Образование древнерусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:41, реферат

Описание работы

Откуда и когда взяла свое начало древняя Русь? На эти вопросы до сих пор нет точных и однозначных ответов. Да и откуда им взяться, если вся древне-русская история построена на основании практически одной только “Повести временных лет”. Причем не подлинника, а поздних списков, которые повторяют подлинник не на сто процентов. То же можно сказать и об истории других народов, а ведь различные упоминание о Руси присутствуют и в их летописях. Из-за этого возникло и продолжает возникать множество различных теорий относительно подлинной истории российской.

Содержание работы

I. Введение.
II. Основная часть.
Происхождение древних славян
Формирование государства.
3. Норманская теория.
III. Заключение.
IV. Список литературы.

Файлы: 1 файл

obrazovanie_drevnerysskogo_gosydarstva.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

При Олеге в состав его державы были включены и стали  платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи.

После смерти Олега в  Киеве стал княжить Игорь (912-945). В  его княжение в 944г. был подтвержден договор с Византией на менее выгодных условиях. При Игоре произошло первое народное возмущение, описанное в летописи, - восстание древлян в 945г. Сбор дани в покоренных землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом. Их обогащение вызвало ропот в дружине Игоря. «Князь, - говорили дружинники Игоря, - воины Свенельда богато изоделись оружием и портами, а мы обеднели. Пойдем собирать дань, и ты получишь много и мы». 

Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим  отрядом вернулся обратно, «желая больше имения». Древляне собрались на вече. Вече решило: «Повадится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его». Дружину Игоря перебили, а князя казнили.

Жена Игоря Ольга (945 – 964) жестоко отомстила древлянам  за

убийство мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря своего князя Мала, было заживо закопано в землю, второе сожжено. На поминальном пиру по приказу Ольги были перебиты подвыпившие древляне. Как сообщает летопись, Ольга предложила древлянам дать в качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора. К ногам голубей была привязана зажженная пакля с серой; когда те прилетели в свои старые гнезда в столице вспыхнул пожар. В результате выгорела столица древлян Искоростень. В огне пожара погибли, по летописи, около 5 тысяч человек.

Жестоко отомстив древлянам, Ольга вынуждена была пойти на упорядочивание сбора дани. Она установила «уроки» - размер дани и «погосты» - места сбора дани.

В княжение Игоря и  Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян.

Во времена переполненного событиями княжения Святослава (964-972) Древнерусское государство было расширено и укреплено. Он вернул в состав Киевской Руси племенное  княжество вятичей, которое попало под власть хазаров. В 968 году Святослав разгромил хазаров, которые постоянно зарились на восточнославянские земли, препятствуя торговле Руси. Потом киевский князь обратил свой взор на юг, ввязавшись в затяжную войну между Византией и Болгарией. Святослав провел административную реформу, перед тем как начать второй и последний поход в Болгарию. Старшего сына Ярополка он посадил наместником в Киеве,

 младшего Олега  - в Овруче, стольном граде завоеванной  его матерью Древлянской земли.  А внебрачного сына - Владимира  он послал править от своего имени в Новгород, бояре которого всегда хотели отделиться от Киева. Этим Святослав продолжил дело Ольги, которое касалось консолидации государства, укрепления власти киевского князя на землях племенных княжеств. Второй поход Святослава в Болгарию, который начался в 969 году, закончился подписанием мирного договора в 971 году. Святослав погиб в бою с печенегами, когда возвращался на Русь из Болгарии. Между его сыновьями разгорелась борьба за власть, которая закончилась восхождением на княжеский престол Владимира Святославовича в середине 978 года.

Владимир становится верховным властителем в стране. Историки характеризуют государство  времен Владимира как раннефеодальную  монархию. Это определение в значительной мере условное. Потому что первые ростки феодального способа производства на Руси появляются только во второй половине его княжения. Значение выдающейся фигуры Владимира заключается в том, что своей деятельностью он как бы объединил две вехи: позднюю родоплеменную и раннюю феодальную.

 Года княжения Владимира в Киеве называют богатырской вехой в истории Киевской Руси. Тогда успешно и быстро возводилось величественное строение государства, творилась яркая и самобытная культура его народа. Владимир взял под свою твердую руку Древнерусское государство еще не достаточно консолидированное. Власть племенных вождей и князей на местах, в отдалении от центра, была почти безграничной. Они неохотно исполняли  приказы князя и забирали много дани, которая принадлежала ему. Поэтому он начал княжение с того, что посадил наместниками своих дружинников во многих городах Русской земли. Дальше наступил черед обоснованного укрепления структуры государства. Назрела необходимость кардинальных изменений в территориальной организации государства. Около 988 года Владимир провел административную реформу. Вождей племенных княжеств заменили в разных городах государства сыновья -  наместники Владимира. Был навсегда сломан сепаратизм племенной верхушки. "Так Владимир овладел волостями братьев и затем принялся собирать под свою власть и прочие земли. Несколько лет ушло на это собирание Русского государства; в летописях сохранились известия только о некоторых походах: на вятичей, на радимичей, в теперешнюю Галицию, которую Владимир постарался теснее связать с Киевским государством, и на разные соседние племена. Только из известий о волостях, розданных Владимиром своим сыновьям, видим, какое грандиозное дело за это время было совершено Владимиром. Он собрал земли и волости, бывшие в зависимости от Киева, устранил разных "светлых и великих князей", правивших здесь и не особенно расположенных повиноваться воле киевских князей, и на место их посадил своих сыновей; "примучил" непокорные племена, возвратил земли, захваченные в последнее время соседями, и этим последним внушил должное почтение. А чтобы земли Русского государства связать теснее, он роздал их в управление своим сыновьям". С тех пор Киевская Русь становится действительно объединенным государством. В результате реформы 988 года значительно укрепилась система государственной власти на местах. С того времени в основных городах государства от имени киевского князя собирают дань, управляют и совершают правосудие его наместники - сыновья и старшие дружинники. Все это привело к концентрации государства и укреплению его рубежей.

При Владимире в целом завершился процесс установления государственной территории, определились его границы, которые в целом совпадали этническим границам восточнославянской этнокультурной общности. На востоке Киевская Русь пролегла до междуречья Оки и Волги, на западе – Днестра, Карпат, Западного Буга, Немана, Западной Двины, на севере – Чудского, Ладожского и Онежского озер, на юге – Дона, Роси, Сулы и Южного Буга. На протяжении конца 9 – первой трети 12 века государственная, общественная, экономическая и культурная жизнь Древней Руси сосредоточивалась в Киеве и вокруг Киева. Поэтому Киев высоко возносился над другими городами Руси. С самого начала киевские князья особенно беспокоились о развитии и приукрашивании стольного града.

Главной заботой Владимира  первой половины его княжения на Руси были постоянные набеги степных кочевников – печенегов с юга. Князь приложил много усилий для укрепления рубежей государства. В конце 10 века была создана большая, сложная и разветвленная система валов, крепостей, укреплений городов, которая должна была защитить Русь от печенегов.

Владимира смело можно  назвать первым реформатором Руси. Кроме административной реформы  он провел еще и судебную реформу, сделав этим взнос в развитие древнерусского законодательства. Первой по времени реформой Владимира была религиозная. Владимир решил ввести на Руси христианство как государственную религию. "Крестившись сам, Владимир все усилия приложил к тому, чтобы распространить христианство в землях своего государства. Задумав сблизить свое государство с Византией, украсить его блеском византийской культуры и образованности, он, естественно, должен был стремиться приблизить по возможности местный быт к формам византийской жизни. С другой стороны, как выдающийся политик, он мог сообразить, каким тесным узлом свяжет его земли распространение новой религии с ее блестящей обрядностью, законченными формами, прочно организованным духовенством и тесно связанная с церковью книжность, просвещение и искусство". Введение христианства в Киевской Руси имело положительное следствие. Оно укрепило авторитет и власть князя, оказывало содействие развитию государства. Значительный толчок  дала новая идеология развитию древнерусской культуры. В Киеве, а дальше везде на Руси начали создаваться школы и мастерские по написанию книг, и вскоре восточнославянская страна стала одной из самых культурных в средневековой Европе. Введение христианского вероисповедания ввело Древнерусское государство в круг христианских стран мира, сделав возможными равноправные  взаимоотношения между ним и Византией, Германией и прочими государствами.

       Во времена княжения Владимира Святославовича завершается второй этап в установлении государственности на Руси. Третий, заключительный, выпадает на годы правления в Киеве его сына Ярослава (1019-1054).

Развитое при Владимире  Святославовиче Древнерусское государство  в конце его жизни оказалось  не таким уже объединенным, а его  власть - совсем не безграничной. В 1012 году задумал не подчиниться ему пасынок  Святополк Ярополчич, который был  наместником в Турове. Владимир бросил его вместе с женой, дочкой польского князя Болеслава Храброго, в тюрьму в Киеве. Между его сыновьями Ярославом, Борисом, Глебом, Святославом и Мстиславом, а также пасынком Святополком разгорелась кровавая борьба за киевский престол. В ней погибли Борис, Глеб и Святослав. А Ярослав в 1015 году стал князем в Киеве. Во время первого княжения (1015-1018) ему пришлось отбивать нападение на Киев многочисленного войска степняков. В 1018 году Святополк, который в 1015 году убежал в Польшу, при содействии тестя Болеслава занял Киев. Но зимой 1018-1019 годов Ярослав освободил город, и тот убежал к печенегам. Весной 1019 года Святополк с печенежской ордой напал на Русь.  Решающая битва состоялась на реке Альте на Переяславщине и принесла победу Ярославу.

Наверное, Ярослав понял  губительные для Руси раздоры  между князьями. Поэтому он договорился  с братом Мстиславом, который княжил в Чернигове, о разделении сфер влияния  в Южной Руси, а племянника Брячеслава силой принудил к покорности, но оставил ему Полоцкое княжество. Ярослав приложил немало усилий для восстановления централизованного государства, которое ослабилось во время междоусобной войны потомков Владимира и вторжений печенегов. Он не остановился перед тем, чтобы бросить в тюрьму родного брата Судислава - псковского князя, который, вероятно,  стремился к самостоятельности. Ярослав также лишил власти своего брата в Новгороде.

Первоочередной задачей  Ярослава так же, как и его отца Владимира, была защита родной земли  от страшных врагов - печенегов причерноморских степей. Он продолжил деятельность отца по фортификации южных границ государства. Но и эта защитная линия ему не помогла. В 1036 году большая орда печенегов прорвала ее и окружила Киев. С большими усилиями печенеги были разгромлены и навсегда отогнаны  от рубежей Русской земли. Ярославу Владимировичу пришлось на протяжении длительного времени  заботиться и о западных границах Киевского государства, отвоевывать у польских феодалов земли. Они были захвачены Болеславом Храбрым в 1018 году, когда тот возвращался с похода на Киев. В 1030 году Ярослав освободил от поляков волынский город Белз, а в следующем году вместе с братом Мстиславом отвоевал у них и присоединил к Древнерусскому государству всю Красную Русь. Продолжая укреплять западные рубежи государства, он провел несколько успешных походов против агрессивных ятвяжских  (1038) и литовских (1040) племен. Улучшению обороны западных границ оказывало содействие и основание города Ярослава на реке Сян. В 30-40 годах войско Ярослава Владимировича успешно воевало против племени чуди на севере Руси и в Прибалтике, где построен в честь князя город Юрьев.

У Ярослава, как и у  его предшественников, главным направлением внешней политики был южный. На протяжении почти всего времени его княжения в Киеве русско-византийские отношения были дружественными. Но в 1043 году вспыхнула русско-византийская война, вызванная изменениями политического курса нового императора Константина IX Мономаха, который недружественно повел себя с Ярославом, начал препятствовать русским купцам в Константинополе и других городах империи. Морской поход был неудачным. Тогда Ярослав начал создавать коалицию европейских стран против Византии. К тому же победителям тоже требовалась помощь в борьбе против печенегов. Поэтому императору пришлось искать пути примирения с Русью. Подписанное в 1046 году соглашение было вскоре скреплено браком сына Ярослава Всеволода с дочкой Константина IX Марией. Киевская Русь имела живые дипломатические отношения с Германской империей. В 1030-1031 и 1040-1043 годах стороны обменивались посольствами. Древнерусское государство смотрело на Германию как на лучшего из всех возможных союзника в противоборстве с Византией, а Генрих III хотел воспользоваться войском Руси во внешнеполитических акциях. В 1048 году король Франции Генрих I посватался к дочке Ярослава Анне, был заключен брак. После смерти мужа (1060) Анна отказалась от регентства при малолетнем Филиппе I, хотя и подписывала вместе с ним некоторые документы. Другая дочка Ярослава - Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового, а еще одна - Анастасия вышла замуж за венгерского короля Андрея I. Киевский князь был связан союзным договором с польским князем Казимиром, за которого выдал сестру. Киевская Русь помогла Польше в войне против объединенных сил Мазовии, Поморья, Пруссии и ятвягов. Все это принесло большой международный авторитет Древнерусскому государству.     

 

Уделяя внимание внешней  политике, Ярослав не забыл и про  внутренние дела. Князь приложил немало усилий для основания новых городов и развития существующих, прежде всего Киева. Главным храмом государства стал Софийский собор, построенный в 20-30 годах 11 века.

 Во времена княжения  Ярослава закончилось строительство  Древнерусского государства. Было  окончательно сломан местный сепаратизм, стабилизировалась государственная территория и границы, усовершенствовался государственный аппарат. С именем Ярослава связан и расцвет древнерусской культуры, прежде всего книжности. "В общественной жизни с именем Ярослава связана память об устройстве администрации и суда, законов и права. Сохранился, например, интересный устав его имени о том, что именно имеют право требовать себе от населения княжеские чиновники, выезжая куда-нибудь в волость. Устав этот, очевидно, должен был обеспечивать население от излишних поборов княжьих чиновников; имеются и некоторые другие подобные распоряжения. Имя же Ярослава носит и вся так называемая "Русская правда" - сборник наших древнейших законов".

Информация о работе Образование древнерусского государства