НЭП в промышленности и финансовой сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 18:23, контрольная работа

Описание работы

В июле 1921 г. Всероссийский совет народного хозяйства (ВСНХ) принял постановление, разрешавшее промышленным предприятиям переносить свои товарообменные операции за пределы «местного оборота» и переходить к купле-продаже. В августе 1921 г. эти принципы были подтверждены Наказом Совета народных комиссаров (СНК) «О новой экономической политике», новый договор между Наркомпродом и Центросоюзом был заключен уже на денежной основе.

Содержание работы

1. НЭП в промышленности

1.1. Тресты и синдикаты

1.2. Биржи

2. НЭП в финансовой сфере.

Файлы: 3 файла

контрольная по отеч. истории.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

    Умелое  сочетание плановых и рыночных инструментов регулирования экономики, обеспечивавшее рост народного хозяйства, резкое снижение бюджетного дефицита, увеличение запасов золота и иностранной валюты, а также активный внешнеторговый баланс позволили в течение 1924 г. осуществить второй этап денежной реформы по переходу к одной устойчивой валюте. Отменённые совзнаки подлежали выкупу казначейскими билетами по фиксированному соотношению в течение полутора месяцев. Между казначейским рублём и банковским червонцем установили твёрдое соотношение, приравнивавшее 1 червонец к 10 рублям. В обращении находились банковские и казначейские билеты, а золотые червонцы использовались, как правило, в международных расчётах. Их курс в 1924 г. стал выше официального золотого паритета по отношению к фунту стерлингов и доллару.

    В первые годы нэпа частные предприниматели, не имевшие других солидных источников кредитования, стремились связаться с государственными кредитными учреждениями. Создание собственной кредитной системы в частном секторе вначале поощрялось государством: законодатель разрешил создавать различные виды кредитной кооперации и обществ взаимного кредита (ОВК). Последние организовывались как «открытые» кредитные организации, не ограничивающиеся обслуживанием только своих членов.

    Активное  участие государственных хозорганов в ОВК могло превратить их в структуры, проводящие хозяйственную политику государства. С 1924 г. ОВК стали привлекать все больше частных клиентов. В их работе возросли удельный вес торговых операций и участие частных торговцев-оптовиков. Все больше они стали превращаться в торгово-кредитные организации крупных оптовиков.

    С весны 1924 г. начался период так называемой новой торговой практики. Госпромышленность производила перестройку своих балансов. Значительная часть ее средств перебрасывалась из сферы оборота в производство. Резко сокращались использование частного торгового посредничества и государственные кредиты частной торговле и ОВК. Сокращались сроки кредитования и учета векселей, возрастали проценты по займам и т.п.

    С весны 1925 г. эта политика по отношению  к мелкой частной торговле несколько смягчилась. Развитие системы кредитования частной розницы стало осуществляться путем усиления процесса акционирования мелких торговцев, однако трудности финансового и организационного порядков тормозили этот процесс.

    Конец 1925 г. знаменовал новое сокращение кредитов частному сектору (в декабре прекратилось кредитование частной хлеботорговли, затем — частных заготовок). Весной 1926 г. было произведено широкое обследование ОВК, вскрывшее много финансовых злоупотреблений. С начала 1927 г. Наркомфин запретил ОВК проводить товарно-комиссионные операции, а акционерным банкам — их кредитование. В этом году был закрыт ряд ОВК.

    За  первые годы нэпа кредитная политика государства проделала путь становления, прошедший через ряд этапов. Начав с поощрения частного кредита, государство стремилось сделать эту систему контролируемой. Затем государство попыталось направить ее в наиболее приемлемое для себя русло. И наконец, по мере усиления госсектора государство начало наступление на частный капитал, используя кредитную политику как способ регламентации, ограничения и вытеснения частного капитала.

    В 20-е гг. коммерческий кредит, обслуживал примерно 85 % объёма сделок по продаже товаров. Банки контролировали взаимное кредитование хозяйственных организаций и с помощью операций по учету и залогу регулировали размер коммерческого кредита, его направление, сроки и процентную ставку. Однако применение его создавало возможность для внепланового перераспределения средств в народном хозяйстве и затрудняло банковский контроль.

    Развивалось финансирование капитальных вложений и долгосрочное кредитование. После  гражданской войны капитальные  вложения финансировались в безвозвратном  порядке или в виде долгосрочных ссуд. Для инвестирования промышленности в 1922 г. были созданы акционерное общество «Электрокредит» и Промышленный банк, преобразованные затем в Электробанк и Торгово-промышленный банк СССР. Долгосрочное кредитование местного хозяйства осуществляли местные коммунальные банки, преобразованные с 1926 г. в Центральный коммунальный банк (Цекомбанк). Сельскому хозяйству предоставляли долгосрочные кредиты государственные кредитные учреждения, кредитная кооперация, образованный в 1924 г. Центральный сельскохозяйственный банк, кооперативные банки — Всекобанк и Украинбанк. Тогда же был создан Внешторгбанк, осуществлявший кредитно-расчётное обслуживание внешней торговли, куплю-продажу иностранной валюты.

    В 1922—1925 гг. был создан целый ряд специализированных банков: акционерные, в которых пайщиками были Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные и даже одно время иностранные, для кредитования отдельных отраслей хозяйства и районов страны; кооперативные — для кредитования потребительской кооперации; организованные на паях общества сельскохозяйственного кредита, замыкавшиеся на республиканские и центральный сельскохозяйственные банки; общества взаимного кредита — для кредитования частной промышленности и торговли; сберегательные кассы — для мобилизации денежных накоплений населения. На 1 октября 1923 г. в стране действовало 17 самостоятельных банков, а доля Госбанка в общих кредитных вложениях всей банковской системы составляла 2/3. К 1 октября 1926 г. число банков возросло до 61, а доля Госбанка в кредитовании народного хозяйства снизилась до 48 %.

    Товарно-денежные отношения, которые ранее пытались изгнать из производства и обмена, в 1920-е годы проникли во все поры хозяйственного организма, стали главным  связующим звеном между его отдельными частями.

    С выходом на свободный рынок многие госпредприятия устремились в погоню за прибылью часто забывая об общехозяйственном интересе. В связи с этим процессы ценообразования часто формировались стихийно. До 1922 г. регулирование цен трестами и синдикатами чаще всего сопровождалось их повышением. В конце 1922 г. была создана специальная комиссия по ценам (из представителей ВСНХ, Наркомфина, Госплана, ВЦСПС и Комвнуторга), в задачи которой входило регулировать цены.

    После осеннего кризиса 1923 г. политика всех этих органов стала согласовываться с эмиссионной, кредитной и налоговой политикой госорганов. Начали разрабатываться межведомственные торгово-оперативные планы, поскольку только при координации усилий различных регулирующих органов ценообразование могло стать регулируемым процессом. Положительную роль в этом деле сыграли денежная реформа и введение в оборот твердого червонца (1924).

  Законодательное регулирование отпускных цен  в промышленности началось с постановления  СТО (октябрь 1922 г.), которое наделило Комвнуторг правами по координированию торговой политики ведущих хозяйственных органов. Комвнуторг получил право устанавливать предельные цены на ряд товаров. С весны 1924 г. начался процесс снижения цен на промтовары. Еще в феврале 1924 г. СТО поручил Комвнуторгу устанавливать предельные цены для оптовой и розничной торговли всех секторов (государственный, кооперативный, частный). В перечень были включены наиболее потребляемые товары.

    Широкая кампания по снижению цен была начата правительством ещё в конце 1923 г., но действительно всеобъемлющее регулирование ценовых пропорций началось в 1924 г., когда обращение полностью перешло на устойчивую червонную валюту, а функции Комиссии внутренней торговли были переданы Наркомату внутренней торговли с широкими правами в сфере нормирования цен. Принятые тогда меры оказались успешными: оптовые цены на промышленные товары снизились с октября 1923 г. по 1 мая 1924 г. на 26 % и продолжали снижаться далее.

    Весь  последующий период до конца НЭПа вопрос о ценах продолжал оставаться стержнем государственной экономической  политики: повышение их трестами и синдикатами грозило повторением кризиса сбыта, тогда как их понижение сверх меры при существовании наряду с государственным частного сектора неизбежно вело к обогащению частника за счет государственной промышленности, к перекачке ресурсов государственных предприятий в частную промышленность и торговлю. Частный рынок, где цены не нормировались, а устанавливались в результате свободной игры спроса и предложения, служил чутким «барометром», «стрелка» которого, как только государство допускало просчеты в политике ценообразования, сразу же «указывала на непогоду».

    Но  регулирование цен проводилось  бюрократическим аппаратом, который  не контролировался в достаточной  степени непосредственными производителями. Отсутствие демократизма в процессе принятия решений, касающихся ценообразования, стало «ахиллесовой пятой» рыночной социалистической экономики и сыграло роковую роль в судьбе НЭПа.

    Самым важным итогом НЭПа стало то, что  впечатляющие хозяйственные успехи были достигнуты на основе принципиально  новых, неизвестных дотоле истории общественных отношений. В промышленности ключевые позиции занимали государственные тресты, в кредитно-финансовой сфере — государственные и кооперативные банки, в сельском хозяйстве — мелкие крестьянские хозяйства, охваченные простейшими видами кооперации. Совершенно новыми оказались в условиях нэпа и экономические функции государства; коренным образом изменились цели, принципы и методы правительственной экономической политики. Если ранее центр прямо устанавливал в приказном порядке натуральные, технологические пропорции воспроизводства, то теперь он перешёл к регулированию цен, пытаясь косвенными, экономическими методами обеспечить сбалансированный рост.

    Государство оказывало нажим на производителей, заставляло их изыскивать внутренние резервы увеличения прибыли, мобилизовывать усилия на повышение эффективности производства, которое только и могло теперь обеспечить рост прибыли. 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы: 

     
  1. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2004. Учеб. пособие для студентов/ А.С Барсенков., А.И.Вдовин. – М.: Аспект Пресс, 2005.- 816 с.
  2. Бордюгов Г. И. , Козлов В. М. История 20-30 годов и современная общественная мысль. Сб. «Вождь. Хозяин. Диктатор». - М.: Патриот, 1990. - 575.с.
  3. Борисов Ю. С. Эти трудные 20-30-е годы. Страницы истории советского общества. – М. Политизат, 1989. – 447с.
  4. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. Редактор А.А. Радугин.- М.: Центр, 2001.- 352 с.
  5. Отечественная история / под ред. Н.А.Лысенко. — Белгород: БелГТАСМ, 2002. – 342 с.
  6. Пятецкий Л. М. Справочник по истории России с древнейших времён до наших дней – М. Московский лицей, 1995. – 246 с.
  7. Семин В.П. Отечественная история: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2006. 500 с.

оглавление к контр. по теч. ист..doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титульный лист контрольная работа готовый.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе НЭП в промышленности и финансовой сфере