Новгородская республика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:10, реферат

Описание работы

В период феодальной раздробленности на Северо-Западе Руси появилось самостоятельное государственное образование – Новгородское княжество. Отличалось это княжество от прочих весьма оригинальным политическим устройством: верховная власть принадлежала не князю, а вечу, поэтому правомерно называть Новгород - республикой, характером экономики: здесь в наивысшей для Руси того времени степени были развиты ремесло и торговля, а также оригинальной культурой

Содержание работы

Введение. 2

Географическое положение 2

Предварительные исторические сведения 3

Государственное устройство. 7

Административное деление 7

Общественный строй 9

Верховная власть 12

Исполнительная власть 14

Судебная власть 18

Экономика. 20

Сельское хозяйство 20

Ремесла 22

Торговля 27

Денежная система 32

Культура. 34

Архитектура 34

Иконопись 36

Берестяные грамоты 37

Заключение. 39

Список литературы 40

Файлы: 1 файл

реферат отественная история.docx

— 78.12 Кб (Скачать файл)

После 1135 года крайне неуютно  чувствовавшие себя в городе князья не выстроили ни одного здания. Понимая  зыбкость своего положения, они не решались на крупное строительство, требовавшее  времени и средств.

Во второй половине двенадцатого века в Новгороде складывается новый  тип храма. Вместо грандиозных, но немногочисленных сооружений появляются здания небольшие  и простые, но строящиеся в большом  количестве.

Решительно меняется характер интерьера. Пышные открытые полати - хоры – заменяются закрытыми со всех сторон угловыми камерами на сводах, соединенными между собой небольшим деревянным помостом.

Снаружи масса храма также  становится монолитнее и проще. Башни  для входа на хоры заменяются узким  щелевидным ходом в толще западной стены. Парадная многокупольность, столь  характерная для более раннего  зодчества с конца двенадцатого века исчезает совершенно. Фасады становятся лаконичнее.

 

Первая дошедшая до нас  постройка нового типа – церковь  Благовещения у деревни Арканжи  под Новгородом. Она была построена  по заказу архиепископа Ильи в 1179 году в качестве монастырской церкви. Основными  строительными материалами для  этого храма послужили кирпич и известняковая плита. Простота и отсутствие архитектурных излишеств  у этой церкви имеют особый смысл: добродетель, как и красота, не кричит о себе, но выражается, прежде всего, в скромности и смиренномудрии.

В XIII веке появляется новая  техника кладки: из грубоотесанной волховской плиты на растворе из извести  с песком. В кладке столбов и  сводов применялся кирпич в форме  продолговатых брусков крупного размера. Эта кладка типична для  Новгорода XIII- XV веков. Подобная техника  придает поверхности чрезвычайно  неровный вид и скульптурную пластичность.

 

 

 

Иконопись.

В Новгородской республике сложилась отдельная и своеобразная школа иконописных мастеров. Первые новгородские иконы были написаны в XI столетии. Наивысшего расцвета иконопись  достигла в XIV-XV веках, после чего, с  утратой Новгородом независимости, начинается ее медленное угасание. И хотя в дальнейшем на новгородской почве еще писались отдельные  прекрасные иконы, они все же не выдерживают  сравнения с тем, что было создано  во времена республики. Новгородское искусство, по сравнению с искусством Киевской Руси, Владимиро-Суздальского княжества и великокняжеской  Москвы, отличается особой полнокровностью  и почвенностью. Новгородские художники  не любят сложных, замысловатых сюжетов, им осталась чуждой головоломная символика как византийских теологов, так и западноевропейских схоластов. Они предпочитают изображать почитаемых местных святых (Флор и Лавр, Илья, Анастасия, Параскева Пятница и другие), от которых они ожидают помощи в своих сельских работах и торговых делах.

В иконах XIII века новгородские мастера уже проявляли самобытность. К этому периоду относится  икона “Николай Чудотворец”. Эта  икона сохранила подпись художника (Алекса Петров сын) и дату (1294), что  делает ее совершенно уникальным памятником.

К числу шедевров новгородской иконописи XV века принадлежит икона  “Молящиеся новгородцы”. Она датируется 1467 годом. Это было время упадка государственности  Великого Новгорода на фоне возвышения Москвы, и вся мысль иконы обращена к надежде на божественный промысел. Здесь изображены два мира: горний и дольний, новгородцы обращаются к  Богу и Его святым с просьбой о  заступничестве. Иконописец как бы хочет сказать, что спасение Новгорода  – в молитве и благочестии.

 

Берестяные  грамоты.

        Одна из главнейших особенностей Великого Новгорода – это повсеместное распространение грамотности. Уровень грамотности населения Новгорода был невиданным для современных ему европейских государств, где лишь привилегированные сословия имели возможность обучаться письму. Предпосылка для такого уровня образованности заключается в доступности нужных материалов. Новгородская земля богата лесом, и, разумеется, изготовить из березовой коры пригодный для письма листок гораздо проще, чем выделывать пергамент из кож. Исследователи установили, что бересту варили в воде, это придавало ей эластичность, снимали с нее наиболее грубые слои и, как правило, обрезали со всех концов, придавая листу прямоугольную форму. В большинстве случаев буквы на бересте нацарапаны острыми предметами, но находились также грамоты с чернильными надписями, конечно, сохранность таких надписей гораздо хуже, чем нацарапанных.

Берестяные  грамоты – это особый источник исторических знаний. В летописях говорится о событиях государственного масштаба, то есть о событиях, которые кажутся летописцу важными и достойными внимания потомков. Но не менее важно для истории знать о жизни простых людей, про их быт, без этого невозможно дать полную картину никакому предмету истории. Государство есть общность его граждан, поэтому, не зная о жизни граждан, невозможно в полной мере знать и о самом государстве. Такие знания нам дают берестяные грамоты.

В ходе раскопок было найдено  множество берестяных грамот, раскрывающих способ обучения письму в Новгороде. Первая найденная из таких грамот представляет собой небольшой обрывок. На нём неуверенным, корявым почерком нацарапано начало азбуки: "А Б В Г Д Е Ж З... ". Потом писавший запутался и вместо нужных ему по порядку букв стал изображать какие-то их подобия. Самая значительная находка запечатленных на бересте ученических упражнений – это несколько грамот, написанных в промежутке между 1224 и 1238 годами.

Кроме обучения письму, новгородцев  учили счету. В Новгороде, как  и в других русских областях, использовалась алфавитная система нумерации, когда  роль цифр играли буквы с черточками наверху, называемыми “титло”. Причем в качестве цифр использовались не все буквы, а только те, которые  присутствуют в греческом алфавите, и числовые значения букв возрастали в том же порядке, в каком следовали  буквы в греческом алфавите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Заключение.

        В кратких словах содержание настоящего реферата можно передать следующим образом.

Государственное устройство в Новгороде Великом было весьма своеобразным и составляет уникальное явление в Русской истории.

В экономике Новгородской республики первостепенную роль играло сельское хозяйство. Новгородцы занимались земледелием, скотоводством, овощеводством  и плодоводством. Уровень развития сельского хозяйства был довольно высок. Но скудность почв не позволяла  Новгороду полностью обеспечить себя продуктами сельского хозяйства, поэтому существовала необходимость  развивать другие отрасли экономики  – промышленность и торговлю.

Новгород был крупнейшим центром ремесленного производства.

Изучение торговли древнего Новгорода позволяет прийти к  выводу, что торговый обмен играл  существенную роль в хозяйственной  жизни новгородского общества. Преобладала  внутренняя торговля, прежде всего, ремесленными изделиями. Общий хозяйственный, политический и культурный подъем Новгородского государства, выгодное географическое положение на водных путях способствовало превращению Новгорода в один из крупнейших центров внешней торговли Древней Руси.

Культурный расцвет Великого Новгорода был во многом обусловлен расцветом экономическим. Приобретя  политическую независимость, Новгород стремился к выражению своей  независимости в искусстве. Но если в политическом отношении Новгород не был зависим от великих князей, то в архитектуре и живописи он стремился к независимости от византийского искусства.

 

    1. Список литературы:

1. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. В 9 тт. - М., 1987.

2. Платонов С.Ф. Курс лекций по русской истории. - М., 1992.

3. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. М., 1990

4. Отечественная история: Учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов, Ю.П. Кожаев; Под ред. проф. Ш.М. Мунчаева. - М., 1998.

5. Фроянов И.Я. Киевская  Русь. - Л., 1980.

 


Информация о работе Новгородская республика