Образование древнерусского государства. Теория возникновения государства у восточных славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 14:07, контрольная работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении возникновения государства у восточных славян.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. образование древнерусского государства;
2. возникновение государства у восточных славян.
Объект исследования – возникновение государства у восточных славян.

Содержание работы

Введение

Образование древнерусского государства

Становление государства
Формирование территории государства
Социальная структура и управление
Внешняя политика

Возникновение государства у восточных славян

Предпосылки возникновения государства у восточных славян
Особенности образования государства восточных славян

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

История.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Спустя 10 лет, в 967 г., Византия обратилась к Святославу за помощью в борьбе против дунайских болгар. Святослав, вторгшись в пределы Болгарии, завоевывает обширные территории, делает своей резиденцией город Переяславец и, несмотря на протесты Константинополя, намеревается перенести туда столицу государства. Начавшаяся в связи с этим  война между Русью и Византией в конечном итоге оказалась неудачной для Святослава. В 971 г. он был осажден в крепости Доростол и вынужден был подписать мирный договор, согласно которому русское войско оставляло Болгарию. «Месяца Июля, Индикта XIV, в лето 6479 (971 г.), я, Святослав, Князь Русской, по данной мною клятве, хочу иметь до конца века мир и любовь совершенную с Цимиским, Великим Царем Греческим, с Василием и Константином, Боговдохновенными Царями, т со всеми людьми вашими, обещаясь именем всех сущих подо мною Россиян, Бояр и прочих, никогда не помышлять на вас, не собирать моего войска и не приводить чужеземного на Грецию, область Херсонскую и Болгарию. Когда же иные враги помыслят на Грецию, да буду их врагом и да борюся с ними»[2стр.140].  Это был последний поход Святослава. При возвращении в 972 г. на Русь он был убит печенегами.

Сын Святослава Владимир в своих отношениях с Византией старался следовать условиям договоров, которые были подписаны при его предшественниках, и развивать торгово-дипломатические связи с ней. В 988 г. после похода на Византию, женитьбы на царевне Анне и крещения, Владимир заключает союз, в котором обе стороны выступали уже как равноправные партнеры.

В эпоху Ярослава Мудрого направления внешней политики значительно расширились. Ярослав ведет интенсивную внешнеполитическую деятельность, скрепляя своих дочерей  Елизавету, Анастасию и Анну брачными узами с представителями правящих династий других государств - Норвежского, Венгерского и Французского королей, при этом он сам состоял в браке с дочерью короля Швеции. Его сестра Добронега стала женой польского короля, а сын Изяслав женился на сестре последнего. За этими брачными союзами скрывались важные политические планы и расчеты, хитросплетения международной политики.

После похода Владимира на Византию в 988 г. между двумя государствами длительное время сохранялись мирные отношения. Так продолжалось до 1043 г., когда состоялся последний поход русских на Константинополь. В 1046 г. между Русью и Византией был подписан мирный договор, скрепленный браком сына Ярослава Мудрого, Всеволода, с дочерью византийского императора Константина Мономаха. От этого брака в 1053 г. у Всеволода родился сын Владимир, в честь деда позванный Мономахом.

Русь поддерживала торговые отношения и со многими другими странами. По Дону, Нижней Волге и Каспию пролегал торговый путь на восток. Но русские купцы долго не имели возможности свободно передвигаться по этому пути, так как он контролировался Хазарским каганатом. В 965 г. князь Святослав разбил войско Хазарского кагана и занял его столицу – город Итиль. После этого Хазарский каганат так и не сумел оправиться  и в ХI в. прекратил свое существование. В Х – ХI в.в. с немалыми сложностями связано было и путешествие по знаменитому пути «из варяг в греки».

Завершающий отрезок этого пути находился на территории, занимаемой печенегами, которые часто совершали набеги на Русь. Какое-то время Русь от печенегов заслонял Хазарский каганат. Но по мере ослабления Хазарии печенежские орды продвигались все дальше на север и все чаще нападали на русские территории. В 969 г. они осадили Киев и пытались взять его. Спешно вернувшийся из Болгарии Святослав разгромил печенежское войско и даже захватил в плен хана Курю.

Сын Святослава Владимир возводит мощную оборонительную линию на юге страны. На реках Десне, Суде, Трубеже, Стугне он строит крепости, набирая в гарнизоны  не только жителей территории, подвергавшихся набегам печенегов, но и людей из отдаленных русских земель. Таким образом, Владимир делает борьбу с кочевниками общерусской задачей, объединяющей население государства. В результате Русь одерживает победы в борьбе над этим врагом.

Завершающий этап борьбы с печенегами приходится на время княжения Ярослава Мудрого. В 1036 г. он одержал блестящую победу над осадившими Киев кочевниками. В честь этого события впоследствии на окраине города был, воздвигнут собор Святой Софии.

В последующий период часть печенегов оказалась под властью Руси. Другую их часть подчинили себе половцы, пришедшие из Азии кочевники. С 60-х годов ХI в. половецкие набеги становятся страшным бичом для Руси, которая в это время начала распадаться. Тенденция к распаду наметилась после смерти в 1054 г. Ярослава Мудрого, который разделил Русскую землю между своими сыновьями. Через 18 лет между ними вспыхнула война, постепенно втянувшая и других представителей Рюрикова рода, длившаяся 20 лет. Беспрестанные междоусобицы разоряли и опустошали русские земли, делая Русь слабой и беззащитной перед лицом половецкой опасности.

В схватках с половцами русские князья чаще всего терпели поражения. Они пытались устанавливать и поддерживать торговые и союзнические отношения с половецкими ханами, сочетаться с ними родственными узами, но это не предотвращало новых набегов. В 1097 г. князья собрались в г. Любече, чтобы договориться о прекращении усобиц и объединении и совместной борьбы с половцами, таким образом,  закрепив русские земли за конкретными представителями Рюрикова рода и запретив им вступать во владения друг друга. За любеческим последовали съезды в 1100 и 1103 г.г. Главным инициатором их являлся внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах. В 1113 г. Владимир Мономах был призван киевлянами на великокняжеский престол, который занимал до своей смерти в 1125 г. Он сумел, опираясь на свой большой авторитет, а также и на военную силу, остановить на время процесс распада древнерусского государства, пресекая распри в княжеской среде и попытки мятежей против киевской власти. «Устав» Владимира Мономаха, который защищал не только представителей верхов общества, но и простых людей, позволил в какой-то степени уменьшить социальное напряжение в государстве, возникавшее по мере становления феодальных отношений.

Достойным приемником Владимира Мономаха стал его сын Мстислав Великий, продолживший политику отца, укрепивший государство изнутри и успешно отражавший походы внешних врагов против Русской земли. Однако это был лишь временный период укрепления могущества Руси и стабилизации ее внутреннего положения.

Ни Владимир Мономах, ни его сын не в состоянии были полностью прекратить те объективные процессы, которые в конечном итоге привели к распаду Древнерусского государства.

 

Возникновение государства у восточных славян

  1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.

Выделяют следующие предпосылки возникновения государства у восточных славян.

Духовные предпосылки.

Как и некоторые другие факторы, эволюция языческих представлений славян той эпохи способствовала становлению власти князя. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и одновременно происходило отчуждение от свободных общинников.

Таким образом, в результате отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра – резиденции князя и дружины военных успехов, а также в результате выполнения им сложных управленческих функций, он наделялся сверхъестественными силами и способностями. В князе начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все вышеперечисленное приводило к сакрализации, то есть обожествлению княжеской власти, а также создавало духовные предпосылки для перехода от общинных отношений к государственным.

Внешнеполитические предпосылки.

К внешним предпосылкам следует отнести "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи, а именно норманны и хазары.

С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, которые связывали Запад с Югом и Востоком, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину, а также меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль над торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Византийская империя долгое время считалась подлинным эталоном государственно-политического устройства.

Не случайно, что долгое время великие князья на Руси назывались по примеру мощного государственного образования Хазарского каганата - хаканами (каганами). Следует отметить и то, что существование в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в конце концов, появлению "зародыша" государственности.

Социально-экономические предпосылки.

Развитие земледелия. В первую очередь следует отметить изменения, происходившие в хозяйстве восточных славян в VII - IX вв. Например, развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, а это создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).

На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли.

В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Как и раньше, такая община состояла в основном из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, которая была разделена на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, которые владели орудиями скотом и труда. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации. Социального же расслоения в самой общине не происходило, поскольку производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

Помимо этого, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

Социально-политические предпосылки.

Межплеменные столкновения, а также усложнение внутриплеменных отношений ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.

Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В конце концов, власть князя, стремившегося превратить её в наследственную, всё менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы всё более отчуждались от интересов соплеменников.

В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам. Некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы. Однако стоит отметить, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в IX-X вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности образования государства восточных славян

Среди основных признаков древнерусского государства к концу 10 века выделяют такие как:

1. система данничества;

2. территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;

3. простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя;

4. династическая (родовая) княжеская власть;

5. монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

 

Суровость климатических условий Восточной Европы, а также оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, произрастая лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.

Одной из особенностей древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

Информация о работе Образование древнерусского государства. Теория возникновения государства у восточных славян