Норманская теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 11:22, доклад

Описание работы

Норманская теория. Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву византийскому императору. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

Файлы: 1 файл

Норманская теория.docx

— 17.08 Кб (Скачать файл)

Норманская теория. Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву византийскому императору. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы "изгнавши варягов за море", что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка. Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами". Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ  о призвании варягов послужил основанием для появления так  называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М.В. Ломоносов.

Сам факт пребывания варяжских  дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских  сагах Русь страна несметных богатств, а служба русским князьям верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации  Руси варягами. Версия об иноземном  происхождении той или иной династии типична для древности и средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о  призвании бриттами англосаксов  и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом  и Ремом и т.п.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность  норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. "Норманисты" исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оне возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

Историки обладают убедительными  доказательствами, что есть все основания  утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились  задолго до призвания варягов. Государственные  институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных  крупных личностей, завоевания или  другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит  не столько о возникновении русской  государственности, сколько о происхождении  княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название "Русь" ("русскими" финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин "Русь" неоднократно встречается применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге восточно-славянского мира.

 

Норманнская концепция (норманизм) это одна из теорий возникновения Древнерусскоrо rосударства, утверждающая, что rосударство в Древней Руси создали пришедшие сюда гeрманцы-шведы, известные в русских летописях под именем «варяrов",руси». Норманизму с caMoro начала противостоял антинорманизм, сторонники KOToporo считают, что rосударство на Руси складывалось самостоятельно, а варяrи и русь изначально былии или славянами, или неславянскими (но и не rерманскими) народами, уже славянизированными ко времени возникновения Древнерусскоrо rосударства. Норманизм возник в XVIII в. и обычно связывается с именем Зиrфрида Байера (16941738), прибывшеrо в Россию в связи с открытием в 1726 Российской Академии Наук.Байер сформулировал три основных apryмeHTa норманизма, которые до сих пор используются для доказательства истинности этой теории: 1. Варяги, соrласно древнейшим русским летописям, живут «за морем», следовательно, они шведы. 2. Имена послов и купцов в доrоворах Руси с fреками (Х в.) не славянские, следовательно, они rерманские. 3. Названия Днепровских пороrов в книrе византийскоrо императора Константина Баrрянородноrо «Об управлении империей» (середина Х в.) даны по-славянски и По-русски, но славянские и русские названия явно отличаются, следовательно, русов, по Байеру, необходимо признать за repMaHo-язычных шведов.

Против норманистов резко выступил М. В. Ломоносов ( 1711 1765). Он производил РУСОВ от роксолан, справедливо отмечая, что этноним может читаться и как «россаланы». Но это иранское племя он считал славянским, что, конечно, было ошибкой. Указал Ломоносов и на нелоrичность произведения имени «русь» от финскоrо обозначения шведов «руотси», поскольку ни славяне, ни варяrи TaKoro этнонима не знали. Возражение Миллера, обратившеrося к при мерам названий «Анrлии» и «Франции», Ломоносов отводил очевидным aprYMeHTOM: имя страны может восходить либо к победителям, либо к побежденным, а никак не к названиям третьей стороны.

Более значимо  замечание Ломоносова о том, что  со времени принятия христианства на Руси утверждаются rреческие и еврейские имена, но это не значит, что носители этих имен rpеки или евреи, а потому сами по себе имена не указывают на язык их носителей. В соответствии с этим размышлением Ломоносов допускал, что имя «Рюрик» скандинавское, но пришел князь с варяrами",русью с южноrо береrа Балтики. Убежденность ero основывалась и на том, что он, будучи в rермании, побывал на побережье ВаряжCKoro моря, rде еще сохранялись не только славянские топонимы, но местами звучала и славянская речь.


Информация о работе Норманская теория