Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 20:30, доклад
Крупнейший представитель отечественной медицины XIX века Н. И. Пирогов вписал славные страницы в историю развития медицинской науки. Гениальный анатом, талантливый экспериментатор, разносторонний клиницист-хирург, терапевт, патологоанатом, Н. И. Пирогов был основоположником 'военно-полевой хирургии, одаренным педагогом, немало потрудившимся над развитием медицинского и общего образования в России. На идейно-практической деятельности ученого сказалось влияние крупнейших представителей русской прогрессивной демократической мысли.
Научные открытия Пирогова имеют мировое значение. Они оказали большое влияние на развитие хирургии во всех странах. Многие стороны научной и клинической деятельности Н. И. Пирогова имели существенное влияние на последующее развитие медицины и сохранили свое значение Для современной медицины: создание топографической и хирургической анатомии, введение в хирургическую практику эфирного наркоза, истолкование воспаления как реакции организма в целом, разработка учения о инфекционной природе раневого процесса, о действии антисептиков. Русская хирургия продолжала развиваться на анатомо-физиологической основе. Характеризуя влияние Н. И. Пирогова, В. А. Оппель в «Истории русской хирургии» писал: «Школа Пирогова более широка, чем узкий круг его личных учеников». Крупные отечественные хирурги второй половины XIX века и начала XX века Н. В. Склифосовский, П. И. Дьяконов. А. А. Бобров, И. К. Спижарный, С. П. Коломнин, И. И. Насилов, Е. Н. Богдановский, М. С. Субботин, Н. А. Вельяминов, В. И. Разумовский и др. были верными последователями Н. И. Пирогова и развивали его учение в новых условиях антисептики и асептики. Их объединяли принципы Н. И. Пирогова в разрешении научных проблем, строгий учет клинических фактов, всестороннее изучение больного, материалистическое объяснение патологических процессов. Продолжатели идей Н. И. Пирогова К составили пироговскую школу.
Высказывания Н. И. Пирогова по вопросам педагогики многообразны и интересны. Его статья «Вопросы жизни» в 1856 г. получила высокую оценку Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и Н. Д. Ушинского. Пирогов вел неустанную борьбу с сословными предрассудками в области воспитания и образования подрастающего поколения. Он горячо стремился к осуществлению всеобщего начального обучения, защищал право на образование не только русских, но и угнетаемых царским правительством национальностей, добивался, чтобы наука в России стала доступной широким массам.
Большое значение придавал Н. И. Пирогов гигиене как науке, которая поможет сберечь, предохранить человечество от заболеваний. Он писал: «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной. Эта наука, идя рука об руку с государственной, принесет несомненную пользу человечеству». Пренебрежение гигиеной Н. И. Пирогов считал историческим заблуждением человеческого общества. Его слова «Будущее принадлежит медицине предохранительной» стали девизом передовой врачебной общественности. Понятию «травматическая эпидемия» Н. И. Пирогов придавал широкий смысл, понимая под этим «сумму разного рода насилий и лишений, поражающих массы случайных людей в новых для них местностях и в закрытых ограниченных пространствах...». С гигиенических позиций подходил Н. И. Пирогов к обоснованию созданного им выжидательного метода лечения с одновременным проведением гигиенических мероприятий. Пирогов высоко ценил статистику и пользовался статистическим методом Для изучения показаний к хирургическому вмешательству, результатов лечения, исходов операций, причин заболеваемости и смертности в войнах.
Н. И. Пирогов всю свою жизнь оберегал честь родины. Он всегда считал, что русская культура и наука шли и идут самостоятельными путями. Свой глубокий патриотизм и любовь к родине Н. И. Пирогов выразил следующими словами: «Люблю Россию, люблю честь родины».
Кратко и ярко охарактеризовал Н. И. Пирогова И. П. Павлов: «Ясными глазами гениального человека, на самых первых порах, при первом прикосновении к своей специальности — хирургии, — он (Пирогов.— М.) открыл естественнонаучные основы этой науки: нормальную и патологическую анатомии и физиологический опыт и в короткое время настолько на этой почве установился, что сделался творцом в своей области. Почти только лишь выйдя из юношеского возраста, он, оказавшись за границей, не только не изобразил из себя робкого ученика, но смотрел на иностранных учителей как строгий критик и взял от них только то, что действительно представляло ценность».