Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:12, реферат
Политическая обстановка в Японии после 1868 г. Характер и особенности капиталистической индустриализации Японии. Роль государства в создании промышленности. Сохранение феодальных пережитков в деревне.
Усиление экономических позиций японской буржуазии. «Движение за свободу и народные права». Помещичье-буржуазные политические партии. Радикально-демократическое крыло «движения за свободу и народные права». Конституция 1889 г.
Рост промышленного пролетариата. Полуфеодальный характер эксплуатации рабочих. Начало рабочего движения. Крестьянское движение в 80-х годах XIX в.
В 1862 г. даймё некоторых южных кланов, экономически более развитых (Сацума и Тёсю), направили в резиденцию императора, в Киото, для защиты ее от сегуна вооруженные отряды самураев. Глава Сацума и его приближенные, стремившиеся к компромиссу с сёгунатом, отказались от совместного выступления с кихэйтай. С этого времени резко выявился раскол в оппозиции: привилегированные слои дворянства и крупной торгово-ростовщической буржуазии добивались лишь верхушечных реформ на базе соглашения с сёгунатом; для умеренно радикальной оппозиции из средних и низших слоев дворянства и буржуазии главным лозунгом становится тобаку - свержение сёгуната. Поскольку сегунах являлся основной опорой феодального строя, лозунг тобаку имел революционное значение, хотя лидеры этой оппозиции - Сайго, Окубо, Кидо, Ито и др. - вовсе не предполагали содействовать осуществлению требований крестьянства и городской бедноты.
Императорский двор в Киото, опираясь на прибывших самураев Сацума, Тёсю и других княжеств, потребовал от сёгуната изгнания иностранцев. Отряды кихэйтай начали расправляться в Киото с представителями придворной знати и богатыми купцами, громили их склады и лавки. Крупная буржуазия и феодальная знать стали покидать город. Опасаясь усиления отрядов кихэйтай, императорский двор и глава княжества Сацуыа пошли на компромисс с сёгунатом, который принял большинство требований императорского дома. Одновременно княжество Сацума и сёгунат организовали разгром отрядов кихэйтай, собравшихся около Киото (1863 г.). Это нанесло сильнейший удар антисёгунскому движению. Впрочем, коалиция между Сацума, Киото и сёгунатом существовала недолго.
11. Падение сёгуната, реставрация мейдзи.
Четырёхлетний период с 1866 по 1869 гг, включающий в себя последние годы периода Эдо и начало периода Мэйдзи. Реставрация Мэйдзи была прямым следствием открытия Японии для Западных стран, произошедшего после прибытия чёрных кораблей коммодора Мэтью Пэрри.
В 1866 г. сформировался альянс между Сайго Такамори, лидером клана Сацума, и Кидо Такаёси, лидером клана Тёсю, положивший начало реставрации Мэйдзи. Два этих лидера поддерживали императора. Ранее провинции этих двух кланов враждовали друг с другом. Их альянс был организован с помощью Рёма Сакамото, с целью свержения правления Сёгуната Токугава (бакуфу) и восстановления императорской власти.Правление правительства бакуфу подошло к своему официальному концу 9 ноября 1867 г., когда 15-й сёгун Токугава, Токугава Ёсинобу, «передал свои полномочия в распоряжение Императора» и через 10 дней после этого подал в отставку. Фактически, это и было «реставрацией» (Тайсэй Хоукан) императорского правления, хотя у Ёсинобу осталась значительная власть.Вскоре после этого, в январе 1868 началась Война Босин, (война года Дракона). В битве Тоба Фусими армия кланов Сацума и Тёсю одержала победу над армией бывшего сёгуна, что позволило императору лишить Ёсинобу всей власти. Война закончилась в мае 1869 г. осадой форта Хакодатэ на острове Хоккайдо. Поражение армий бывшего сёгуна, возглавляемых Хидзиката Тосидзо, положило конец периоду Реставрации Мэйдзи, со всеми вызовами власти и правлению императора было покончено.Лидеры реставрации Мэйдзи провозгласили, что их действия привели к восстановлению императорского правления в Японии. Фактически это было не так. Власть просто перешла от правительства Сёгуната Токугава к новой олигархии даймё, одержавших над ним победу. Главным образом, эти новые олигархи происходили из провинций кланов Сацума (Окубо Тосимити и Сайго Такамори), и Тёсю (Ито Хиробуми, Ямагата Аритомо и Кидо Коин).
12Мейдзианские преобразования в Японии.
Падение сословия режима
Токугава повлекло за собой ряд реформ,
целью которых было создать благоприятные
политические и экономические условия
для развития Японии по западноевропейскому
образцу. Первым серьёзным ударом по
феодальному строю и привилегия
В 1872 году был принят также закон о ликвидации старых званий, упрощавшее сословное деление на высшую знать (кидзоку) и низшее дворянство (сидзоку); все остальное население было отнесено к “простому народу”. “Равенство сословий” не шло дальше военных целей, разрешения смешанных браков, а также формального уравнения в правах с остальным населением касты отверженных (“эта”). Офицерские должности и в новой армии замещались самураями. Воинская повинность не стала всеобщей, от нее можно было откупиться. Освобождались также от воинской повинности чиновники, студенты (в основном дети из состоятельных семей), крупные налогоплательщики. С 1876 г. оружие разрешалось носить только лицам, служащим в армии, флоте, а также полицейским. Прямо или косвенно принцип "национального" воспитания присутствовал во всех дисциплинах, преподаваемых в школах детям. Усвоение принципов "национальной" этики считалось при обучении более важным, чем развитие ума учеников. С первых уроков школьникам внушалась мысль, что в недалёком будущем они должны встать в ряды армии и именно в ней служить на пользу родине. Эта польза преподносилась в самых реальных представлениях, характерных для любого империалистического государства: завоевание земель, приобретение новых колоний и т.п. в 1872 г. Закон о всеобщем образовании, ослабить давление на буддизм, преобразовать “Управление по делам небесных и земных божеств” в Министерство религиозного образования, чиновники которого стали называться не проповедниками, а “моральными инструкторами”, призванными распространять как религиозные, так и светские знания.
13. Социальный протест в годы мейдзианских реформ в Японии.
У антибакуфских социально-полити
14. Реорганизация политической
системы. Создание первой
В преддверии конституционных реформ происходит значительная перестройка всей политической системы страны. Буржуазно-либеральная оппозиция организационно оформляется в политические партии. В 1881 г. была создана Либеральная партия (Дзиюто), которая представляла интересы помещиков, средних городских слоев и сельской буржуазии. К ним примыкали и умеренно настроенная часть крестьянства, мелкие собственники. Партия конституционных реформ (Кайсинто), в которую вошли представители средних слоев, буржуазии, интеллигенции, созданная в 1882 г., стала другой умеренной партией оппозиции.
Политические программные
Решающую роль в подготовке “Конституции великой Японской империи” сыграл глава Конституционного комитета, будущий премьер-министр Японии Хиробуми Ито, который исходил из того, что так как в Японии не существует “объединяющей религии”, подобно западному христианству, то центром конституционного правления должна стать императорская династия, олицетворявшая государство и нацию.
Новая Конституция (а также ее официальный комментарий), представляла собой умелое переложение принципов, заимствованных из западных конституций (и прежде всего прусской Конституции 1850 г.), на основополагающих началах тэнноистской идеологии. В этом заключалась суть политического компромисса между теориями синтоистских традиционалистов и сторонников западного конституционализма, призванного прекратить общественное брожение, вызванное движением “за свободу и народные права”.
Согласно ст. 1, в Японской империи царствует и ею правит император, принадлежащий к “единственной и непрерывной во веки веков” династии. Император как глава государства имел право объявлять войну и мир, заключать договоры, созывать и распускать парламент, руководить вооруженными силами, жаловать дворянство и пр. Законодательная власть, согласно Конституции, также вверялась “императору и парламенту” (ст. 5). Император утверждал законы и предписывал их исполнение. Министры, как и все высшие должностные лица, не только назначались императором. Парламент, наделенный по конституции законодательными правами, состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. По избирательному закону 1890 г. нижняя палата избиралась на основе высокого (в 25 лет) возрастного ценза, а также имущественного ценза (15 иен прямого налога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не получили избирательных прав. Членами верхней палаты были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие “особые заслуги” перед императором. Срок полномочий нижней палаты определялся в 4 года, верхней — в 7 лет.
В 1889 году император установил, что все наиболее значимые вопросы, относящиеся к армии и флоту, начальники соответствующих штабов докладывают ему, минуя правительство, даже военного и морского министров. Военщина могла тем самым влиять на решение императора о замещении двух главнейших постов в правительстве — военного и морского министров, предрешая тем самым вопрос не только о составе правительства, но и его политике. Это положение в 1895 г. было законодательно закреплено. Посты военного и морского министров могли замещать лишь военные, находящиеся на действительной военной службе.
Пересматривая в очередной раз свою религиозную политику, правительство в 1882 г. предприняло хитроумный ход. Формально провозгласив “свободу религии”, оно объявило синтоизм не религией, а государственным ритуалом. В связи с этим всем синтоистским священникам императорских и государственных святилищ было запрещено совершать религиозные обряды и проповеди. Они должны были отправлять лишь государственные ритуалы, верховным блюстителем которых в качестве главного священнослужителя становился сам император, что лишь усиливало его религиозный авторитет. Синтоизм, таким образом, превращался в некую “сверхрелигию”, непосредственно включенную в государственную систему.
Информация о работе Новая история Азии и Африки в 1870-1917 гг