Образование монгольского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:15, реферат

Описание работы

Чингисхан «рыжебородый Потрясатель Вселенной», живший во второй половине XII – начале XIII века, а спустя восемь столетий признанный ЮНЕСКО человеком второго тысячелетия. Причем, не столько как великого полководца, сколько, прежде всего, в качестве величайшего государственника. Абд ар-Рашид ал-Бакуви писал: «Монголы подобны диким зверям жестокостью сердца, грубостью нрава, крепостью тела и грубостью натуры. Они любят враждовать, проливать кровь и мучить животных. Что касается религии, то они ни во что не верят. Нет у них разрешенного, нет и запретного: они едят все, что попадается. Их язык совершенно не похож на другие языки и языки тюрок, а письмо отличается от других».

Файлы: 1 файл

Образование монгольского государства.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Чингисхан «рыжебородый Потрясатель  Вселенной», живший во второй половине XII – начале XIII века, а спустя восемь столетий признанный ЮНЕСКО человеком второго тысячелетия. Причем, не столько как великого полководца, сколько, прежде всего, в качестве величайшего государственника.

 

Абд ар-Рашид  ал-Бакуви писал: «Монголы подобны диким  зверям жестокостью сердца, грубостью  нрава, крепостью тела и грубостью  натуры. Они любят враждовать, проливать  кровь и мучить животных. Что касается религии, то они ни во что не верят. Нет у них разрешенного, нет и запретного: они едят все, что попадается. Их язык совершенно не похож на другие языки и языки тюрок, а письмо отличается от других». (Кайрат Закирьянов. Тюркская сага16 стр)

К сожалению, история не сохранила оригинального документального портрета Чингисхана. Вследствие этого китайские художники придают ему китайские черты лица, а монголы, в свою очередь, монгольские.

 

Чингисхан имел четырех законных жен и очень много наложниц, потомство, от которых, как установили американские генетики, составляет порядка 16 000 000 человек. (23 стр. Тюркская сага).

Старшая жена Борте (Конырат) мать четверых сыновей-наследников, 2 другие его жены – Есуй и Есуган были татарки, а красавица Кулан – из рода меркит. Как видим ни одной монголки.

 

Достойна  уважения и глубокого осмысления история возвышения Чингисхана. Потеряв  отца в 9 лет, оставшись с матерью  и младшими братьями, лишившись всяческой  поддержки со стороны отвернувшихся  родственников, откочевавших на другие пастбища, он, вопреки всему, стал великим ханом. Думаю, самое главное качество, сделавшее его победителем – это редкий дар находить единомышленников. Важным доказательством божественности его власти стало введение им Великой Ясы, свода законов, выполнявших для населения его империи функции Конституции, а также Гражданского и Уголовного Кодексов одновременно. «Яса для подданных Чингисхана стала божественным даром Тенгри, талисманом, благодаря которому воинам Чингисхана везде сопутствовала победа. Смертная казнь ждала каждого – от рядового воина до темника – за нарушение законов Ясы». ( по мнению персидского историка Джувейни, 26 стр).

 

Перед каждой крупной военной кампанией он в одиночестве поднимался на вершину  горы, развязывал пояс кафтана, чтобы  затем, повесив пояс на плечо и  преклонив колени, просить Хозяина Вечно Синего Неба Тенгри о победе. Свита и охрана, ожидавшая вожака, окружив со всех сторон подножие горы, иной раз могла прождать три, четыре, пять дней. Зато когда Чингисхан спускался с горы, садился на коня и отдавал приказы, все были уверены, что Тенгри на стороне монголов, а их хан – избранник Неба. Цифра «девять» была знаковой для Чингисхана. У них с Борте было девять детей – четыре сына и пять дочерей, а знаменитое знамя с кречетом на полотнище и девятью бунчуками всегда сопровождало его в дальних походах. Также всегда рядом были девять ближайших единомышленников и друзей, положивших к его ногам половину мира (Бөрші – первый кто поверил в звезду Чингисхана, Жельме и его младший брат Субедей, Жебе – стрелок из лука, Мұқалы – был наместником Чингисхана в Северном Китае после ухода монголов на запад, Бөріқұл, Құбылай – министр обороны в империи Чингисхана, Жыржедай которому он подарил одну из своих жен, за то что он однажды спас Чингисхана и девятый Най который не убил своего природного государя Таргытая, вождя тайчиутов). Чтингисхан расставлял на ответственные должности не по признаку кровного родства, а учитывая талант и способности людей. Он ставил тех людей которые как он думал лучше могли выполнить его поручения лучше других, у него на это был можно сказать дар, он мог видеть дущу человека.

 

«Монгол» - это название народа, которое  появилось в 13 веке, причем появилось  исключительно по инициативе Чингисхана. Когда в 1206 году он уже завоевал и  объединил все роды, племена  нынешней Монголии и  прилегающих территорий, то сказал: «Я хочу, чтобы все народы, живущие в войлочных юртах, отныне назывались монголами». (43 стр) Слово «монгол» происходит от казахского слова мыңқол. Казахское слово мыңқол означает в дословном переводе – тысяча войск.

 

Вопрос о происхождении Чингисхана остается одной из главных загадок: если монгол – это собирательное  имя огромного количества родов-племен, а не название отдельного рода, то к  какому из них он принадлежит, интересует многих людей.

Калибек Данияров в своей книге «История Чингисхана» утверждает, что Чингисхан по происхождению казах из казахского рода Қият, подрод Тобықты, полностью доказано научными исследованиями, все научные исследования были опубликованы им в начале 90-х годов в журнале «Қазақ Тарихы». В Киятское ханство входили 2 рода: Кияты и Тайчиуты. Ханы государства происходили из рода Кият, Тайчиуты были подчиненным родом и после смерти Есикей-хана откочевали и враждовали с Киятами. Ханство занимало территорию в бассейне рек Онон и Керулен.

Конечно, если бы была обнаружена его  могила, то с современным уровнем  науки не составило бы труда по анализу ДНК определить генетическую принадлежность нашего великого предка. Но место его захоронения, видимо, так и останется одной из самых  больших тайн всемирной истории. По одной из версий, Чингисхан похоронен в райском уголке под названием «Аваргу» это место было летней резиденцией Чингисхана, где находились великолепные минеральные источники. Что интересно, японцы занимались в этих местах серьезными раскопками в поисках захоронения Чингисхана.

Отцом Темучжина является Есугей, хан рода Кият, а матерью Оэлун. История говорит нам то что Есугей отобрал Оэлун у ее жениха меркита по имени Чиледу во время охоты. Чиледу всячески был не согласен, он готов был сразиться с ним, но Оэлун так сильно любила своего жениха что согласилась уйти к Есугею, дабы спасти жизнь Чиледу.

Рашид-ад-Дин подробно описывая все  поколения Чингисхана в своей  книге «Сборник Летописей» дает следующую  родословную Чингисхана:

Дутум-манан

Кайду-хан

Байсанкуру

Тумбинэ-хан

Кабул-хан

Бартан

Есугей

Чингисхан.

Среди перечисленных предков Чингисхана нет ни одного монгольского имени. По данным первоисточника «Сборник Летописей» Рашид-ад-Дин казахское происхождение  Чингисхана является доказанным полностью поскольку род Кият из которого происходит Чингисхан является чисто казахским родом.Шыңғысхан означает как «Высокий лучезарный хан» так как Шың – высокий пик в горах. Ғыс (по-казахски Қияс) – солнечный луч.

 

Юность Чингисхана.

Тайчиуты которые входили в Улус Есугей-хана после его смерти сразу откочевали на север от реки Онон и боясь усиления оставленного Улуса в которую входили Кияты и другие мелкие роды взяли в плен Темучжина, одели ему на шею деревянную колодку и превратили в раба. Однако Темучжину удалось бежать. В дальнейшем Чингисхан не простил им этого и уничтожил почти полностью Тайчиутов.

Величие Чингисхана заключается в том, что начав с нуля, даже попав в рабство, сумел выполнить поставленные перед собой задачи – силой объединить казахские роды в единое государство и вывести их на территорию современного Казахстана, где мирным путем, без кровопролития, где применяя дипломатию, где угрожая применением силы присоединить к своему государству остальные казахские роды: Кыпчаков, Аргынов, Алшынов, Дулатов, Канлы, Сиргели и т.д.

У Чингисхана было 2 анда (побратима, союзника): Ван-хан Джамуха. Оба они сыграли  главную роль в восхождении Чингисхана – выступили в его защиту против Меркитов, одержали над ними победу, что позволило Чингисхану вновь собрать под свое руководство утерянное Киятское ханство. Однако, затем, Джамуха первым нарушил законы андства объявив войну Чингисхану, но потерпев поражение не прекратил борьбу против Чингисхана. Вторым нарушившим закон андства был Ван-хан, который тайно увел свои войска оставив Чингисхана один на один с Найманским полководцем Коксу-Сабыраком, а затем предпринявший набег на Орду Чингисхана с целью его уничтожения. Поэтому Чингисхан не вызывая кривотолков имел законное право вести борьбу против Джамухи. Однако события опередили его, уставшие от постоянных неудач Журуеты сами изгнали Джамуху из своего рода. Джамуха бежал с несколькими приближенными, которые выдали его Чингисхану. Все это закончилось тем что Чингисхан отдав приказ своим воинам отрубил голову Джамухи.

 

 

В дополнение к сказанному уместно  вспомнить следующий эпизод: подход Чингисхана к Отрару, защищаемому  кыпчаками и находящийся во владении Хорезмшаха Мухаммеда. Тогда Чингисхан обратился к защитникам города со словами: «Зачем нам, братьям по крови и языку, воевать друг с другом?» (94 стр) И кыпчаки перешли на сторону Чингисхана. Никакой героической обороны Отрара предками казахов в истории не было. Ворота городы были открыты для Чингисхана. Единственные, кто оказали сопротивление – это охрана резиденции Каир-хана, который в нарушение всех принятых дипломатических норм убил послов Чингисхана. Так вот, резиденцию Каир-хана Чингисхан действительно сравнял с землей, а самого правителя казнил жестоким способом.

 

Только в армии Чингисхана глубоко  изучалась стратегия и тактика  ведения войн, благодаря чему его  военачальники были высокообразованными  военными специалистами. Чингисхан уделял особое внимание тому семье. По его законам, т.е. Ясы «Чингисхана» человек должен обладать хорошими личными качествами, быть семьянином и уметь создать собственное хозяйство, правильно воспитывать своих детей. Можно сказать, что Чингисхан ценил в людях «нравственность».

Армия Чингисхана состояла только из конницы. Поэтому Чингисхан придавал огромное значение подбору коней. В  государстве Чингисхана были специальные  табуны, где разводились особо  породистые кони главное требование, к которым было: скорость, выносливость, неприхотливость в пище. Проводилась большая селекционная работа.

«Мы отправляемся на охоту и убиваем  много изюбрей, мы выступаем в  походы и уничтожаем много врагов. Поскольку господь указывает  нам путь, это нам легко удается, люди же забывают это и видят здесь другое» (67 стр, К.Данияров). Здесь Чингисхан предупреждает от зазнайства и требует поклонение Всевышнему. Сам Чингисхан был глубоко верующим человеком – Чингисхан исповедовал тенгрианство, в которой всевышним считался бог неба – Тенгри. В память о той вере осталась гора Хан-Тенгри в раимбекском районе Алматинской области Казахстана. Можно также предположить что Чингисхан был мусульманином, потому что мусульманином считается тот кто верит в единого творца, единого бога; но также с другой стороны нельзя назвать человека мусульманином который лишает жизни других людей.

 

 

По указам Чингисхана воин всегда должен быть хорошо накормлен, хорошо одет и вооружен, и иметь хорошего коня. Именно от этого, по мнению Чингисхана прямо зависит боевой дух и боеспособность войск.

 

Штандарт Чингисхана – с момента  провозглашения ханом в его ставке возле юрты всегда находился «сульде», который венчал трезубец с 9-ю свисающими пучками волос из хвостов яка. Во время военных действий возле  юрты Чингисхана развеялся черный сульде, а в мирные периоды – белый. Сульде – это аналог современного президентского штандарта – символа власти. Этот трезубец, направленный острием вверх, и был родовым знаком Чингисхана. Он венчает, кстати, стелу, установленную на месте рождения Чингисхана. Интересно будет отметить то, что сейчас такой же знак есть на гербе Украины.

 

 

Отрарская катастрофа.

«В конце осени упомянутого  года дракона Чингисхан с многочисленным войском дошел до города Отрара. Его царский шатер раскинули напротив крепости Хисар. Хорезм-шах Мухамед дал в распоряжение Каир-хана большое войско (около 20 тысяч воинов) составленное из Иранцев и Афганцев и послал ему в помощь своего личного хаджиба Карача-хана с десятью тысячами конницы. Чингисхан приказал Чагатаю и Угедею с несколькими туменами войска осадить город. Джучи он соизволил определить идти с несколькими войсковыми отрядами на Дженд и Янгикент. Таким же образом он назначил во все стороны по войску, сам же с Тулуй-ханом отправился на Бухару» (Рашид-ад Дин. Том 1. Книга 2. Стр 198). Чингисхан не поручал своим сыновьям непосредственное командование войсками, а только прикреплял их к командующим группам войск. О дальнейших событиях по взятию города Отрара сообщает Рашид-ад Дин: «В Отраре сражались с обеих сторон в течение 5 месяцев, в конце концов у населения Отрара дело дошло до безвыходного положения, и Карача-хан дал согласие на подчинение монголам и на сдачу города. Так как Каир-хан знал, что возбудителем всех смут является он, то он ни в коем случае не представлял себе возможности сдачи крепости… Каир-хан с двадцатью тысячами людей поднялся в цитадель (Калэ-Кала). В результате большинство его воинов было перебито; в живых остался Каир-хан с двумя людьми. Он по-прежнему боролся и отбивался, но в конце концов его казнили, ну а крепости превратили в прах».

Городские стены, сам город и  население не были тронуты, разрушена  была крепость Кала внутри города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Кайрат Закирьянов. «Тюркская сага Чингисхана. Сокровенное сказание казахов» (Алматы: ИД «Жибек жолы» 2008 г.

 

Калибек Данияров. «История Чингисхана» (Алматы, 2001 г.)

 

К.д’Оссон «От Чингисхана до Тамерлана» (Алматы, «Санат» 1996 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Образование монгольского государства