Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:58, контрольная работа
Казахская народность складывалась на основе тех же закономерностей, что и другие народы мира. Общая схема процесса этногенеза определялась следующим образом: отдельные роды, племена, племенные союзы, народности, нация. Параллельно шло развитие языка от родового к языкам племенным, от них — к языкам народностей, затем — к образованию национального языка.
ГУМАНИТАРНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Тема: «Образование казахской народности»
Проверила:
1. Образование казахской
2. Список использованной литературы………………………………………...6
Казахская народность складывалась на основе тех же закономерностей, что и другие народы мира. Общая схема процесса этногенеза определялась следующим образом: отдельные роды, племена, племенные союзы, народности, нация. Параллельно шло развитие языка от родового к языкам племенным, от них — к языкам народностей, затем — к образованию национального языка. Этот процесс не является прямолинейным, он происходил противоречиво, через дробление, ассимиляцию, скрещивание и слияние, мог на время прекратиться, а затем возобновиться, но уже в новых исторических условиях.
Историю этногенеза казахского народа следует рассматривать в комплексе достижений исторических, археологических, этнографических, лингвистических, антропологических и геоэтнографических наук. В настоящее время исследователи и просто любители истории, используя материалы этих наук, а также легенды и предания из Шежире, пытаются получить ответ на вопрос о происхождении недостаточно изученного степного народа.
Известно, что казахская народность складывалась в основном из автохтонных племен и племенных объединений, издревле населявших громадную территорию Казахстана. Формирование народности было связано с крупнейшими этнополитическими событиями древности и раннего средневековья, с эволюцией хозяйственных форм и прогрессивными сдвигами в общественных отношениях, становлением и укреплением феодализма.
Народность складывается и развивается в конкретной социально-экономической среде, поэтому она является общностью этносоциальной и типична, главным образом, для рабовладельческого и феодального строев.
В условиях докапиталистических формаций народность уже знает социальное и сословное неравенство, относительно распространенные территориально-хозяйственные связи. Но у многих народностей, особенно на ранних этапах их истории, этническое самосознание двойственно: действует сознание принадлежности и к народности, и к локальной группе прежде, до ее вхождения в народность, обычно самостоятельной (у кочевников и полукочевников — к роду и племени). Это, в частности, характерно для тюркоязычных народностей Средней Азии, для казахской народности. Такие роды и племена первобытнообщинного строя - это уже социальные организмы, а не просто кровнородственные союзы.
Корни этногенетических процессов на территории Казахстана и всей Центральной Азии уходят в эпоху бронзы, когда племена, обитавшие в казахских степях, по своему расовому типу были европеоидами. В эпоху раннего железа территорию Казахстана населяли сакские племена — массагеты, дай, исседоны и др.
Племена кангюев и усуней на юге и юго-востоке казахстанского региона — тоже в основном европеоиды, монголоидный элемент в их облике несколько усилился позже, это, вероятно, связано с нашествием гуннов и их ассимиляцией.
Как отмечалось в предыдущих главах, началом нового важного этапа в этногенетических процессах явилось массовое проникновение на территорию современного Казахстана тюрков (середина I тыс.н.э.), которые расселились от Северной Монголии до низовьев Амударьи, расширились контакты между кочевым и оседлым населением, между различными этническими массивами и группами - усуней, кангюев и потомков саков с тюрками. Возникшие после распада Западно-Тюркского каганата государственные объединения (Тюргешское, Карлукское, Огузское, Кимакское) развивались в том же направлении.
В начале IX в. кимаки и кыпшаки продвинулись к правобережью Сырдарьи, непосредственно входя в этнокультурный контакт с мусульманскими областями Туркестана. Так сложились смешанные с тюрками тюркоязычные племена, у которых в VII-Х вв. было собственное руническое письмо. После исламизации тюркских племен в X в. древнетюркский язык был вытеснен арабской письменностью.
Более заметное воздействие на этническую ситуацию оказало передвижение с Алтая найманов и киреитов, образовавших на востоке Казахстана свои государственные объединения. Само название этих племен вошло в казахскую генеалогическую структуру.
Существенное влияние на образование казахской народности оказало Кыпшакское государственное объединение (XI — XII вв.). Оно занимало обширное пространство от Иртыша до Волги. Кыпшакская конфедерация явилась естественным преемником всех предшествовавших этнополитических объединений региона и вобрала в себя многие племена, впоследствии все они стали называться кыпшаками. В политических рамках Кыпшакской конфедерации шел интенсивный процесс формирования кыпшакской народности феодальной эпохи.
Однако данный позитивный процесс был прерван,как было отмечено, в начале XIII в. нашествием монголов. Конечно, оно резко затормозило процесс формирования казахской народности. Разрушив многие города и оседлые поселения, очаги земледелия, оно подорвало производительные силы края, нарушило существовавшие здесь экономические и культурные связи между регионами.
Монгольское нашествие оказало известное влияние на состав и антропологический тип тюркского населения, усиливая в нем монголоидные черты. Однако собственно монголы, составлявшие небольшую долю общего числа жителей в созданных им улусах, неизбежно растворялись в общей массе местного тюркоязычного населения, принимали его язык и обычаи.
Нашествие монголов хотя существенно задержало поступательный процесс образования народности, но не могло остановить, государства Моголстан было шагом вперед на пути к возникновению этнически однородного государственного объединения на территории Казахстана (как и Кыргызстана). Здесь важную роль играли дуглаты, являвшиеся одним из наиболее крупных тюркских племен и занимавшие значительную территорию. Хотя государство Моголистан на время политически отделило тюркоязычное население Семиречья от родственного населения остальной территории Казахстана, но оно оказало влияние на ускорение процесса формирования казахской народности.
Значительную часть населения Ак-Орды составляли кыпшаки. Следствием междоусобной борьбы и династийных распрей явился ее распад в начале XV в. на Узбекское ханство Абулхайра и Ногайскую Орду.
В этнический состав Узбекского ханства входили аргыны, бараки, жалаиры, канглы, карлуки, кыпшаки, конграты, найманы, уйсуны и другие племена. В Ногайскую Орду входили мангыты, найманы, канглы, алчины, аргыны, конграты, карлуки, алаша, тама и пр. В итоге все эти племена составили этнический компонент казахской народности.
Итак, первая половина XIII в. была периодом бурного дробления, слияния, расхождения, гибели, объединения и миграции различных этнических, языковых, расовых и культурных элементов. Естественно, что все это тормозило процесс консолидации местных племен в народность. А монгольское владычество на всей территории Казахстана отодвинуло еще на двести лет процесс сложения казахской народности.
В целом, формирование народности — процесс длительный, время его окончательного сложения нельзя привязать к какому-то определенно датированному периоду. Однако по более или менее устоявшемуся мнению можно утверждать, что процесс образования казахской народности в основном завершился на рубеже XIV -XV вв. Казахский язык формировался на кыпшакской языковой основе. Казахская этническая общность и этническое самосознание возникли под влиянием общности территории, языка, общих культурных достояний, обычаев, нравов, ценностных ориентиров, общности происхождения племен.
Образованию народности также содействовало возрождавшееся в X1V — XV вв. после монгольского завоевания на территории Казахстана традиционное хозяйство, слияние кочевого и полукочевого скотоводства с оседлым земледелием.
Список использованной литературы: