Объективные предпосылки образования Древнерусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 19:48, контрольная работа

Описание работы

Русская история начинается с того момента, когда восточная ветвь славян спустилась на русскую равнину с юго-запада, со склон Карпат.
Цель реферата состоит в том, чтобы, изучив имеющиеся литературу и источники, проанализировать истоки образования Древнерусского государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..……3
1. Предпосылки образования Древнерусского государства…………….……..4
2. Основные этапы складывания древнерусского государства………….….....8
3.Особенности и историческое значение образования государства восточных славян…………………………………………………………………….….……11
4. Роль варягов в образовании Древнерусского государства……….……...…13
Заключение……………………………………………………….………..…….17
Список литературы…………………………………………………….….…….18

Файлы: 1 файл

история экономики.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. 
В рамках древнерусского государства происходит складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского. 

Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало “волны” кочевников, принимало удар на себя, обеспечивая тем самым благоприятные условия для развития европейской цивилизации. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол. 


4. Роль варягов в образовании Древнерусского государства

 

Варяги это - древнее скандинавское племя. В русских летописях с варягами связывают начало государственности на Руси.

Варяги появились в Восточной Европе, когда Киевское государство уже сложилось. Сфера реального проникновения отрядов варягов - шведов в славяно-финские земли ограничена тремя северными озерами: Чудским, Ильменским и Белоозером. Столкновения с местным населением проходили с переменным успехом: то «находникам варягам» удавалось взять дань со славян и чуди, то местные племена «изгънаша варягы за море и не даша им дани». Единственный раз за все средневековье предводителю варяжского отряда совместно с северными славянами удалось обманным путем, прикинувшись хозяином купеческого каравана, захватить на некоторое время власть в Киеве, убив законного князя. Этот предводитель, Олег, объявленный создателем государства Руси, достоверно известен только по походу на Византию в 907 году и дополнительному договору 911 года. В походе, кроме варягов, участвовали войска девяти славянских племен.

Варяги использовались на Руси в X-XI веках как наемная военная сила. Нанимали варягов Святослав и его сын Владимир.

Варяжские отряды были привлечены в русские земли сведениями об оживленной торговле Руси со странами Востока. Варяги во второй половине IX века начали совершать набеги и брать дань с северных славянских и финских племен.

Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые варяги, вроде Свенельда, добивались высокого положения, но крайне жестоко относились к славянскому населению.

Слово «Русь» у восточных славян появляется с приходом сюда варягов из Скандинавии, которые принадлежали к племени русь. По преданию, из этого племени вышли и первые князья: Рюрик, Трувор и Синеус, которые положили начало Русскому государству. Сначала словом "русь" назывались представители высшего слоя русского общества, преимущественно княжеская дружина, состоявшая из тех же варягов, а также купцы-варяги, которые к тому времени разошлись по многим городам и селениям восточных славян. Уже позднее слово Русь или Русская земля, приобретает официальный характер как географическое название территории, на которой жили славянские племена вперемешку с пришлыми варягами.

В 862 году новгородские славяне и кривичи, устав от внутренних распрей и беспорядков, решили найти себе нового князя в чужих землях. Они отправились за море к соседям - варягам и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами».

Первые правители Древнерусского государства - Рюрик, Олег, Игорь, Святослав, Владимир I - варяжские по этнической принадлежности князья, активно опирающиеся в своих действиях на варяжские дружины и нередко рассматривающие Русь как временное местопребывания (как, например, Святослав, мечтавший перенести столицу из Киева на Дунай). Однако постепенно, по мере проникновения в дружинную среду славянской племенной верхушки, а также в результате отпора, полученного со стороны Византийской империи, завоевательные устремления стали ослабевать, превращая Русь в самодостаточное, самоценное образование и для самих ее правителей. Это создало условия и для постепенного становления Руси как государственного образования со свойственными всякому государству функциями. Первоначально эти функции были крайне примитивны и являлись продолжением тех целей, которые, собственно говоря, и создали Древнерусское государство - они были направлены по преимуществу за пределы Руси.

Другой задачей, также вытекавшей из тех оснований, на которых государство возникло, являлась оборона славянских земель от натиска последовательно сменявших друг друга степных кочевников - хазар, печенегов, половцев. Нередко эта борьба со «степью» по форме мало чем отличалась от завоевательных походов и приносила несомненные успехи, как, например, Святославу, сумевшему в 965 г. полностью разгромить Хазарский каганат, или Ярославу, прекратившему набеги на Русь печенегов (1036 г.). Однако давление степи было постоянным и непрерывным на протяжении, по крайней мере, IX - XII вв., а, следовательно, неизменной оставалась и задача обороны древнерусских границ.

Впрочем, границ у этого государства поначалу тоже не было, поскольку не существовало точно очерченной территории, подвластной русским князьям. Им еще только предстояло решить эту задачу формирования государственной территории. Поэтому «внутренняя» политика Древнерусского государства на первых порах мало чем отличалась от тех действий, которые русские князья производили за его пределами. Иначе говоря, наряду с внешними завоеваниями, русские князья активно занимались присоединением, причем, отнюдь не всегда добровольным, тех или иных славянских (и не только славянских) племен.

Вырабатывается и другая важнейшая функция государства - посредническая, арбитражная. Князь становится не только олицетворением силы, которому следует подчиняться из страха, князь - это воплощение справедливости, он есть та внешняя «незаинтересованная» сила, которой можно и должно доверить разрешение внутренних споров, суд. В то же время, князь не является источником права, он лишь его носитель, выразитель тех правовых норм, которые были созданы традиционным укладом в славянской и варяжской среде. Таким образом, складывается ситуация, в которой князь, как бы принуждая население к заключению с ним договора, сам, в то же время, обязан неукоснительно соблюдать его условия.

Примитивность функций государства порождает и элементарность его структуры. Во главе государства стоит князь, его советниками выступают бояре («старшая дружина»), основную же исполнительную (по преимуществу - военную) несут рядовые дружинники. Отношения между ними весьма демократичны и ничем не напоминают отношений монарха со своими подданными. Дружина может воздействовать на принятие князем решения, бояре могут иметь собственные дружины и, порой, весьма независимы от князя. Жесткое подчинение ограничивается лишь периодом военного времени, впрочем, достаточно длительного.

Таким образом, функции и структура Древнерусского государства с очевидностью свидетельствуют о несомненном военном характере этого государства, приспособленном исключительно к решению военных задач. Соответственно, в случае перехода к решению невоенных задач, такое государство оказывалось бы неустойчивым, что означает, что оно несло уже в себе самом элементы временности, возможность распада.

Фактически, Древнерусское государство еще не вполне государство, это, скорее, «полугосударство», некое образование с зачатками государств- енности, зародыш будущего государства.


Заключение

             

Завершая работу можно прийти к выводу, что государственность у восточных славян возникла раньше «призвания варягов». Изучив все многообразие теорий возникновения Древнерусского государства, я все-таки придерживаюсь антинорманской теории. Я считаю, что к тому времени, когда трех варяжских князей пригласили править Русью, у наших предков уже было государство, хотя, может быть, и не такое развитое, как Византия.

Думаю, что нельзя признать варягов создателями государственности для славян. Имеются ли заметные следы влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян, на их язык и культуру? На Руси был только русский язык. Договоры Х века с Византией, посольство киевского князя, включая варягов русской службы, оформлялись лишь на двух языках - русском и греческом, без следов шведской терминологии.

Я считаю, что государство как результат внутреннего развития не может быть привнесено извне. Этот процесс длительный и сложный. Для возникновения государственности нужны соответствующие условия.

Образование Древнерусского государства имело существенное значение для международной обстановки конца I - начала II тысячелетия н. э., создав оборонительный рубеж между Западом и Востоком, усилив натиск на Византию, способствовавший ослаблению последней, наконец, фактически завершив оформление «ареала» раннесредневековой западной цивилизации. 
Древнерусское государство стало колыбелью становления древнерусской народности, ставшей основой трех современных славянских народов - русского, украинского и белорусского.


Список использованной литературы

 

1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 764 с.

2. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XIIвв). / И.Н. Данилевский. Изд. 2-е. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 398 с.

3. Данилевский И.Н. Легендарная Русь // Знание-сила. - 1998. - №11-12. - С.85-91

4. Милюков П.Н. Религия славян // Книга для чтения по истории средних веков / Под ред. П.Г. Виноградова. Вып. 1. - М., 1896. - 186 с.

5. Повесть временных лет // Памятник литературы Древней Руси: XI- начало XII века. - М., 1978.

6. Фроянов И.Л. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов. // Вопр. истории. - 1991. - №6. - С. 3-15

7.Думин С.В., Турилов А.А. “Откуда есть пошла Русская земля?” // История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IХ - нач. ХХ в. М.,1991. 
8. Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги: Русско - скандинавские отношения домонгольского времени // Славяне и скандинавы. М., 1986. 
9.Ловмянский Л.А. Русь и норманны. М., 1985. 
10.Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель.// Вопросы истории, 1991, №2. 

 

18

 



Информация о работе Объективные предпосылки образования Древнерусского государства