставлена охрана, но позже снята).