Образование и укрепление российского централизованного государства. XIV-XVI

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 15:25, реферат

Описание работы

1.Предпосылки, ход и особенности образования централизованного государства на Руси.
XIV и XV вв. стали временем складывания русского централизованного государства. Централизация - это закономерный и прогрессивный этап в развитии общества, соответствующий стадии развитого и позднего феодализма. В основе процесса централизации - комплекс предпосылок, которые условно можно разделить на экономические, социально-политические, внешнеполитические.
Начало складывания экономических предпосылок для объединения русских земель относится в XIV в. В 20-30-е годы XIV в. социально-экономические потрясения, вызванные монголо-татарским завоеванием, стали постепенно преодолеваться. Активизировалась внутренняя колонизация, в том числе на землях, запустевших после Батыева нашествия.

Файлы: 1 файл

история.docx

— 35.81 Кб (Скачать файл)

В конце XV в. в наиболее освоенных землях Русского государства начались процессы перераспределения земельных владений. Наряду со старым вотчинным землевладением стало все более распространяться условное – поместья военных и административных слуг великого князя. Именно эти непосредственно подчинявшиеся главе государства помещики, условные держатели земли, и стали играть значительную роль в стране.      

В связи с распространением поместной  формы землевладения особую остроту  приобрел вопрос о земле. Несмотря на расширение великокняжеского землевладения  за счет удельных земель, в целом  фонд государственных и дворцовых  земель был очень дробным, разбросанным и отчасти расхищенным в годы феодальных войн. Проблему расширения государственных земель правительство решило за счет конфискаций во вновь присоединенных территориях.  Особенно большой размах эта политика приобрела в Новгороде. После его присоединения земли местного боярства были конфискованы и на них были помещены служилые люди великого князя из Северо-Восточной Руси. Новгородское боярство было переселено на другие земли, что ослабило его экономическое могущество и старые политические связи. Подобным же образом проводилась конфискация земель и тверского боярства.      

Процесс централизации распространился  и на сферу финансов. При Иване III в казну государя поступали  все пошлины, которые раньше доставались  удельным князьям московского дома. Централизация  государства потребовала  развития единого для всей страны законодательства. Правовые документы  конца XV – второй  половины XV  вв. – так  называемые  уставные грамоты – регламентировали поземельные  отношения и судебные споры. Но они  отражали местные особенности управления в бывших независимых территориях. Новые же условия конца XV в.,   когда  сложилось единое государство, требовали упорядочения и унификации судопроизводства. Именно этим целям  отвечало создание при Иване III в 1497 г. нового Судебника – общерусского свода законов.      

Судебник  регламентировал компетентность разных типов судей: великого князя, бояр и  окольничих и, наконец, наместников  и волостелей. Вводился, хотя и непоследовательно,  контроль за деятельностью местных органов управления. Судебник защищал жизнь и имущество бояр, помещиков, духовных лиц. Знаменитая статья 57 вводила единый срок для всего государства, когда крестьянам разрешалось покидать своего господина, - неделя до и после Юрьева дня осеннего (26 ноября), после окончания полевых работ. При этом крестьяне были обязаны уплачивать особую пошлину – «пожилое» (за пользование двором). Этим был сделан первый шаг на пути  прикрепления всех частновладельческих крестьян к земле.         

 Однако, несмотря на все действия московского правительства, процесс  централизации государства на  рубеже XV – XVI вв. не был еще завершен. Остатки феодальной раздробленности сохранялись. Так,  продолжал еще существовать удел митрополита. Новгород, сохранивший право чеканки собственной монеты,  не полностью лишился своей экономической обособленности. Существование там собственной единицы налогообложения и права новгородских наместников заключать договоры с соседними государствами говорят об остатках политической самостоятельности Новгорода.       

 Тем не менее создание единого Русского государства позволило ему уже в первые десятилетия своего существования проводить активную внешнюю политику. Успешно проходила защита целостности Северо-Западной Руси, в том числе Пскова. Строительство Ивангорода создавало стратегическую и экономическую базу на Балтике. В основе внешней политики государства лежала идея  киевского наследия, то есть возвращение древнерусских земель вместе с Киевом. Именно с этой целью Русское государство заключало союзы с Венгерским королевством, Молдавским воеводством, Датским королевством, направленные против Литовского княжества и ганзейских  князей.       

 Единое государство обеспечивало  равенство всех русских земель  в торговле, свободное привлечение  на Русь специалистов во всех  областях науки и ремесел. Правительству  Ивана III удалось добиться выгодных условий торговли со странами Европы.      

К началу XVI в. Русское государство  обладало единой территорией, сложившейся  системой управления,  единым законодательством и верховной властью. Перед молодым государством стояла задача укрепления централизации. 

 

2 Изменение в экономической, политической, социальной жизни русского общества в конце XV- начале XVI вв.

а) Формирование поместного землевладения.

С разложением феодально-вотчинного строя со второй половины XV в. имелись  заметно два вида частных владений. С одной стороны, наследственная, преимущественно крупная и привилеᴦᴎҏованная, вотчина как остаток прежнего феодально-боярского и княжеского землевладения и, с другой стороны, поместье, развившееся, особенно с XVI в., как временное и часто менее привилеᴦᴎҏованное, мелкое и среднее поместное землевладение дворян и служилых людей.

Уже политика Ивана III, в особенности, например, в Новгороде, сильно подорвала  здесь удельный вес крупного боярского  вотчинного владения, заменяя его  более мелким, поместным. Опричнина  Ивана Грозного была окончательным  торжеством поместного землевладения. Она уничтожила с корнем феодальные преимущества боярского вотчинного землевладения. В XVII в. господствующей формой земельных отношений является поместье.

Социальный состав поместного класса был весьма разнообразен. Исторически  основным ядром его являлись те служилые люди князя, которые несли у него личную и военную службу, получая  от него в качестве «кормления» и  в виде вознаграждения за эту службу и на время службы участки княжеской  земли во временное пользование, в поместье. Но особенно быстрое  пополнение и формирование нового поместного класса начинает происходить с XVI в., когда Москва, ликвидируя уделы и  боярские вотчины, привлекая к себе на службу не только прежних князей и бояр, но и граждан, купцов, своеземцев, дворовых слуг, даже холопов, при всём различии их сословного положения, личного  и политического влияния равняла  их по одному признаку -- пожалованием за государеву службу землёй во временное  пользование.

В результате в начале XVI в., например в Шелонской пятине, больше половины конфискованных Москвой новгородских земель было роздано московским служилым людям в поместье. В других частях Новгородской области к тому же времени  также свыше половины и даже до двух третей земель принадлежало владельцам на поместном праве. Ещё большее  значение поместье приобрело на юге, где благодаря необходимости  защиты границы от нападения южных  кочевников землёй наделялись почти  исключительно военные служилые люди и где почти всё землевладение  было на поместном праве (Рязанский, Епифанский, Тульский, Каширский, Орловский  уезды, где от 80 до 89% всей земли принадлежало владельцам на поместном праве). Несколько  дольше и в большем количестве сохраняется вотчинное владение в более старых, северных и в  центральных частях государства (Звенигородский, Коломенский уезды), но и здесь  поместье постеᴨȇнно вытесняет вотчину. Только на Крайнем Севере ни крупная  вотчина, ни поместье не получают преобладания благодаря сохранению здесь значительного  количества «чёрных земель». В остальных  местностях феодальная вотчина уступает своё место новому господствующему  типу земельного владения, поместью. Это  последнее обстоятельство -- временный  характер поместного землевладения -- и давало основание подчёркивать условность и непостоянство владения, ᴨȇреходящий его характер как главные  черты юридической формы поместного владения, имеющие вместе с тем  важные хозяйственные последствия  и объясняющие характер того хозяйственного упадка, который обнаружился в  Русском государстве во второй половине XVI в.

б) Политический строй

По общественному строю русское  централизованное государство можно  характеризовать как феодальное, а по форме правления - раннефеодальную  монархию. В обществе феодального ᴨȇриода классовое различие населения фиксировалось  установлением юридического места  каждого разряда населения или  делением на сословия.

Если в ᴨȇриод раздробленности  иерархия класса феодалов была относительно стабильной, то в XV веке удельные князья стали служилыми князьями великого московского князя "княжатами". Существенно ослабло экономическое  и политическое значение боярской знати, подавленной в результате сопротивления  централизации. Они уже ни имели "права отъезда" к другому  сюзерену, ибо последовало лишение  вотчины и обвинение в измене. Прекращается выдача иммунитетных грамот, изымаются судебные функции. Одновременно усиливается значение средних и  мелких феодалов и возвышается формирующееся  дворянство. Централизованное государство  нуждалось в сильное армии  и бюрократическом аппарате. Эту задачу могли выполнять дворяне, владеющие поместьями и зависимые от великого князя.

Служба в аппарате государства  в Московском княжестве считается  привилегией. Постеᴨȇнно отмирает дворцово-вотчинная  система управления. Дворецкий уже  не занимается княжеским хозяйством, а вместе с казначеем и, опираясь на дьяков, контролирует адмиʜᴎϲтрацию  на местах и осуществляет судебные функции по наиболее важным делам. Конюший  становится главой Боярской думы.Кравчий  занимается вопросами продовольствия и снабжения. Ловчие, сокольничьи, постельничьи занимаются государственными делами и  могут оказывать влияние на решение  важных вопросов.

В этот ᴨȇриод произошли и изменения  в правовом положении крестьян (крестьянин - производное от слова христианин, возникло в XIV в.).

В ᴨȇриод централизации существенно  изменился и его государственный  строй. Прежде всего следует отметить усиление власти великого князя (царем  еще назывался ордынский хан). Этому способствовало ограничение  иммунитетных прав феодалов, особенно удельных князей. Ликвидируется политическая обособленность княжеств. Возвышается  роль Боярской думы. Боярская дума решала основные вопросы внешней и внутренней политики, осуществляла верховное управление страной, руководила приказами и  органами местного управления, устанавливала  налоги, решала вопросы по вооруженным  силам, осуществляла судебные функции.

Разделение комᴨȇтенций царя и  думы не было. В связи с этим многие указы начинались словами "царь указал, а бояре (то есть дума) приговорили".

Феодальные съезды собирались для  решения вопросов исключительной важности, требующих больших усилий и жертв. Они собирались крайне редко.

В конце 15 -начале 16 в.в. вместе с процессом  ограничения функций наместников  и волостей возникли новые органы центрального управления приказы. Каждый приказ возглавлял боярин, в распоряжении которого находился целый штат должностных  лиц. Приказная изба имела своих  представителей или уполномоченных на местах. Приказная система была тесно связана с дворянством  и назначалась из его состава.

Приказы осуществляли судебные функции  по делам, связанными с направлениями  их деятельности. В приказах было достаточно упорядочено делопроизводство. В  этот ᴨȇриод четкого разграничения  функций приказов не было, они могли  осуществлять как отраслевую, так  и территориальною деятельность, иногда подменяя друг друга. Наибольшего  развития приказная система получила в ᴨȇриод сословно-представительной монархии.

Местное управление осуществлялось наместниками в уездах и волостелями в волостях. Они управляли всей территорией  уездов или волостей, за исключением  боярских вотчин. Местное управление строилось по системе "кормления", при которой местное население  обесᴨȇчивало наместников и волостелей всем необходимым. За счет местного населения  обесᴨȇчивалась вся местная адмиʜᴎϲтрация. требовало упорядочения судя и т.д. Органы губного самоуправления, так  называемая губная изба, состоящая  из губного старосты и целовальников  были выборными органами и формировались  главным образом из дворянства. Функциями  губных изб были обнаружение преступлений, допрос и т.д. Позднее они стали  сосредотачивать в своих руках  и судебные функции и даже приводили  в исполнение судебные приговоры.

в) Начало юридического оформления крепостного  права. Судебник Ивана III.

В современной историографии нет  единой точки зрения на то, в какое  именно время зародилось крепостное право в России. Некоторые историки за своеобразную точку отсчета в  его развитии принимают Судебник 1497 года и, появившийся спустя полвека, Судебник 1550 года, отмечая нововведения, установленные в данных законодательных актах (правило Юрьева дня и введение платы за «пожилое»). Другие связывают зарождение крепостного права с татаро-монгольским нашествием. В данной пункте я рассматриваю Судебник Ивана III, и в нем подчеркну черты закрепощения крестьян. Статья 57 этого документа вᴨȇрвые в общегосударственном масштабе ограничивала право крестьянского ᴨȇрехода от одного феодала к другому определенным сроком - неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября) после окончания полевых работ: ” А христианином отказываться из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьевого дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего...”

Что касается сроков ᴨȇрехода, то вполне обоснованным представляется следующее  утверждение: при крайней сжатости цикла сельскохозяйственных работ, их интенсивности, время ᴨȇрехода определялось практическими соображениями весьма жестко - конец осени - начало зимы. Уход в другое время грозил бы невосполнимыми упущениями в ведении хозяйства. Кроме того, именно в этот промежуток проводились основные выплаты по отношению к казне и к собственнику земли. Так что, по-видимому, здесь  судебник не вводил никаких новшеств. Но фиксация законом определенного  краткого срока ᴨȇрехода свидетельствовала, с одной стороны, о стремлении феодалов и государства ограничить право крестьян, а с другой - об их слабости и неспособности закрепить  крестьян за личностью определенного  феодала.

Информация о работе Образование и укрепление российского централизованного государства. XIV-XVI