Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:50, контрольная работа
Описание работы
Это классическая, или чистая, форма возникновения государства, являвшаяся в значительной мере типичным примером образования государства вообще. Государство здесь возникает вследствие внутренних противоречий, зародившихся внутри родового строя, без влияния каких-либо внешних факторов. Три обстоятельства повлияли при этом на окончательное разложение родового строя.
Содержание работы
Введение 1. Образование Древнего Афинского государства. 1.1. Процесс разложения родового строя в Афинах. 1.2. Реформы Тезея, реформы Драконта. 1.3. Реформы Солона. 1.4. Реформ Клисфена. 2. Государственный строй демократической республики в Афинах.. 2.1. Особенности демократической республики в Афинах. 2.2. Характеристика основных органов государственной власти. Заключение Список литературы
Гелиэя была высшим судебным органом
государства и состояла из 5000 судей и 1000
запасных: по 600 человек от каждой из 10
территориальных фил. Члены гелиэи избирались
по жребию на один год из граждан, достигших
30 лет. В составе гелиэи функционировали
10 коллегий, в каждой из которых было по
500 судей и 100 запасных. Гелиэя была судом
первой инстанции по делам о государственных
преступлениях и о злоупотреблениях должностных
лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным
другими судами. Она также осуществляла
некоторые контрольные функции и обладала
важным правом отвергать законопроекты,
принятые народным собранием.
Таким образом, законодательный
процесс Древних Афин имел следующие
стадии:
внесение законопроекта в народное
собрание в порядке законодательной инициативы,
которой обладал каждый полноправный
афинский гражданин;
предварительное рассмотрение
законопроекта Советом пятисот и дача
по нему заключения для народного собрания;
принятие законопроекта народным
собранием;
принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей.
Важную роль в управлении Афинским
государством играли должностные лица.
Основные принципы замещения должностей:
выборность;
срочность;
возмездность;
подотчетность;
коллегиальность.
Выборы должностных лиц осуществлялись
ежегодно или открытым голосованием в
народном собрании, или по жребию. После
истечения срока должностные лица представляли
отчеты о своей деятельности Совету пятисот
и гелиэе. В период расцвета Афинского
государства подавляющее большинство
должностей было коллегиальным.
Главными должностными
лицами в Афинах были стратеги и архонты.
Коллегия стратегов состояла
из десяти членов, избираемых народным
собранием из числа женатых и имевших
недвижимость граждан. Стратеги к V в. до
н.э. получили важные полномочия. Они стали
распоряжаться средствами, отпущенными
на содержание армии и флота, организовывать сбор чрезвычайных военных налогов,
руководить доставкой продовольствия
в Афины (в мирное время граждане не платили
постоянных налогов, последние собирались
только с метеков). К ним перешли и некоторые
полномочия в области дипломатических
сношений: они принимали капитуляцию противника,
заключали перемирие. Кроме того, они вели
следствие и председательствовали в судах
по делам о воинских преступлениях. Наконец,
стратеги имели право требовать созыва
внеочередных заседаний Совета пятисот
или народного собрания и принятия неотложных
мер. Иногда из стратегов выделялся автократор,
командовавший армией, а в чрезвычайных
обстоятельствах получавший всю власть
в государстве.
С ростом полномочий стратегов
падало политическое значение архонтов. После
реформ Солона девять архонтов стали избираться
жребием из кандидатов, предложенных территориальными
филами. Единой коллегией они действовали
редко - при решении народным собранием
вопроса об остракизме и при проверке
должностных лиц.
Специальные должностные
лица (всего в Афинах их было около
700) управляли государственным имуществом,
ведали государственной казной, наблюдали
за порядком на улицах и нравственностью
граждан, за торговлей на рынке, воспитывали
и обучали молодежь, проходившую военную
подготовку и т.д. Свои должностные лица
были в филах и демах.
Высшим судебным
органом Афин, как отмечалось, была гелиэя.
Некоторые судебные функции сохранил
ареопаг. Под председательством архонта-базилевса
он рассматривал дела об умышленном убийстве.
По поручению народного собрания ареопаг
мог проводить расследование дел о государственных
преступлениях. Дела о неумышленных убийствах
рассматривались судом эфетов. Разбой,
кража и другие имущественные преступления
- коллегией одиннадцати. Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали ведению
третейского суда диэтетов и (по мелким
делам) коллегии сорока. Со времени Перикла
были созданы суды по делам. Иногда, когда
речь шла об особо тяжком преступлении,
в качестве суда выступало само народное
собрание.