Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 14:36, курсовая работа
Потребность в размножении текстов всё возрастала, а возможности переписчиков были ограничены. И с VI—V вв. до н. э. в китайских монастырях стали вырезать из дерева рельефные тексты и иконы в зеркальном отражении. Смазав их краской, можно было получить большое число оттисков.
Такого удобного сырья, как папирус, в Китае не было. Здесь стали экспериментировать с тем, что мы теперь называем «вторсырьем» — тряпьём. К нему добавляли волокно конопли и древесную кору, разминали в чанах, а полученную массу пропускали через прямоугольные сита. На ситах оставался слой, который после обработки становился листом бумаги. В IV в. был издан императорский указ о том, что бумага становится общеупотребительным материалом.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северо-Западный институт печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна
Факультет Полиграфических технологий и оборудования
Специальность Технология полиграфического производства
Форма обучения очно-заочная
Кафедра
Технологии полиграфического
производства
РЕФЕРАТ
по дисциплине “История полиграфического производства”
Тема работы “ Н.И.Новиков-издатель и просветитель”.
Студент
(подпись)
гр. T-3
Руководитель
(подпись)
Дата защиты работы
Оценка
Санкт-Петербург
2012
Потребность в размножении текстов всё возрастала, а возможности переписчиков были ограничены. И с VI—V вв. до н. э. в китайских монастырях стали вырезать из дерева рельефные тексты и иконы в зеркальном отражении. Смазав их краской, можно было получить большое число оттисков.
Такого удобного сырья, как папирус, в Китае не было. Здесь стали экспериментировать с тем, что мы теперь называем «вторсырьем» — тряпьём. К нему добавляли волокно конопли и древесную кору, разминали в чанах, а полученную массу пропускали через прямоугольные сита. На ситах оставался слой, который после обработки становился листом бумаги. В IV в. был издан императорский указ о том, что бумага становится общеупотребительным материалом.
В Китае в V—VIII вв. н. э. делали и оттиски с надписей и изображений на камне, которые очень ценились; чтобы получать их, рельефные части покрывали краской и прикладывали к ним листы бумаги. Так можно было получать необходимое количество оттисков.
На деревянных досках вырезали тексты и изображения в зеркальном отражении. Доску смазывали краской. Полученные оттиски монтировали сначала в свиток, а потом стали складывать, как ширму. Позже поняли, что гораздо удобнее склеивать листы с наружной стороны; в XIV—XV вв. их стали прошивать.
Гораздо удобнее цельной доски с текстом отдельные знаки, из которых можно составлять разные тексты. Первым до этого додумался в XI в. кузнец Пи Шен. Может быть, ему пришло это в голову, когда он работал с составными литейными формами. Он предложил набирать текст из глиняных знаков, размещённых в специальной рамке. В XIII в. такие знаки — литеры — стали делать из олова и дерева, а в Корее — из меди.
Все эти изобретения не случайно были сделаны в Китае: здесь всегда испытывали почтение к науке. По преданию, с VI—V вв. до н.э. в Китае были библиотеки. Учёные составляли энциклопедии. Одна из первых энциклопедий относится к X в. В XV в. 2169 учёных создали энциклопедию из 11 915 томов. В Китае были даже периодические издания: в VII—X вв. выходила газета «Столичные ведомости».
Немногим позже печать ксилографическим способом появилась в Корее ( начало VIII в. н.э.) В период правления династии Корё (918—1392) так печатались многочисленные буддийские каноничные книги, произведения конфуцианских учёных. Печатанием ксилографов занимались как государственные учреждения, так и буддийские монастыри. С 1011 г. в течение более 60 лет было напечатано свыш 6000 тт. буддийского сочинения «Тэджагён» («Большой свод буддийских сутр»). В 1085 г. корейский буддийский учёный Ыйчхон в монастыре Хваом создал специальную книгопечатню, где было напечатано ксилографическим способом 4769 тт. сочинения «Сокчангён» («Продолжение свода буддийских сутр»). До конца XIX в. корейские мастера печатали ксилографы с резных деревянных досок, для приготовления которых использовались плотная твёрдая древесина. В правление династии Корё книги печатались не только в столице, но и во всех крупных городах и монастырях.
В правление династии Ли (1392—1910 гг.) корейские ксилографы отмечались специальной монограммой: изображением белых фигур на тёмном поле, в развёрнутом виде похожем на четырёхлистник или шестилистник. На протяжении многих веков Корея славилась своей бумагой, прочной и светлой.
В Японии, перенимавшей религиозную , светскую и техническую культуру Китая, ксилография так же получила распространение. Древнейшие памятники ксилографической печати в Японии традиционно относятся к 764-770 гг., когда были отпечатаны буддийские заклинания (дхарани). До нас дошли тексты четырёх заклинаний, отпечатанных на полосах бумаги шириной 54 мм и длиной до 57 см. Новейшие исследования доказывают, что тексты напечатаны с медных досок, отлитых при помощи специальных форм.
Книгопечатание в
Японии с момента зарождения
до буржуазной революции Мэйдзи
, когда наряду с развитием
ксилографической печати
Древнейшей из дошедших до нас ксилографических
книг является «Сутра лотоса благой веры»
(«Саддхармапундарика-сутра»), напечатанная
в 1080 в виде свитка. Печатались книги также
«гармошкой», что делалось для удобства
молящихся. Некоторое оживление в книгопечатании
наступило в XII—XIII вв. Основными видами
изданий, отличавшихся по внешнему виду,
были книги Касуга-хан, печатавшиеся в
семи крупнейших монастырях, Нара и Коя-бан,
печатавшиеся в монастыре Конгобудзи
и десяти храмах, объединённых этим монастырём.
Первая книга, причисляемая к изданиям
Касуга-хан, «Дзёюй сикирон» («Видъяна-матра-сиддхи-шастра»
На ближнем Востоке с распространением книгопечатания дело обстояло гораздо сложнее.
Штучная печать на ткани появилась в римском Египте к четвёртому столетию. Ксилография, названная по-арабски «тарш», была развита в арабском Египте в IXвX столетиях, применяясь главным образом, для молитв и письменных амулетов. Есть некоторые причины полагать, что эти печатные оттиски (гравюры) были сделаны из недеревянных материалов, возможно из олова, свинца или глины. Используемые методы, кажется, имели очень мало влияния за пределами мусульманского мира. Хотя Европа приняла печать деревянной гравюры от мусульманского мира, первоначально для оттиска на ткани, техника металлической ксилографии в Европе осталась неизвестной.
Распространению книгопечатания в арабском мире мешало мнение , распространенное в среде феодальной верхушки и духовенства , о том, что печать имени Аллаха и Корана, ниспосланного богом , механичеким способом , недопустима, так как является оскорбительной. Таким образом , они отстаивали вековую традицию размножения книг переписыванием, считая типографский способ вероотступническим. Особом указом был принят закон о заперете книгопечатания в исламском мире. Нарушителя ждала смертная казнь.
Безуспешны были и многочисленные попытки европейских путешественников заинтересовать мусульманских правителей технологией книгопечатания, а арабские книги. изданные в Европе не пользовались интересом у мусульман. Лишь в 1727 Благодаря многочисленным просьбам и стараниям Ибрагима Мутефферика а так же видного мусульманского деятеля Саида Эфенди был снят запрет на книгопечатание, но Коран и Хадисы, являвшиеся самой значимой литературой во всех слоях мусульманского общества, оставались под запретом для печати.
Только в 19 веке был окончательно снят запрет на печать религиозных книг. Тогда же была напечатана “Рисала-и Пиргиви” типографией “Диатриба”. Там же издаютс книги “Шурут-ас Сала”, “Фараид-аль Фаваид ”, “Мухамадийа”.Со временем начали издаваться книги , пользовавшиеся большим спросом: Арабские грамматики, словари, без которых не мог обойтись ни один ученый богослов. На втором месте- сочинения о религиозных догматах и мусульманской юриспрудениции, изучавшиеся в медерсе.