Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 05:47, реферат
В период с XIII в. на территории Казахстана происходят грандиозные изменения, в том числе и этнические. Нашествие монголов дало новый толчок для смешения этносов и заложило основу формирования новых народов, в том числе и казахского этноса. Истоки формирования последнего относятся к глубокой древности, что говорит об исторической и этнической преемственности казахов с народами древнего и древнейшего периодов. Но в то же время, на процесс сложения казахского этноса огромное влияние оказали народы других регионов: гунны, монголы, кидани, которые смешивались с коренными жителями Казахстана.
Таким образом, в сложении казахской народности приняли участие многие десятки, сотни различных этносов: крупных и немногочисленных, в разные периоды населявших территорию республики.
КГТК
На тему: «Образование Казахского Ханства»
Проверила:Гульзада Турдакуновна
Караганда – 2014
В период с XIII в. на территории Казахстана происходят грандиозные изменения, в том числе и этнические. Нашествие монголов дало новый толчок для смешения этносов и заложило основу формирования новых народов, в том числе и казахского этноса. Истоки формирования последнего относятся к глубокой древности, что говорит об исторической и этнической преемственности казахов с народами древнего и древнейшего периодов. Но в то же время, на процесс сложения казахского этноса огромное влияние оказали народы других регионов: гунны, монголы, кидани, которые смешивались с коренными жителями Казахстана.
Таким образом, в сложении казахской народности приняли участие многие десятки, сотни различных этносов: крупных и немногочисленных, в разные периоды населявших территорию республики. Изучение этногенеза казахов — одна из актуальнейших проблем, требующая всестороннего исследования.
Имеющиеся материалы позволяют предполагать, что в сложении этноса приняли участие европеоидные и монголоидные этнические группы, что обусловлено географическим расположением Казахстана. Так андроновские народы, саки, усуни и другие племена относились к европеоидной расе. Племена более позднего времени несут больше монголоидных черт (гунны, кидани, собственно монголы, найманы, кипчаки, кереиты и многие другие).
В состав казахского этноса вошли племена: уйсуни, аргыны, джалаиры, кыпчаки, дулаты и многие другие, о чем свидетельствуют казахские генеалогии (шежере) и родоплеменное деление казахских жузов. В основе объединения этих племен, близких по традициям, культуре, быту, языку; и типу хозяйственной деятельности, лежат сложные и, к сожалению, мало изученные биолого-социальные, географические и политические причины.
Считать какую-то причину, главной и наиболее значительной было бы неверным. Можно лишь с уверенностью отметить, что образование и дальнейшее развитие казахского этноса явилось закономерным, объективным процессом. Образование нового этноса выразилось, прежде всего, в том, что представители тех или иных этнических групп стали осознавать себя членами единого этноса. Связанных общностью территории проживания, языка, культуры, психологии, происхождения и т.д. Подтверждением этого может быть то, что в основе казахского, узбекского, ногайского и других этносов лежат одни и те же племена и роды, но это не помешало их членам отнести себя к различным этническим группам. Таким образом, этническое сознание и этническое самосознание являются одним из важнейших «атрибутов» этноса. Общность языка, культуры, хозяйственной деятельности и так далее являлись факторами консолидации племен и родов в единую этническую группу. Но этот процесс не противоречил процессам сложения внутри этноса отдельных групп. Для казахского этноса, таким образованием являлись «жузы», представлявшие собой объединения отдельных племен, которые в то же время считала себя представителями единого этноса.
Причины образования жузов не ясны, но они также явились отражением процессов географического, биологического и этнополитического характера. И, скорее всего, формирование казахских жузов совпадало с процессами формирования казахского этноса, и не являлось единовременным актом.
В результате этих процессов на территории Казахстана возникли три жуза: Старший (Улы Жуз), Средний (Орта Жуз), Младший Кіші Жуз). Первый включал в XV в. территорию Семиречья, Южного Казахстана, Восточного Туркестана (то есть территории Могулистана). Средний —- территории Центрального и Северо-Восточного Казахстана. Младший — Западный Казахстан, низовья Сырдарьи, берега Арала, Таким образом, в XV—XVI в., в результате объективных причин на территории Казахстана возник новый этнос — «казахи». Его образование знаменовало начало нового этапа в истории Казахстана.
этногенез могулистан ханство политический
В образовании Казахского ханства большую роль сыграли два Государственных объединения средневековья: Ак-Орда (в последствии Государство кочевых узбеков) и Могулистан.
Ак-Орда возникла и оформилась как самостоятельное государство в послемонгольский период в условиях постепенного хозяйственного возрождения, усиления позиций местной тюркской и тюркизированной знати. Она была населена тюрко-язычными племенами, издавна обитавшими в степях Казахстана, а также переместившимися сюда во время нашествия Чингисхана из восточных районов. Среди последних были как тюркские роды и племена, так и тюркизированные монгольские племена. Здесь обитали кыпчаки, найманы, уйсуны (ушуны), аргыны, карлуки, кереиты (киреи), канглы, конграты, мангыты и многие др.
После смерти Урус-хана Барак правление на территории большей части Ак-Орды перешло к Шайбаниду Абулхайру. Государственное объединение Ак-Орда, фактически самостоятельное в политическом отношении, экономически независимое, с собственной внешнеполитической ориентацией, со своей династийной линией правителей-ханов, сыграло важную роль в политической консолидации этнических групп, племен и народов на территории Восточного Дешт-и Кьшчака и Туркестана на рубеже XIV—XV вв.
Юго-Восточный Казахстан в середине XIV — начале XVI вв. входил в государство Могулистан, образовавшееся на северо-востоке Средней Азии, в Семиречье и Восточном Туркестане в результате распада государства Чагатаидов. Причины возникновения государства Могулистан были идентичны причинам обособления других государственных образований, возникших в процессе распада монгольских владений Чингизидов в регионе Средней Азии, восточной части Дешт-и Кыпчака и Восточного Туркестана.
Границы государства Могулистан изменялись на протяжении полуторавекового периода существования. В его состав входил собственно Могулистан и на правах вассального владения часть Восточного Туркестана, называвшаяся в источниках Манглай-Субе. Этот район был наследственным уделом дуглатского эмира Пуладчи и его потомков. Историко-географический термин "Могулистан" (Мого-листан) образован от этнонима "могул" ("могол"), как произносился в Средней Азии и Казахстане и писался в тюркоязычных и персоя-зычных исторических сочинениях этноним "монгол". Так стали называть еще во время Чагатайского улуса обширный регион Юго-Восточного Казахстана, Киргизстана и северной части Восточного Туркестана из-за более прочного, чем в оседло-земледельческом Мавераннахре, сохранения там кочевнических традиций и относительно большего числа, по сравнению с другими районами, переместившихся туда монголов.
Политическая история Мотулистана заполнена феодальными войнами, усобицами, отражением нападений со стороны соседних государств, главным образом систематических вторжений Тимура на территорию Притяньшанья.
Ослабление и распад Могулистана вызваны и другими политическими и социально-экономическими причинами. Среди них – раздробленность страны на уделы (улусы) династические распри Чагатаидов и войны племенной знати, недовольство народных масс постоянной нестабильностью, поборами, выливавшимися в кочевой вреде в массовые откочевки.
В 20-х гг. XV в. на степных пространствах Казахстана обособилось в результате распада Ак-Орды и усобиц Джучидов ханство наиболее сильного из них, Шайбанида Абулхайр-хана. В исторической литературе это государство имеет и другие названия — Государство кочевых узбеков, Узбекское ханство.
Распри Джучидов, наиболее крупными из которых были Джумадук хан, Махмуд Ходжа-хан, Мустафа-хан и др., завершились гибелью хана Ак-Орды Барака и избранием на ханство в 1428 г. Шайбанида Абулхайра, сына Давлат-Шайх-оглана. Абулхайру удалось создать самостоятельное ханство и удерживать власть в течение сорока лет на обширной территории степных районов Казахстана. Территория ханства Абулхайра простиралась от Яика (Урала) до Балхаша на востоке, от низовий Сырдарьи и Аральского моря на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере.
Этнический состав населения ханства был таким же сложным, как и состав населения Ак-Орды. В него входили в основном те же племена, что и в это политическое объединение. В конце XIV — первой половине XV вв. эти племена были известны под общим этнополитическим именем "узбеки". Источники называют в их числе такие этнические группы (по терминологии письменных источников того времени иль, улус, аймак, тайфа и др.), как кыпчаки, найманы, мангыты, карлуки, кунграты, канглы, уйшуны, уйгуры, курлауты, дурмены, кенегесы, утарчи, буркуты, кушчи, кият, ктай, джат и др. Это были тюркские племена в основном кыпчакского и карлукского происхождения, потомки населения раннесредневекового Дешт-и Кьшчака и Юго-Восточного Казахстана, таких, как канглы, уйсуни, карлуки, а также давно уже тюркизированные монгольские. Несколько позднее многие из этих этнических групп стали известны как племена казахского Среднего жуза. Упомянутые племена и племенные объединения были близки между собой по уровню экономического развития, общественным отношениям, культуре. Ханство Абулхайра не стало централизованным государством, оно подразделялось на несколько этнотерриториальных, этнополитических групп, владений (улусов) во главе с Чингизидами разных линий и верхушкой кочевых племен. Усобицами и войнами был заполнен весь период правления Абулхайра.
В угоду поддерживавшей его знати кочевых племен Абулхайр-хан вел завоевательные войны за пределами своего ханства — в Средней 1 Азии, на юге и юго-востоке Казахстана. В 1430 г. на короткое время он захватил Хорезм, разграбил Ургенч. В 1446 г. Абулхайру удалось отобрать у Тимуридов и потомков акордынских ханов ряд городов на Сырдарье и в предгорьях Каратау-Сыгнак, Сузак, Ак-Курган, Узгенд, Аркук. Города были розданы в виде уделов (сойургал) поддерживавшим его вождям племен, в частности, мангытам. Это значительно укрепило авторитет Абулхайра среди одной части знати, обострило отношения с другой. Сыгнак стал столицей ханства (до того ханскими ставками были города Тара и Орду-Базар).
В 50-х гг. Абулхайр-хан совершал грабительские набеги на Самарканд и Бухару, вмешиваясь во внутренние усобицы Тимуридов Мавераннахра. В 1457 г. Абулхайр, в свою очередь, потерпел под Сыгнаком жестокое поражение от ойратов, вторгшихся в пределы Юго-Восточного и Южного
В 1428 году в Ак Орде правил Шайбанид Абулхаир, который правил 40 лет, создав свое ханство, простиравшееся от Яика до Балхаша, от низовий Сырдарьи и Аральского моря до среднего течения Тобола и Иртыша. Столицей был Сыгнак. Во второй половине 15 века ханство Абулхаира пришло в упадок. Ситуация обострилась после того, как в 1457 году Абулхаир потерпел поражение от ойратов.
Отсутствие прочных связей между отдельными частями государства, постоянные династийные распри и усобицы за раздел территории и вместе с тем сопротивление эксплуатации и гнету со стороны рядовых кочевников, выражавшееся в откочевках массы людей на другие территории, ослабили ханство Абулхайра и привели к распаду.
Неспособность Абулхаира сплотить общество заставляла основную массу населения искать силы, способные консолидировать все племена и роды и создать стабильную этно-территориальную организацию. Поэтому Джанибек и Керей (Гирей) (правнуки Урус-хана) стали выразителями интересов консолидации всех слоев общества.
Джанибек и Керей отказались повиноваться Абулхаир-хану, мотивируя это традицией наследования власти в степи, откочевали в Могулистан, где были радушно встречены Есен-Бугой ханом, он назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. В лице Джанибека и Гирея Есен-Буга-хан видел оплот для защиты западных границ своих владений. В 1462 году Есен-Буга-хан умер, что укрепило положение Джанибека и Гирея (Керей) в Семиречье.
Правитель Могулистана Есен-Буга, занятый борьбой со своим братом Юнусом и попытками сохранить развалившееся государство, не имел реальных сил, чтобы остановить сторонников Жанибека и Керея и в 1459 г. был вынужден предоставить им территорию в долине реки Шу, Кочевники, поселившиеся в Жетысу, получили прозвище «казак», которое впоследствии распространилось на всех подданных Жанибека и Керея и постепенно превратилось в этноним.
Основание в соседнем Могулистане ханства узбек-казахов вызвало опасения Абулхаир-хана. Он собрал войско и в 1468 году пошел походом в Могулистан, но по пути заболел и умер. После смерти Абулхаир-хана политический кризис в его ханстве обострился, начались династийные распри. Власть унаследовал сын Абулхаира Шаих-Хайдар-хан. Джанибек и Гирей вмешались в борьбу за власть в Узбекском улусе. Шаих-Хайдар-хан потерпел поражение и погиб, внуки Абулхаира бежали. Джанибек и Гирей утвердились на огромной территории Узбекского улуса, появилось политическое образование, сторонники которого носили название казахи.
Таким образом, образование казахского ханства – это переплетение политических и этнических процессов. Его основными этапами стали – откочевка Гирея (Керея) и Джанибека с частью племен и родов в соседний Могулистан. Важным событием стало закрепление за сторонниками Гирея и Джанибека имени узбек-казахи, а потом просто – казахи. Затем образование Казахского ханства. И, наконец, после смерти Абулхаира возвращение Гирея и Джанибека в Узбекский улус и захват там верховной власти.
Казахское ханство выходит на политическую арену как самостоятельное государство кочевых племен Дешт-и-Кыпчака.
Политическая жизнь казахских степей после распада государства Абулхаира характеризовалась попытками шайбанидов вернуться к власти, борьбой за присырдарьинские города. Мухаммед Шайбани, бежав в Туркестанский вилайет, начал собирать здесь своих сторонников, заручился поддержкой тимуридов Мавераннахра. Однако уже в 1470 г. в присырдарьинских степях появились казахские отряды. Старший сын Жанибека Махмуд занял Созак, а другой его сын Еренши - Сауран. Здесь Еренши столкнулся с войсками Мухаммеда Шайбани, который в последовавшей битве был разгромлен и вынужден был бежать в Бухару. В 1472 г. Шайбани заключает союз с Муса мырзой, правителем Мангытского Йурта, получил военную помощь тимуридов и начал новый поход на Сырдарью. Ему сдалась небольшая крепость Аркук, которую он сделал своей главной опорой в борьбе за присырдарьинские города. Вначале Мухаммеду Шайбани и Муса мырзе сопутствовал успех. Муса обещал даже провозгласить Мухаммеда ханом всего Дешт-и-Кыпчака. Союзникам удалось взять Сыгнак, но на этом их успех закончился. Из Западного Жетысу на помощь казахским отрядам прибыла большая армия под командованием султана Мурундыка -сына Керея. Встреча союзников с казахами произошла у перевала Сагунлык в Каратауских горах.
Войска Мусы и Мухаммеда Шайбани были наголову разбиты, а несостоявшийся хан бежал в Мангастау. Таким образом, в 60-70 гг. XV в. были уничтожены последние следы государства Абулхаира и на политической карте Евразии появились три новых государства, населенных казахами. Степи от Едиля до Нуры и Есиля, Приаралья и Мангыстау занимало Мангытское государство, населенное родами мангыт, алшын, тама, керей, найман, кыпшак. Территории севернее Нуры, долины То-была, Есиля и Ертиса входили в состав Сибирского ханства, главной опорой которого были кереи, найманы, уаки и кыпчаки. Наконец, Жетысу, долины Сырдарьи и Сарысу составляли территорию Казахского ханства, населенного аргынами, дулатами, канглы и жа-лаирами.