Новый курс Рузвельта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 20:10, доклад

Описание работы

Основная цель «Нового курса» заключалась в укреплении расшатанной экономическим кризисом капиталистической системы и в достижении «классового мира» в стране путем предоставления трудящимся определенных уступок. В самом общем значении «Новый курс» имел своей целью спасти основы капиталистической экономики: промышленность, сельское хозяйство, торговлю, кредитно-денежную систему. Это было началом широкой по своим масштабам политики государственно-монополистического регулирования экономики.

Файлы: 1 файл

Novyy_kurs_Ruzvelta.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

Новый курс Рузвельта.

Предыстория: До 1920 - 30 - х годов (т.е. до Великого кризиса или Великой депрессии) господствовала либеральная модель

Её  характерные черты:

- Рыночно-ценовые регуляторы  пропорций экономического развития

- Сведение роли государства  в экономике лишь к разрешительно-контролирующим функциям

- Активно-демонстративное  пренебрежение коллективными нормами  общественной жизни

- Отсутствие стратегических  социальных ориентиров в организации  общественной жизни

Спасением стала смена  курса (экономической политики): включение планово-организационного и социального направляющего воздействия на экономические процессы  Политика нового курса в отличии от предшествующих антикризисных мер базировалась на активном участии государства в экономике.

Общее содержание реформ:

  1. банкам предоставлялись займы от Федеральной резервной системы;
  2. открытие банков разрешалось только в случае оценки их состояния как «здорового»;
  3. министр финансов наделялся правом предотвращать массовое изъятие вкладов;
  4. вводился запрет на экспорт золота;
  5. вводился специальный указ, согласно которому гражданам США необходимо было сдавать золотые запасы на сумму свыше 100 долларов;
  6. одновременно позволялся выпуск новых банкнот, необеспеченных золотом;
  7. вслед за этим правительство Ф. Рузвельта наложило эмбарго на золото, обращающееся между США и другими странами.

16 июня 1933 г. был принят Закон о банковской деятельности, основа которого состояла в разделении депозитных и инвестиционных функций банка; в сфере этого закона была создана Федеральная корпорация страхования депозитов. К началу 1934 г. примерно 80 % всех банков США застраховали свои депозиты, учитывая желание большей части вкладчиков иметь подобную защиту.

Особое  положение в системе реформ «Нового  курса» принадлежало учреждению Гражданского корпуса сохранения ресурсов.

Внимания  также заслуживает Закон о  восстановлении промышленности. Согласно ему предпринимателям в каждой отрасли  промышленности предлагалось добровольно  объединиться и выработать «кодексы честной конкуренции», которые:

  1. устанавливали бы размер производства;
  2. определяли бы уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня;
  3. распределяли бы рынки сбыта между отдельными конкурентами.

Закон о восстановлении промышленности затронул также и трудовые отношения:

  1. рабочим были предоставлены права участия в коллективных договорах и профсоюзах;
  2. определены три основные условия труда:

а) минимальная заработная плата в размере 12–15 долларов в неделю; 
б) максимальная продолжительность рабочего дня – 8 ч; 
в) запрещен детский труд.

В аграрной политике «Новый курс» реализовывался также в законе 1938 г., который ввел Концепцию «всегда нормальной житницы»:

  1. осуществление поддержания уровня цен путем не уничтожения излишков продукции, а сохранения;
  2. политику демпинга за границей при экспорте пшеницы, хлопка и других товаров.

Основные направления «Нового  курса» были таковы:

 

1) Оздоровление банковской и финансовой систем. В марте 1933 г. были закрыты все банки, что позволило прекратить обмен банкнот на золото. В этот период была проведена девальвация доллара, что уменьшило задолженность предпринимателей правительству и усилило экспортные возможности страны.

В ходе реформы  около 40% старых банков было ликвидировано. Действующим банкам был предоставлен кредит, активизировавший их деятельность. Кроме того, государство ввело страхование вкладов, что способствовало повышению устойчивости банков, снизило волну финансовых спекуляций.

 

2)В  июне 1933 г. была сформирована НИРА — Национальная» администрация по оздоровлению промышленности. НИРА разделила промышленность на 17 групп, для каждой из которых в спешном порядке были составлены «кодексы честной конкуренции». Президент придал им обязательную силу. Кодексы определяли объем производства, уровень зарплаты, продолжительность рабочего дня, распределение рынков между фирмами. Не разрешалось продавать товары ниже установленных цен. По сути дела, правительство заставило монополии объединиться в картели. Только в эти годы стали официально признаваться профсоюзы.

3)В 1935 г.  был принят Закон Вагнера, ставший важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в общефедеральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов. При этом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах, подписавших коллективный договор (вводился так называемый принцип закрытого цеха); признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона. Для контроля за выполнением закона было создано Национальное управление по трудовым отношениям. Его руководящий состав назначался президентом с одобрения сената. При обнаружении незаконных действий в трудовой практике Управление оформляло дело для передачи его в суд. Лица, препятствовавшие работе Управления, подлежали по суду наказанию штрафом до 5 тыс. долл., или тюремному заключению до одного года, или одновременно обоим видам наказания.

Для борьбы с  безработицей были организованы массовые общественные работы. Для молодежи были организованы особые лагеря, где безработные и бездомные могли найти жилье, работу за 5 долларов в день и ночлег.

4)Тогда же была создана ААА — Администрация по регулированию сельскохозяйственного производства. Она предлагала фермерам сокращать посевы, забивать скот, поощряла экспорт пшеницы и хлопка. В 1936 г. был принят Закон о сохранении почв, по которому фермеры, изымавшие земли из-под посевов культур, истощающих землю, получали премию. При министерстве сельского хозяйства образовалась товарно-кредитная корпорация, ей поручалось устанавливать и поддерживать гарантированные государством цены на продукты сельского хозяйства. Она не только могла скупить излишки продуктов у фермеров, но и заставить их сократить посевные площади под определенные культуры, установить квоту выращивания скота, отказать в ссуде фермеру и т.д.

Главным органом  в организации и использовании  финансового механизма в интересах государственно-монополистического капитала по-прежнему являлась федеральная резервная система банков. Она подчинялась президенту и объединяла под государственным руководством почти все коммерческие банки. Через нее проходила основная масса выписываемых в стране чеков. В годы кризиса федеральное правительство еще более централизовало финансово-кредитную систему. Были образовано федеральное ссудо-сберегательное управление, федеральная система банков по кредитованию жилищного строительства, ссудо-страховая корпорация, управление фермерского кредита. Деятельность этих банков контролировалась президентом с учетом интересов монополий.

5) В 1933 г. был принят Закон о страховании вкладов. Депозиты до 10 тыс. долларов на 100 %, свыше 50 тыс. долларов на 75 %.

Кроме того, под  контроль федерального правительства  постепенно перешли ряд предприятий, и даже целые отрасли промышленности, в первую очередь, связанные с военным производством. Затем эти предприятия на льготных условиях государство передавало монополиям. Усиление экономической роли государства видно из того, что полномочия межштатной торговой комиссии, действовавшей с 1887 г., неуклонно расширялись. В начале 40-х годов ей было поручено в общефедеральном масштабе осуществлять регулирование железнодорожного, водного, автомобильного и трубопроводного транспорта.

В 1920 г. конгресс учредил подобного рода комиссию по энергетическим ресурсам, в 1934 г.— по связи (радио, телеграф, телефон). Руководители и члены комиссии по межштатной торговле, энергетике и связи назначались президентом с согласия сената.

В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимаются экстраординарные меры. Руководство осуществлением этих мер возлагается на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создаваемые специальные организации (трудовые лагеря), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т.д.

6) В 1935 г. был принят Закон о социальном обеспечении, явившийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию. Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечавшим определенному цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста, при условии, «если его общий заработок, как это будет установлено Управлением, за период с 31 декабря 1936 г. и до достижения им возраста 65 лет не превысит 3 тыс. долл. Выплачиваемая ему ежемесячно пенсия будет равняться 1/2 суммы его вышеупомянутого общего заработка». Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим налогам устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму в размере 1 % с последующим повышением налога на 0,5% через каждые следующие три года. Для предпринимателей в дополнение к ранее существовавшим налоговым обложениям вводился налог в размере 1% общей суммы выплаченной им зарплаты, через каждые следующие три года налог повышался на 0,5%.

В 1938 г. был  принят Закон о справедливом найме  рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени  для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты.

Основная  цель «Нового курса» заключалась  в укреплении расшатанной экономическим  кризисом капиталистической системы и в достижении «классового мира» в стране путем предоставления трудящимся определенных уступок. В самом общем значении «Новый курс» имел своей целью спасти основы капиталистической экономики: промышленность, сельское хозяйство, торговлю, кредитно-денежную систему. Это было началом широкой по своим масштабам политики государственно-монополистического регулирования экономики.


Информация о работе Новый курс Рузвельта