Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 11:22, доклад
Норманская теория. Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву византийскому императору. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.
Норманская теория. Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву византийскому императору. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.
По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы "изгнавши варягов за море", что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка. Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами". Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).
Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М.В. Ломоносов.
Сам факт пребывания варяжских
дружин, под которыми, как правило,
понимают скандинавов, на службе у славянских
князей, их участия в жизни Руси
не вызывает сомнения, как и постоянные
взаимные связи между скандинавами
и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь
заметного влияния варягов на
экономические и социально-
В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. "Норманисты" исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оне возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.
Историки обладают убедительными
доказательствами, что есть все основания
утверждать: у восточных славян устойчивые
традиции государственности сложились
задолго до призвания варягов. Государственные
институты возникают в
Норманнская концепция (норманизм) это одна из теорий возникновения Древнерусскоrо rосударства, утверждающая, что rосударство в Древней Руси создали пришедшие сюда гeрманцы-шведы, известные в русских летописях под именем «варяrов",руси». Норманизму с caMoro начала противостоял антинорманизм, сторонники KOToporo считают, что rосударство на Руси складывалось самостоятельно, а варяrи и русь изначально былии или славянами, или неславянскими (но и не rерманскими) народами, уже славянизированными ко времени возникновения Древнерусскоrо rосударства. Норманизм возник в XVIII в. и обычно связывается с именем Зиrфрида Байера (16941738), прибывшеrо в Россию в связи с открытием в 1726 Российской Академии Наук.Байер сформулировал три основных apryмeHTa норманизма, которые до сих пор используются для доказательства истинности этой теории: 1. Варяги, соrласно древнейшим русским летописям, живут «за морем», следовательно, они шведы. 2. Имена послов и купцов в доrоворах Руси с fреками (Х в.) не славянские, следовательно, они rерманские. 3. Названия Днепровских пороrов в книrе византийскоrо императора Константина Баrрянородноrо «Об управлении империей» (середина Х в.) даны по-славянски и По-русски, но славянские и русские названия явно отличаются, следовательно, русов, по Байеру, необходимо признать за repMaHo-язычных шведов.
Против норманистов резко выступил М. В. Ломоносов ( 1711 1765). Он производил РУСОВ от роксолан, справедливо отмечая, что этноним может читаться и как «россаланы». Но это иранское племя он считал славянским, что, конечно, было ошибкой. Указал Ломоносов и на нелоrичность произведения имени «русь» от финскоrо обозначения шведов «руотси», поскольку ни славяне, ни варяrи TaKoro этнонима не знали. Возражение Миллера, обратившеrося к при мерам названий «Анrлии» и «Франции», Ломоносов отводил очевидным aprYMeHTOM: имя страны может восходить либо к победителям, либо к побежденным, а никак не к названиям третьей стороны.
Более значимо замечание Ломоносова о том, что со времени принятия христианства на Руси утверждаются rреческие и еврейские имена, но это не значит, что носители этих имен rpеки или евреи, а потому сами по себе имена не указывают на язык их носителей. В соответствии с этим размышлением Ломоносов допускал, что имя «Рюрик» скандинавское, но пришел князь с варяrами",русью с южноrо береrа Балтики. Убежденность ero основывалась и на том, что он, будучи в rермании, побывал на побережье ВаряжCKoro моря, rде еще сохранялись не только славянские топонимы, но местами звучала и славянская речь.