Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 23:55, лекция
1. Предпосылки образования Древнерусского государства.
2. Социально-экономическое отношение и общественный строй до Руси.
3. Принятие христианства и его значение для дальнейшего развития русской государственности.
Образование Древнерусского государства
1. Предпосылки образования Древнерусского гос-ва.
Существует множество версий относительно образования Древнерусского государства. Основная из них такова:
Северная территория расселения славян была обязана платить дань варягам, южная – хазарам. В 859 году славяне освободили себя от гнета варяг. Но из-за того, что они не могли решить, кто ими будет управлять, у славян началась междоусобица. Чтобы разрешить ситуацию, они пригласили варяг, чтобы те княжили ими. Как гласит «Повесть временных лет» славяне обратились к варягам с просьбой: “Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами”. На русскую землю пришли княжить три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик обосновался в Новгороде, а остальные в других частях русской земли.
Это было в 862 году, который и считается годом основания Древнерусского государства.
Существует норманнская теория возникновения Руси, согласно которой главную роль в образовании государства играли не славяне, а варяги. Не состоятельность этой теории может быть доказана следующим фактором: до 862 года у славян развивались отношения, которые вели их к образованию государства.
Во-первых, у славян была дружина, которая защищала их. Наличие армии – один из признаков государства.
Во-вторых, славянские племена соединялись в суперсоюзы, что тоже говорит об их способности самостоятельно создать государство.
В-третьих, экономика славян была достаточно развита для тех времен. Они торговали между собой и с другими государствами, у них было разделение труда (крестьяне, ремесленники, воины).
Так что нельзя сказать, что образование Руси – дело рук иностранцев, это дело всего народа. Но тем не менее эта теория существует и до сих пор в умах европейцев. Из этой теории иностранцы делают вывод, что русских народ изначально отсталый. Но, как многие ученые уже доказали, это не так: русские способны на создание государства, а то, что они призвали править ими варяг – это говорит только о происхождении русских князей.
2. Социально-экономическое отношение и общественный строй до Руси.
1. Образованию государства на
Руси и складыванию феодальных
отношений у восточных славян
предшествовал период, получивший
название военной демократии. Это
была последняя стадия
В это время славяне вели многочисленные войны, отражая набеги кочевников. Из среды общинников выделяются воины-профессионалы. Возрастает роль князя-военачальника, который первоначально выбирался на народном собрании — вече, там же избирались предводители племенного войска — воеводы. В условиях постоянных войн значение князя усиливалось, его власть постепенно становилась наследственной. Вокруг князя формировалась дружина, воинов-дружинников называли «отроками», война была их профессией. Они имели значительные привилегии. Дружинники не были подотчетны народному собранию, но лично преданы князю.
Прибавочный продукт, получаемый племенем, позволял содержать людей, основным занятием которых было военное дело. Однако немаловажную роль играла и военная добыча. Военно-дружинная знать выдвигается на передний план как в племенах, так и в союзах племен. В ее состав в Х в. окончательно вливается и родоплеменная знать, туда же в IX—Х вв. начинают входить представители других слоев общества. В руках этих военно-дружинных объединений сосредоточивается вся полнота власти, для упрочения которой они начинают захватывать земли простых общинников. Объявив себя собственниками земель племени или племенного союза, они существовали уже не за счет добровольных приношений, а за счет обложения их данью, которая, правда, до середины Х в. не была еще фиксированной. Таким образом, с начала Х в. у восточных славян начался переход к феодальным отношениям.
2. Социальная организация
Смердами назывались люди, занимающиеся сельскохозяйственным трудом. Они составляли основную массу населения и делились на свободных общинников, которые вели натуральное хозяйство и платили дань князю, и зависимых людей. Зависимое население состояло из:
> закупов — разорившихся
> рядовичей — зависимых людей, заключивших с князем договор («ряд»);
> изгоев — обедневших выходцев из общин;
> холопов — зависимых людей, находившихся на положении
рабов и выполнявших хозяйские работы в вотчине;
> всего населения, работавшего в вотчине и зависимого от
вотчинника, или челяди.
Класс феодалов составляла военно-княжеская знать — представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, старшие дружинники.
3. В начале IX в. происходит объединение групп восточнославянских племен. В основе его лежали следующие причины:
> экономическое развитие;
> социальные процессы в период военной демократии;
> развитие торговых связей;
> общность языческих верований;
> необходимость защиты от
> осуществление завоевательной политики.
Центрами объединения стали города Киев и Новгород. Удобно расположенные на торговом пути «из варягов в греки», они объединили две группы восточнославянских племен — северную и южную. В первую вошли славяне, кривичи и ряд неславянских племен. Во вторую — поляне, северяне, вятичи.
3. Принятие христианства и его значение для дальнейшего развития русской государственности.
Необходимость выбора для Руси новой монотеистической религии осознавалась ещё первыми древнерусскими князьями. Укрепление государства, усиление позиций единого князя – всё это становилось возможным, если народ верит в единого Бога. Так, Владимир I решил выбрать религию из верований соседствующих государств. Свой выбор он остановил на византийском христианстве, которое, по его мнению, больше других подходило к менталитету и характеру жизни русского народа. Принятие христианства происходило медленно и тяжело, но значение этого исторического события нельзя недооценить.
988г. – князь велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения.
991г. – язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, собрали на берегу реки и окрестили.
Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы.
Русские земли княжества
в период феодальной раздробленности
1. Предпосылки политической раздробленности и образования самостоятельных центров на территории Древнерусского государства.
Постепенно в древнерусском обществе вызревали экономические, социальные, политические тенденции, которые привели к раздробленности Руси. В первой половине 12 в. Русь раскололась на 15 самостоятельных земель, в начале 13в. их насчитывалось уже около 30. Раздробленность особенно усилилась после смерти Ярослава Мудрого. Усобицы раздирали Русь. Киев как магнит притягивал к себе взоры князей. В то время как половцы разоряли русские земли, древнерусские князья продолжали скрещивать мечи за власть. В 30-х гг. 12 в. уже можно говорить об окончательном обособлении ряда древнерусских земель. Кроме того, Владимиру Мономаху, правившему в Киеве, удавалось сдерживать окончательный политический распад Руси и подчинять своей воле других древнерусских князей
Причины раздробленности:
1.Рост крупной частной собственности на землю, который приводил к экономическому и политическому усилению местной знати.
2.Появление вотчинного землевладения в конце 11 – начале 12 в. приводило к оседанию князей и их дружин в княжествах,
3.Формирование с 11 в. территориальных связей и складывании на этой основе городских волостей
4.Ослабление Киева, обусловленное постоянными набегами и грабежами степных орд
5.Перемещение торговых путей
Политическая раздробленность сопровождалась дальнейшим экономическим и культурным развитием отдельных русских земель. Осваивались новые земли, росли города, возникали новые центры летописания, местные школы живописи и архитектуры.
Крупнейшими землями эпохи политической раздробленности являлись Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская и Новгородская:
1.Владимиро-Суздальская земля – далекая северо-восточная окраина Древней Руси, расположенная в густых труднопроходимых лесах. Здесь обосновалась династия Владимира Мономаха. Владимиро-Суздальская земля достигла своего расцвета и могущества при Андрее Боголюбском и его брате Всеволоде Большое Гнездо.
2.Галицкая и Волынская возникли в Юго-Западной Руси и граничили с Венгрией и Польшей, не однократно пытавшихся овладеть этими землями. Это был богатый край с плодородными землями. Первые серьезные попытки поставить под свой контроль княжескую власть галицкие бояре предпринимают при Ярославе Осмысле. Князю Роману Мстиславичу удалось объединить обе земли в своих руках, но ненадолго.
3.Новгородская земля занимала северо-западные просторы Руси. Среди особенностей ее развития следует отметить следующие. Во-первых, суровый климат, природные условия не способствовали развитию земледелия, своего хлеба в Новгороде не хватало, а следовательно, соседние земли имели политическое воздействия на Новгород. Во-вторых, Великий Новгород с самого начала противостоял Киеву, был другим центром становления древнерусской государственности. Власть в Новгороде сосредоточивалась в руках крупнейших боярских фамилий, из среды которых выбирались все важнейшие должностные лица. Сложилась боярская феодальная республика.
2. Новгородская феодальная республика
1. Новгородская земля (северо-западная Русь) занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волги, от Прибалтики до Урала.
Новгородская земля находилась далеко от кочевников и не испытала ужаса их набегов. Богатство Новгородской земли заключалось в наличии громадного земельного фонда, попавшего в руки местного боярства, выросшего из местной родоплеменной знати. Своего хлеба в Новгороде не хватало, но промысловые занятия - охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество - получили значительное развитие и давали боярству немалые доходы. Возвышению Новгорода способствовало исключительно выгодное географическое положение: город находился на перекрестке торговых путей, связывавших Западную Европу с Русью, а через нее - с Востоком и Византией. У причалов реки Волхов в Новгороде стояли десятки кораблей.
Для государственного образования в Новгородском государстве были характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений : значительный социальный и экономический вес новгородского боярства , имеющего давние традиции , и его активное участие в торговой и промысловой деятельности.
Основным экономическим фактором была не земля , а капитал. Это обусловило осо-бую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму го-сударственного правления. Новгородское боярство организовывало торгово-промышленные предприятия , торговлю с западными соседями ( городами ганзейского торгового союза ) и с русскими княжествами.
По аналогии с некоторыми регионами средневековой Западной Европы (Генуя , Ве-неция) в Новгороде сложился своеобразный республиканский (феодальный) строй. Раз-витие ремесел и торговли , более интенсивное , чем в других русских землях (что объ-яснялось выходом к морям) , потребовало создания более демократичного государст-венного строя. Основой для такой политической системы стал довольно широкий сред-ний класс новгородского общества : житьи люди занимались торговлей и ростовщиче-ством , своеземцы (своего рода хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабаты-вали землю , купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с рус-скими княжествами и с “заграницей” (гости).
Городское население делилось на патрициат (“старейших”) и “черных людей”.
Новгородское крестьянство состояло , как и в других русских землях , из смердов-общинников , половников – зависимых крестьян , работающих “из полу” за часть про-дукции на господской земле , и закладников , “заложившихся” , поступивших в кабалу , и холопов.