Образование древнерусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:39, доклад

Описание работы

Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта – первейшая задача истории. Люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным ценностям: миру, добру, справедливости , свободе, равенству, красоте. Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое,- это знали люди во все времена.

Файлы: 1 файл

история реферат.docx

— 25.62 Кб (Скачать файл)

Образование Древнерусского государства.

Введение:

Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка  накопленного человеческого опыта  – первейшая задача истории. Люди всегда, особенно в переломные периоды  жизни человечества, пытаются найти  ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются  в уважении к вечным ценностям: миру, добру, справедливости , свободе, равенству, красоте. Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое,- это знали люди во все времена. Я думаю, что нам, современным жителям России, должно быть интересно как жили наши далекие предки, как развивалась их культура, и как происходило становление Древнерусского государства.

  1. Первые свидетельства о славянах.

Славяне, как считают большинство  историков, обособились из индоевропейской  общности в середине второго тысячелетия  до н.э. Прародиной ранних славян, по археологическим  данным, была территория к востоку  от германцев – от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке.

Первые письменные свидетельства  о славянах относятся к началу первого тысячелетия н. э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов.

В эпоху Великого переселения народов(3-6 вв. н. э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой  цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной  Европы. Они жили в лесной и лесостепной  зонах, где в результате распространения  орудий труда из железа стало возможным  вести оседлое земледельческое  хозяйство.

Византийские авторы сравнивали образ  жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься  только крупными племенными союзами  славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно - общинного строя.

Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую  равнину, вступали в контакт с  немногочисленными финно-угорскими  и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В 6-9 вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы - этап на пути складывания  государственности восточных славян.

Летописцы отмечали неравномерность  развития отдельных племенных объединений  восточного славянства. В центре их повествования – земля полян. Она, как указывали летописцы, носила также название «Русь». Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Роси и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина «Русь». Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими  семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.) . Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур «жито», сохранившееся до наших дней.

С природно-климатическими условиями  тесно связаны основные системы  земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, заступ и борона-суковатка, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных  земель было много и участки земли  засевали в течение двух-трех и  более лет. С истощением почвы  переходили на другие участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

С земледельческим занятием было тесно  связано скотоводство. Славяне разводили  свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей. Из других занятий славян следует  назвать рыболовство, охоту, бортничество; выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства  требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго  определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община – мир, вервь (от слова веревка, которой измеряли землю при разделах.)

К моменту образования государства  у восточных славян на смену родовой  общине пришла территориальная, или  соседская, община. Общинников теперь  объединяло, прежде всего, не родство, а общность территорий и хозяйственной  жизни. Каждая такая община владела  определенной территорией, на которой  жили несколько семей. В общине было две формы собственности –  личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые  угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Общинные традиции и порядки  определяли уклад и характерные  черты жизни  русского крестьянства на протяжении многих и многих столетий.

В результате передачи князьями права  на владение землей феодалам, часть  общин попала под их власть.

Общины,  не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению  к этим общинам выступало и  как верховная власть, и как  феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства  феодалов имели натуральный характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и  еще не работали на рынок. Однако полностью  без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Город, как правило, строился на холмах, на месте слияния двух рек, так  как это обеспечивало надежную оборону  от нападения врагов. Центральная  часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома  или детинца. Там находились дворцы князей, дворцы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый  водой. За рвом под защитой крепостных стен располгался торг.К кремлю примыкали  поселения ремесленников. Ремесленная  часть города называлась посадом, а  отдельные ее районы, населенные, как  правило, ремесленниками определенной специальности, - слободами.

В большинстве случаев города строились  на торговых путях, таких как путь «из варяг в греки», или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам.

Точные даты основания древних  городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи, например Киев(легендарное  летописное свидетельство о его основании восходит к концу 5-6 в.), Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По пдсчетам историков, в 9 в.на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших  крепостные укрепления.

Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов.

 

2.Образование древнерусского государства.

Норманская теория.

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшиечерты  ранней государственности.

Одним из таких объединений был  союз племен во главе с Кием(известен с конца 5 века). В конце 6-7 вв. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являвшаяся союзницей  Византии. Новгородское летописание  сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в 9 в. Славянское объединение  вокруг Нвгорода. Восточные источники  позволяют предположить существование  накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений  славянских племен: Куябы, Славии, Артании. Куябы, по всей видимости, располагались  вокруг Киева. Славия располагалась  в районе озера Ильмень, ее центром  был Новгород. Местоположение Артании  разными  исследователями определяется неодинаково(Рязань, Чернигов).

Таким образом, широкое распространение  земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой  общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение  дружины – свидетельства формирующийся  государственности.

Славяне освоили Восточно-Европейскую  равнину, взаимодействуя с местным  балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, скловен, русов  на страны более развитые, прежде всего  на Византию, приносили дружинникам  и князьям значительную военную  добычу. Все это способствовало расслоению восточно-славянского общества. Таким  образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточно-славянских племен начала складываться государственность.

Русский летописец начала 12 века, пытаясь  объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой  традицией, включил в летопись легенду  о призвании в качестве князей трех варягов – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским  племенем, жившим на южном берегу Балтийского  моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования  Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена находились в  зависимости от хазар. В 859 году новгородцы изгнали варягов за море, что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями, попросив их княжить и навести порядок на большой русской земле. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землямии перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После его смерти, другой варяжский князь, Олег, правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 году. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь, называемое историками также Киевская Русь.

Этот легендарный летописный рассказ  о призвании варягов послужил основанием для появления так  называемой норманской теории возникновения  Древнерусского государства. Она вызывала много разногласий между историками. Сам факт пребывания варяжских дружин на службе у славянских князей, их участие  в жизни Руси не  вызывает сомнения. Однако нет следов сколько-нибудь заметного  влияния варягов на экономические  и социально-политические институты  славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских сагах Русь –  страна несметных богатств, а служба русским князьям – верный путь приобрести славу и могущество. Археологи  отмечают, что количество варягов  на Руси было невелико. Не обнаружено и  каких-либо данных о колонизации  Руси варягами. Версия об иноземном  происхождении той или иной династии на Руси типична для древности  и Средневековья.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы.

Историки обладают убедительными  доказательствами, что есть все оснавания  утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились  задолго до призвания варягов. Государственные  институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных  крупных личностей, завоевания или  другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит  не столько о возникновении русской  государственности, сколько о происхождении  княжеской династии.

Древнерусское государство можно  охарактеризовать как раннефеодальную  монархию. Во главе государства стоял  великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и  пошлин. Доходы князей и их приблеженных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.

 

 

 

 

 

   

 

 

 


Информация о работе Образование древнерусского государства