Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:17, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы дать ответы на вопросы о возможности объединения Германии, влиянии и воздействии этого события на социально – политические процессы Европы и Германии в частности.
Исходя из этого, можно поставить следующее задачи работы:
1) Показать причины и предпосылки объединительного процесса.
2) Проследить процесс объединения.
3) Показать отношение немцев (восточных и западных земель) к объединительному процессу.
4) Показать, как это отражается на социально-политическом процессе в стране.
Введение 2
1. Причины и предпосылки объединения ГДР и ФРГ 4
2. Германия в 1989. Падение Берлинской стены 10
3. Объединительный процесс германского государства 15
4. Германия сегодня: видимые следы раскола немецкой нации 25
Заключение 29
Библиографический список 31
14-го февраля
1990 года на переговорах с
Объединительный
процесс вступил в свою завершающую
фазу. Новые избранники населения
ГДР полностью приняли условия
правительства ФРГ и выразили
готовность провести объединение на
базе статьи 23 Основного закона Федеративной
Республики Германии. В апреле 1990 года
начался процесс перехода восточногерманских
министерств и ведомств под патронаж
соответствующих
18 мая 1990 года
в Бонне министры финансов
ГДР и ФРГ подписали первый
Государственный договор о
На фоне обострения
внутриполитического положения
в ГДР, 22 августа Народная палата
одобрила Договор о подготовке и
проведении первых общегерманских выборов
в Бундестаг. И тут же в ночь
на 23 августа она, не дожидаясь подписания
Договора о единстве Германии, приняла
заявление о вхождении
31-го августа
1990 года состоялся торжественный
акт подписания второго
3 октября 1990
года состоялось долгожданное
воссоединение германской
2-го же декабря
1990 года в стране прошли первые
общегерманские парламентские
3.2 Внешние факторы объединения. Роль СССР
По-моему мнению урегулирование внешних факторов объединения Германии, присоединение ГДР к ФРГ на базе статьи 23 конституции ФРГ, а затем и общегерманские парламентские выборы представлялось создателям новой Европы как точка в решении «германского вопроса», который влиял на состояние дел в Европе и в мире. И об этих факторах нужно сказать. Подчеркнем, что объединение Германии взбудоражило сознание всей Европы, а в частности союзников и стран, граничащих с этим государством. Многие политики понимали, что объединение нации, расколотой некогда надвое, повлечет за собой серьезные структурные изменения в старом свете.
Франция и
Англия заняли довольно жесткую позицию
в отношении «германского вопроса»,
поскольку эти страны не хотели того,
чтобы единая Германия превратилась
в новую «сверхдержаву», что безоговорочно
вело бы к уменьшению роли Парижа и
Лондона в европейских и
Обеспокоено отреагировал Лондон, где считалось, что вопрос об объединении Германии является не актуальным, так как правительство считало нужным сохранить на ближайшее будущее блоковую систему безопасности в старом свете. А вот США, в отличие от своих европейских союзников, поддержали идею объединения Германии. Так как они считали, что нужно поддерживать стабильность в Европе, посредством контролирования процесса решения «германского вопроса».
Что касается отношения СССР к объединительному процессу, то, несомненно, у этой страны, а в частности у М.С. Горбачева было свое мнение по этому поводу, но хотелось бы сказать, что оно менялось очень быстро. Так как в начале декабря 1989 года он считал этот вопрос не стоящем на политической повестке дня и не видел никакой возможности поиска путей институциализации германского объединения. А уже 10-го февраля во время визита в Москву Гельмута Коля и Геншера Горбачев заявляет о том, что «между СССР, ФРГ и ГДР нет разногласий по поводу того, что вопрос о единстве немецкой нации должны решать сами немцы и сами определять свой выбор, в каких государственных формах, в какие сроки, какими темпами и на каких условиях они это единство будут реализовывать». Скорей всего, Гельмут Коль объяснил всю необходимость данного процесса, и Горбачев решил пойти на встречу, но с некими условиями, которые обсуждались на переговорах по формуле «2+4», о которых будет сказано далее.
Безусловно, политическая
обстановка, которая сложилась внутри
ГДР, повлияла на германо-германское сближение,
которое приобретало
Во-первых, всех участников переговоров волновал вопрос о сроках и формах достижения единства Германии. СССР предложил ввести внешний контроль за объединением Германии на «переходный период», который должен был длиться пять лет с момента создания единого парламента и правительства. Не трудно догадаться, что Советский Союз был заинтересован в том, чтобы ГДР сохраняла статус суверенного государства на возможно более длительное время, поскольку хотел продлить свое присутствие в Европе посредством войск, находившихся в Восточной Германии. Но Советская идея установления переходного периода не получила поддержки со стороны США, Англии и ФРГ. Федеративная Республика Германия, ссылаясь на Заключительный акт права на самоопределение, подчеркнула, что немцы должны сами решать, в каких государственных формах, какими темпами и на каких условиях они будут осуществлять свое единство, при этом Горбачеву припомнили и его заявление от 10-го февраля 1990 года, о котором было сказано выше. Тем самым идея была отклонена, и СССР пришлось на двусторонних встречах договариваться об условиях пребывания советских военнослужащих на восточногерманской земле.
Во-вторых, все четыре державы волновал вопрос о границе. Они выступили с единым мнением о том, что объединенная Германия должна включать нынешнюю территорию ФРГ, ГДР и Берлина и все. Ее внешними границами станут границы ГДР и ФРГ, также они выступали за то, что единая Германия не будет иметь никаких территориальных претензий к другим государствам, как в настоящем, так и в будущем. Также, Германия и Польша должны будут подтвердить западную границу Польши в договоре, имеющим обязательный характер. Еще четыре стороны приняли позицию о том, что в будущем Германия будет строить политику так, что с ее территории будет исходить только мир. В итоге Германия полностью приняла данные условия.
В-третьих, вопрос
о военно-политическом статусе объединенной
Германии был основополагающим, и
тревожил не только СССР, но остальных
участников переговоров. Но в тоже время
мнения расходились в разные стороны.
Советский Союз настаивал на нейтралитете
нового государства. Поскольку, по мнению
СССР, структуры коллективной безопасности
старого света смогли бы устранить
возможные агрессивные
Тут мне бы
хотелось подчеркнуть, что, видя то, что
западные державы, имея более весомую
аргументацию, отвергали почти все
предложения СССР, решилась на ослабление
своих позиций в решении «
Чтобы как то сгладить противоречия, которые исходили от Советской стороны, 15 июля состоялся визит Г. Коля в СССР для личной с М.С. Горбачевым встречи. Углубляться в ход переговоров не будем, скажу лишь одно, что в ходе этой встречи был достигнут консенсус по поводу объединения Германии. Были урегулированы все аспекты политических, экономических, культурных и гуманитарных отношений. И 12 сентября 1990 года в Москве министры иностранных дел шести государств-участников переговоров по формуле «2+4» подписали «Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии». В договоре впервые был зафиксирован окончательный характер внешних границ объединенной Германии, также выдвигалось обязательство не иметь и не выдвигать в будущем территориальных претензий, Германия торжественно подтвердила обязательство в том, что с ее земли будет исходить только мир, она отказывалась от владения и распоряжения оружием массового поражения. Договором было предусмотрено сокращение в течение 3–4 лет численности вооруженных сил объединенной Германии до 370 тыс. человек, также было определено, что СССР и Германия урегулируют условия и сроки пребывания советских войск в восточной Германии, а также условия их вывода до 1994 года.