Образование Древнерусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 19:40, реферат

Описание работы

В конце девятого века на территории Восточной Европы сложилось могучее Древнерусское государство. По уровню развития хозяйства, культуры и государственной организации оно занимало выдающееся место среди других государств Европы. Древнерусское государство поддерживало оживленные торговые и дипломатические отношения с Византией и странами Западной Европы. Оно просуществовало до середины двенадцатого века, после чего выросшие в его недрах местные феодальные центры добились самостоятельности, и наступил период феодальной раздробленности.

Файлы: 1 файл

Ха Ли Зиеу.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

 

  6.1 Былины

  Героические страницы истории Древнерусского государства, связанные с обороной его от внешних опасностей, отразились в русских былинах. Былины — новый эпический жанр, возникший в X в. Наиболее обширный былинный цикл посвящен князю Владимиру Святославичу, активно оборонявшему Русь от печенегов. В былинах народ называл его Красное Солнышко. Одним из главных героев этого цикла был крестьянский сын богатырь Илья Муромец — защитник всех обиженных и несчастных.

  В образе князя Владимира Красное Солнышко ученые видят и другого князя — Владимира Мономаха. Народ создал в былинах собирательный образ князя — защитника Руси. Следует обратить внимание, что события, хотя и героические, но имевшие меньшее значение для народной жизни — такие, как походы Святослава — не отразились в народной эпической поэзии.

 

 6.2 Письменность

  Договор князя Олега с греками 911г., составленный на греческом и русском языках, является одним из первых памятников русской письменности. Значительно ускорило распространение образования принятие Русью христианства. Оно способствовало широкому проникновению на Русь византийской литературы и искусства. Достижения византийской культуры первоначально попадали на Русь через Болгарию, где к этому времени уже был значительный запас как переводной, так и оригинальной литературы на понятном и на Руси славянском языке. Создателями славянской азбуки считаются болгарские монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий, жившие в IX в.

  С принятием христианства связано появление первых учебных заведений. По сообщению летописи, сразу после крещения киевлян Владимир Святой устроил школу, в которой должны были обучаться дети "лучших людей". Во времена Ярослава Мудрого в школе при Софийском соборе обучалось более 300 детей. Своеобразными школами были и монастыри. В них переписывали церковные книги и изучали греческий язык. Как правило, при монастырях существовали школы и для мирян.

  Грамотность была довольно широко распространена среди городского населения. Об этом свидетельствуют надписи на вещах и стенах древних зданий—граффити, а также найденные в Новгороде и некоторых других городах берестяные грамоты.

 

 

Заключение

 

Политическое могущество и военная мощь Древнерусского государства держалась на крепком фундаменте: развитой и богатой экономике. Земледелие и скотоводство не только имели возможность прокормить население страны, но и производили продукты потребления и сырье на экспорт. Города, особенно большие, были заселены ремесленниками, изделия которых пользовались спросом на Руси и за рубежом. Опустошительные вторжения кочевников причерноморских степей, изнурительные, почти беспрерывные гражданские войны между князьями хотя и приносили вред, но не могли подорвать экономику Руси. Слишком развитыми были продуктивные силы государства, его люди отмечались работоспособностью, выносливостью и были способны к прогрессивным изменениям в производстве.

Сельское хозяйство было основным в древнерусской экономике и достигло высокого для своего времени уровня развития. Оно опиралось на древние традиции восточных славян, которые с незапамятных времен были

земледельцами. Основными зерновыми культурами в Киевской Руси были жито, просо, ячмень, пшеница и овес. В разных регионах большого государства в зависимости от грунтов и климатических условий применялись различные системы обработки грунтов. Другим важным видом сельскохозяйственной деятельности русских людей было скотоводство. Среди сельских промыслов особенно развитыми были охота и рыболовство. Охота на лесных и степных зверей и птиц обеспечивала мясом, а продажа шкурок приносила хорошие доходы. Ценный мех был одной из главных статей древнерусского экспорта, который поставлялся во многие страны Европы и Востока.

Значительного расширения и высокого уровня развития достигло на Руси ремесленное производство. Основной его отраслью была металлургия, которая вместе с земледелием заложила фундамент хозяйственного прогресса Древнерусского государства. Наиболее высокого уровня мастерства достигли русские ювелиры. Наиболее массовыми видами ремесла были изготовление керамической (глиняной) посуды, обработка шкур, дерева и кости. Развитая обработка дерева и камня, изготовление кирпича давали возможность русским людям строить разнообразное жилье, церкви и дворцы. Как для своего времени ремесло было развитым, технически  совершенным, разнообразным. Изделия русских мастеров не уступали зарубежным, были лучшими образцами мирового искусства.

Социально-экономическая, политическая и культурная жизнь Киевской Руси сосредоточивалась в городах. Преобладающее большинство их жителей были ремесленниками разных специальностей. Городские рынки - торги – были одновременно главными площадями, на которых бурлила жизнь. Древнерусские города были культурными центрами. В них действовали школы и мастерские по написанию книг, существовали библиотеки, писались иконы, изготовлялись произведения прикладного искусства.

Ярким примером высокого уровня экономического развития Древнерусского государства были внутренняя и внешняя торговля. Жаль, что про внутреннюю торговлю известно мало. Между разными землями Руси происходил экономический обмен, который способствовал обеспечению продуктами потребления, сырьем и ремесленными изделиями тех районов, где они не производились. Главным направлением внешней торговли было восточное. Главными платежными средствами внешней и внутренней торговли Руси 9-11 веков были иностранные монеты. Несколько раз пытались ввести собственную монету. Но чеканка древнерусских монет имела очень скромный объем.

    Древнерусская  культура представлена несколькими  тысячами фольклорных, письменных  и вещевых памятников, которые  сохранились до нашего времени. Развитие литературы и вообще письменности на Руси было бы невозможно без просвещения, книжности и библиотек. При Софийском соборе, других храмах и монастырях  накапливались библиотеки, которые состояли главным образом из произведений иностранных авторов, переведенных на древнерусский язык.

    В этот исторический  период Киевская Русь достигла  зенита своего расцвета и могущественности, став в один ряд с главными  странами средневекового мира: Византией  и Германской империей.

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Н.М. Карамзин          «История Государства Российского»// М. 1993г.
  2. Н.М. Карамзин          «История Государства Российского»// М. 2002г.
  3. В.О. Ключевский       «Курс русской истории»
  4. Д.С. Лихачев              «Повесть временных лет»  перевод
  5. В.О. Ключевский       «Курс русской истории»
  6. «История России с древнейших времен до конца XX века.» Москва, 1996.
  7. А.Ананьев                  «Призвание  Рюриковичей,   или   тысячелетняя загадка  России»// Октябрь 2000г - № 10 – с3-91.
  8. М. Семенова           «Мы – славяне!» популярная энциклопедия //С- П.1997г.

 

 

 


Информация о работе Образование Древнерусского государства