Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 17:44, реферат

Описание работы

Целью моей работы является изучение Древней Руси.
Задачи:
Осветить вопрос о происхождение и расселение восточных славян;
Рассмотреть занятия, общественный строй и религию восточных славян;
Проанализировать образование государства у восточных славян;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………..…………
Глава 1. Происхождение и расселение восточных славян в 6-8 вв……………………………………………………………………..…..
1.1 Происхождение восточных славян……………………….
1.2 Расселение славян в 6-8 вв………………………………...
Глава 2. Занятие, общественный строй и религия восточных славян.……………………………………………………………….......
2.2 Славянское язычество……………………………………...
Глава 3. Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика………………………..........
Заключение …………………………………………………..….…….
Список используемой литературы ………………………………….

Файлы: 1 файл

история.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ……………………………………………………..…………

Глава 1.   Происхождение и расселение восточных славян в 6-8 вв……………………………………………………………………..…..

1.1 Происхождение восточных славян……………………….

1.2 Расселение  славян в 6-8 вв………………………………...

Глава 2. Занятие, общественный строй и религия восточных славян.……………………………………………………………….......

2.2 Славянское язычество……………………………………...

Глава 3. Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика………………………..........

 Заключение  …………………………………………………..….…….

Список используемой литературы ………………………………….

3

 

4

4

5

 

8

9

 

12

18

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Среди известных мировых  цивилизаций, воплотивших в себя достижения конкретного этноса или  этносов на определенных исторических этапах развития, русской цивилизации принадлежит особое место. Оно было уготовлено ей уникальной исторической судьбой и феноменом развития культуры русского народа, основанной на синтезе и трансформации разнохарактерных традиций Запада и Востока, а так же восприятии культурных достижений оседло-земледельческого и кочевого миров Евразии.

В настоящее время  все больше возрастает в обществе потребность в правдивом и  непредвзятом изложении истории  нашей Родины в освещении основных этапов ее становления и развития, как одного из крупнейших государств средневекового и современного мира. Величие России не только в ее колоссальном экономическом потенциале, огромном территориальном пространстве, богатстве природных ресурсов, оно в ее многовековой истории, в уникальной древнерусской восточно-христианской цивилизации сложившейся на бескрайних просторах Евразии, феномен которой во многом оставался и остается загадкой для поколений исследователей.

Целью моей работы является изучение Древней Руси.

     Задачи:

  1. Осветить вопрос о происхождение и расселение восточных славян;
  2. Рассмотреть занятия, общественный строй и религию восточных славян;
  3. Проанализировать образование государства у восточных славян;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Происхождение и расселение восточных славян

в 6-8 вв.

1.1 Происхождение восточных славян

 

Существуют две теории происхождения восточных славян. Первая – миграционная теория. Согласно славяне – не коренное население, они мигрировали со своей прародины. Где же была прародина восточных  славян? И на этот вопрос нет точного  ответа, существует множество теорий: 1) скифско-сарматская, согласно которой наши предки вышли из Средней Азии и расселились в южной части Восточной Европы под именами скифов, сарматов и роксоланов; 2) дунайская (приверженцы которой – Нестор, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, М.Н. Погодин); 3) висло-одерская; 4) одерско-днепровская, считающие первославянскими археологические культуры от XVII до VII вв. до н.э.; 5) подесская; 6) прикарпатская; 7) среднеднепровская; 8) верхнеокская и др. Большинство исследователей считает, что прорыв в данной сфере научных знаний возможен лишь на основе комплексного исследования каждой заслуживающей внимания теории - как классической, так и нетрадиционной.

Вторая теория происхождения  – автохтонная. Согласно ей восточные  славяне – коренное население на своей земле, что образовались они на обширной территории Западной Украины, Польши. Первоначально сложились мелкие племена; затем они объединились в более крупные племена и сложились в исторически известные народы, образовали нации, т.е. произошли не от единого пранарода с его праязыком, а наоборот.

«Откуда есть, пошла Русская Земля?» – этот вопрос, занимавший еще умы первых русских летописцев, впоследствии на многие столетия стал предметом острой полемики и дискуссии о происхождении и процессе развития древнерусского государства.[4. c 102]

Изучение происхождения  и древнейшей истории славян представляет собой одну из наиболее сложных проблем  в исторической науке. На ее решение  направлены усилия разных специалистов-историков, археологов, лингвистов, антропологов, этнографов, чьи совместные изыскания должны, в конце концов, привести к определенным положительным результатам. Наибольшие споры возникают при определении территории формирования славян (их прародины), хронологических рамок сложения славянской общности, при решении вопросов славянского глоттогенеза, выяснением связей археологических культур со славянскими племенами и преемственности культур.

Историография вопроса. На протяжении многих веков, на научном поприще, идут дискуссии на тему происхождения славянских племен – их прародина, хронологических рамок и т.д. Но, однако, согласия среди ученых недостигнуто и по сей день.

В отечественной дореволюционной  историографии этой проблеме не уделялось  должного влияния Устрялов Н. в книге «Русская история» называет славян “венедами” и делит их на три ветви – венеты, обитавшие между Балтийским морем и Карпатами; славян, живших от Тисы до берегов Днестра и от Дуная до Вислы; антов, располагавшихся между устьями Дуная и Днепра. И появления их на исторической арене относит к концу  V  и начала VI вв. н.э. Выдающейся русский ученый Соловьев С.М. в “Истории России с древнейших времен” мало коснулся вопроса о древнем населении Восточной Европы и не останавливается подробно на проблеме происхождении славян. Но все, же считал славян пришельцами из Азии на берегах Дуная.

Оригинальную теорию славянского  этногенеза разработал А.А.Шахматов, которая  потом и предопределила на долгое время, становление взглядов историков-славистов  советского времени. Он утверждал, что в бассейне Балтийского моря жили древние индоевропейцы, которые в I тыс. до н.э. стали расселятся и в конце концов в Восточной Прибалтике остались балто-славяне. Их единство в I тыс. до н.э. раскололась, в результате чего образовались славяне и балты.

 

1. 2 Расселение славян в 6-8 вв.

 

Заселение славянами  Русской равнины, скорее всего, происходило в русле общего процесса расселения славян из района первичного славянского этногенеза, т.е. из ареала Пражской культуры.

В первой фазе (VI в.) - движение на юг через Норик, Паннонию, Верхнюю Мёзию.

Во второй фазе (вторая половина VI в. - первая половина VII в.) - движение на юг в обход Карпат к Чёрному  морю и далее через Добруджу и  Нижнюю Мёзию.

В третей фазе (вторая половина VII в.) начинается расселение славян по всем азимутам. На север - к Балтийскому побережью. На северо-восток в бассейн Западной Двины и Волхова. На восток в Верхнеднепровский и Верхневолжский бассейны. На юго-восток в бассейны Оки и Верхнего Дона. Центральными «перевалочными базами» в общем восточном направлении оказались районы Среднего и Верхнего Днепра.[7. c 105]

Расселение древних  народов происходило обычно в  двух формах. Это было либо вынужденное  переселение, когда под угрозой  полного физического истребления  племена снимались с прежних  мест обитания в полном составе и уходили с боем или по договору в безопасное место. Так остготы, спасаясь от гуннов, переселились на территорию Римской империи. Но это обычно связано с давлением кочевников, войны которых нередко вели к полному истреблению противника, так как одни и те, же пастбища не могли прокормить две орды.

Другой формой расселения было расселение дружинное. Оно обычно связано не с ухудшением, а, наоборот, с улучшением условий обитания. Когда в результате климатических изменений увеличивается продуктивность хозяйства и улучшается питание, то в семьях возраста активности начинает достигать не один - три, а четыре - пять, а то и большее число мальчиков. Но архаические структуры племенного общества не могут без существенной трансформации интегрировать эти подрастающие поколения. Значительному числу юношей, даже из знатных родов, грозит опасность так и оставаться на нижней ступени иерархической племенной структуры, потому что структура слишком жесткая и не может измениться.

Есть основания считать, что был и третий путь. В былине; «Илья Муромец и сын» Илья Муромец встречается со своим «озверевшим», утратившим отцовскую традицию сыном. Ни голос крови, ни голос разума не могут перебороть это «озверение» - сын нарушает договор с отцом и, более того, убивает мать. В последовавшей битве Илья Муромец убивает сына. То есть, традиционное общество восточных славян смогло в рамках традиции найти новые силы, а Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович - это именно молодые богатыри, они младшие по отношению к поколению Святогора. Традиционное общество восточных славян смогло подавить бунт молодых, смогло инкорпорировать молодые поколения, тем самым сохраняя себя и, одновременно, обрекая себя на тысячелетнюю, медленную и мучительную трансформацию, не закончившуюся и до настоящего времени.

В результате расселения в общем направлении на северо-восток восточные славяне оказались  очень далеко от центров цивилизации  того времени - Византии, империи Каролингов, Хорезма, Арабского Халифата. Ни в  одной точке ареал восточных славян не контактировал с территориями великих государств, как предыдущей античной эпохи, так и раннего средневековья.

В момент начала славянского  продвижения на северо-восток, т.е. в  середине VII - начале VIII века, на востоке  Европы складываются новые государства - Хазарский каганат (650 г.), контролирующий низовья Волги, Северный Кавказ и Восточный Крым и Великий Булгар (670 г.) в среднем течении Волги. Тогда же Балтийское море начинает превращаться в область активных торговых контактов различных народов, населяющих его берега, составляя некоторый прообраз будущей Ганзы. В этом сообществе активное участие принимают и западные славяне, достаточно быстро вышедшие к южному побережью Балтики по территориям, оставленным; в предыдущие века германцами, ушедшими на юг и запад.

Примерно сто лет  потребовалось славянам на то, чтобы  войти в контакт с форпостами цивилизованного мира.

К середине VIII века славянская колонизация на севере достигла рубежа озёр Ильмень-Ладога-Онега-Белое. В  движении на север основное участие принимали западные славяне из бассейна Вислы. Ещё достаточно долгое время языковая ситуация сохраняла следы первичных движений. Анализ новгородских берестяных грамот показал большее сходство даже в ХI-ХIII веках их языка с языками западнославянскими, чем с древнейшими слоями языков приднепровских славян.

На северо-востоке  славяне вышли в район правобережья верхней Волги.

На юго-востоке славяне  выходят к верхним течениям Дона и Северского Донца. Славяне, двигаясь на юго-восток, достигли районов, подвергшихся опустошительному разгрому гуннами.

Временем, с которого восточные славяне входят во всемирную  историю, можно считать середину IX века - время, когда появился путь «Из варяг в греки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Занятие, общественный строй и религия восточных славян.

 

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопкам с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и раздробленности Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах.

Основным занятием восточных славян было земледелие.

У славянских племен существовали две  основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засеивали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.

Академик Б.А. Рыбаков  отмечает, что уже со II в. н.э. обнаруживается резкий подъем всей хозяйственной и  социальной жизни той части славянского мира, которая в дальнейшем станет ядром Киевской Руси — Среднего Поднепровья. Рост количества кладов римских монет и серебра, найденных на землях восточных славян, свидетельствует о развитии у них торговли. Предметом экспорта было зерно.[1. c 62]

Важное место в хозяйстве  восточных славян играли охота, рыболовство  и бортничество (сбор меда диких  пчел). Мед, воск, меха были основными  предметами внешней торговли.

Приблизительно в VII-VIII вв. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах - градах или на городищах - погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли - города. Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из «варяг в греки». Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.

Информация о работе Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика