Отношения между Литвой и
Московским княжеством носили
сложный характер. В 1368 и 1370 гг.
Литовский князь Ольгерд совершил
два похода на Москву, но
не сумел взять каменных стен Кремля. Наиболее
тесными русско-литовские связи были
в княжение Витовта. Он был православным
и женат на дочери тверского князя.
22
Опираясь на союз с московским князем
Василием I, который был закреплен женитьбой
последнего на дочери Витовта Софье,
он вел борьбу за независимость Литвы
от Польши. Эта зависимость возникла
в результате заключения в 1385 г. Киевской
унии, условием которой было объединение
Польского и Литовского государств в итоге
заключения брака между литовским
князем Ягайлом и польской королевой Ядвигой.
Одним из условий этого союза было
провозглашение католицизма государственной
религией. Витовту удалось временно
отстоять независимость Литвы. Несмотря
на двухлетнюю войну между Витовтом и
Василием I из-за Пскова, в целом отношения
между Московским княжеством и Литвой
в этот период носили мирный характер.
Князь Витовт стал опекуном малолетнего
сына Василия II, приходившегося Витовту
внуком. Разразившаяся после смерти
Витовта в 1430 г. феодальная война привела
к тому, что с 1440 г. литовский великокняжеский
престол занимают потомки Ягайло, бывшие
одновременно и королями Польши. Рост
польского влияния и насаждение католицизма
привели к переходу вассальных русских
княжеств под покровительство окрепшего
московского государства. Особенно
часто эти переходы стали совершаться
в конце XV - начале XVI вв. Приняв в конце
XV в. титул великого князя «всея Руси»,
Иван III недвусмысленно дал понять,
что конечной целью Москвы является
объединение всех русских земель, входивших
ранее в состав Киевской державы.
Переход
русских князей под покровительство
Москвы вызвал военные столкновения
между Литвой и Русским
государством. В 1494 г. между Великим
княжеством Литовским и Москвой
был заключен мир, по которому Литва согласилась вернуть
России земли верховьях Оки и город Вязьму.
Продолжавшийся переход мелких русских
владетелей на службу к московскому
князю вызвал еще две войны 1500-1503 и 1507-1508
гг. В результате к Москве отошли
верхнее течение Оки, земли по берегам
Десны с ее притоками, 6-ая часть нижнего
течения Сожа и верхнего течения
Днепра, города: Чернигов, Брянск,
Рыльск, Путивль - всего 25 городов и
70 волостей. В заключенном в 1508 г. «вечном
мире» Литовское правительство признало
права России на эти земли. Политика возвращения
русских земель была продолжена преемником
Ивана III Василием III. В 1514 г. был
возвращен Смоленск.
Формирование органов
государственного управления.
В период
централизации глава государства
носил титул великого князя. Царем
именовался ордынский хан, чем подчеркивалось
его верховенство над Русью. В XV
веке реальный объем власти московского
государя постоянно возрастал, и за
долго до получения официальной
независимости государства источники,
относящиеся к XV веку, называют его «царем
и самодержцем». Падение Византии создало
условия для возвеличивания роли московского
государя как преемника византийского
императора. После бегства
ордынского войска на Угре завершилось
становление независимости Руси. Перед
государственной властью встал вопрос
о придании ей атрибутов, достойных
повелителя православного востока. Брак
Ивана III с племянницей византийского
императора Софьей Палеолог
23
укрепил сознание исторической
преемственности от Византии. 3 февраля 1498 г. Иван III
впервые в русской истории венчал в
Московском Успенском соборе внука
Дмитрия на великое княжение. Венчание
подняло авторитет государя, который рассматривал
свою власть выше власти европейских королей.
После смерти отца (1505 г.) его сыну Василию
III (1505 - 1533 гг.) Москва впервые перешла без
деления на уделы. Василий успешно боролся
с феодальным сепаратизмом. Царский титул
в его правление служил установлению равноправия
Руси с другими государствами в международных
отношениях. Хотя после его смерти
боярская оппозиция вновь подняла
голову, остановить объективный процесс
укрепления монархической власти было
нельзя.
В феодальных княжествах предшествующего
периода дворцовое и собственно
государственное управление было слабо расчленено,
теперь же появились функциональные органы
управления, отдельные от дворцового
хозяйства. Формировался многоступенчатый
слой служилых людей. Правительство
Ивана III старалось возвысить великокняжескую
власть над феодальной знатью. Особыми
клятвенными грамотами бояр заставляли
присягать на верность великому князю
московскому. Последний стал налагать
«опалы» на бояр, удаляя их от своего двора,
и тем самым от высших ступеней, государственной
службы, конфисковывать их вотчины, ограничивать
или расширять иммунитетные привилегии
землевладельцев. Поскольку объединительный
процесс в России протекал в условиях
прогрессирующих феодальных общественных
отношений со свойственным им натуральным
типом хозяйства, замедленного развития
городов и товарно-денежных отношений,
следы феодальной раздробленности еще
долго сохранялись в политическом
строе объединенной вокруг Москвы феодальной
Руси. Феодалы располагали громадными
богатствами, землями, промыслами, иногда
небольшими городами.
Крупную
феодальную организацию представляла
собой церковь с системой суда
и управления. Владения крупных
светских феодалов пользовались
иммунитетными привилегиями,
благодаря чему феодалы располагали
более или менее широкими
судебно-административными правами по отношению
к подвластному им населению, а нередко
и своим войском, состоявшим из служилых
людей-дворян. После смерти Ивана восстановились
уделы в Московском княжестве, что
являлось одним из проявлений прежней
автономии. Во вновь формирующейся иерархии
феодальных властителей единого
Российского государства шла острая
борьба группировок знати. Новая система
иерархии облекалась в форму местничества-порядка
назначения на должности в соответствии
со знатностью происхождения, которое
определялось как близостью того или иного
рода к великому князю, так и давностью
службы. Высшее место в иерархии заняли
потомки Рюриковичей и выходцев из Литвы
- Гедиминовичей.
24
Политическим
строем Российского государства
стало самодержавие с Боярской думой и
боярской аристократией. При великом
князе сложился постоянно действующий
совет знати - Боярская дума. Ее члены
назначались великим князем на
основе местнических правил. Первоначальное
количество бояр было небольшим (около
20 человек). Вторыми по старшинству
думными членами были окольничие, далее
- думные дворяне, позднее появились думные
дьяки - представители растущей
правительственной
администрации. Боярская дума заседала
ежедневно в присутствии великого
князя и решала вопросы внутренней и внешней
политики, а также разбирала местнические
дела. Формулой решения были слова:
«великий князь указал, и бояре приговорили»
В последствии круг участвующих
в решении государственных вопросов
сословий расширился за счет
дворянства и верхушки купечества.
Это произошло в середине ХVI в. и воплотилось
в практике Земских соборов. На решение
государственных вопросов оказывала
влияние и высшая духовная власть. Хотя
великий князь назначал митрополитов
и епископов по своему усмотрению,
на практике церковные деятели не всегда
выступали лишь советчиками и помощниками
великого князя порой они, исходя из
своих интересов, противодействовали
его мероприятиям. Церковные соборы обсуждали
многие вопросы, которые выдвигала нуждавшаяся
в поддержке церкви великокняжеская власть.
С увеличением функций государственного
управления возникла необходимость
создания специальных учреждений,
которые руководили бы военными,
иностранными, земельными, финансовыми,
судебными и прочими делами. В старинных органах дворцового управления
начали образовываться особые ведомственные
«столы», управляемые дьяками. Позже
они развились в приказы, когда определенная
группы вопросов стала поручаться («приказываться»)
какому-либо боярину, вокруг
которого складывался постоянный штат
дьяков и подьячих. Приказная система
была типичным проявлением феодальной
организации государственного управления.
В ее основе лежали принципы неразделенной
судебной и административной власти.
Для обеспечения приказов им нередко давались
в управление отдельные города
и уезды, где они собирали в свою пользу
налоги и пошлины. Приказы были функциональные
и территориальные, дворцовые и общегосударственные.
Границы деятельности приказов
нередко бывали весьма противоречивыми.
Например, финансовые дела делились между
приказами Большого дворца, Большого
прихода и другими. Были территориальные
приказы - «чети». С присоединением
новых территорий возникли Казанский,
Сибирский и другие приказы, ведавшие
всеми делами на определенной территории.
Для управления в уездах - бывших самостоятельных
землях, княжествах или уездах - назначались
на некоторый срок бояре-наместники.
В помощь им посылались по волостям волостели,
а для выполнения судебных функций
- приставы и доводчики. Единого принципа
административно - территориального устройства
не было. Уезды делились на станы, станы
- на
25
волости, а иногда и наоборот. В некоторых
случаях существовало деление на земли
- трети и четверти. За выполнение судебно-административных
функций наместники и волостели
собирали с подвластного и подсудного
населения в свою пользу «корм»,
подобно тому, как в Древней Руси по «Русской
правде» существовал «покон вирный». Такая
форма управления на практике легко
приводила к бесконтрольности и произволу
со стороны бояр-кормленщиков.
26
Заключение.
Возникновение
единого Российского государства
имело большое историческое значение.
Ликвидация перегородок на
территории страны и прекращение феодальных войн
создавали более благоприятные
условия для развития народного хозяйства
и для отпора внешним врагам. Единое Российское
государство основывалось на феодальных
общественно-экономических отношениях.
Оно было государством феодалов, светских
и духовных, его развитие опиралось прежде
всего на рост крепостничества
в деревне и городе. Светские и духовные
феодалы имели большую самостоятельность,
покоившуюся на их землевладении
и хозяйстве, в то время как дворянство
и горожане как сословия были еще относительно
слабо развиты. Процесс образования экономического
единства страны был делом будущего. Чисто
феодальными методами великокняжеская
власть добивалась единства системы управления
в стране. Однако и политическое единство
страны находилось долгое время под угрозой
ввиду далеко не преодоленной еще экономической
раздробленности страны, порождавшей
антицентрализаторские устремления
феодальных группировок. В борьбе
против укрепления великокняжеской власти
эти группировки опирались на свои
немалые материальные силы.
27
Литература.
- Ключевский В.О. Курс Русской истории т.2.
- Черепнин Л.В."Образование русского централизованного государства"
- Бутромеев В."Русская история для всех"М.,1994г.
- Думин С.В. "Другая Русь."
- Иловайский Д.И.История России т.2.
- Костомаров Н.И.Русская история в жизнеописаниях... т.1.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры ч.2.
- Полевой Н.А. "Из истории русского народа"
- Рогов В.А. "История государства России"