Введение……….………………………………………………………………..3
1. Предпосылки образования
«рабоче-крестьянской» интеллигенции.……
5
1.1. Количественный перевес
пролетариата над буржуазией…………….....5
2. Образование «рабоче- крестьянской»
интелегенции 20-30гг ХХ века в России……………………………………………………………………….......6
2.1. Компания по реформированию
вузовской системы…………………….6
2.2. Обновление кадрового состава
в ВУЗах………………………………....8
3. Формирование рабоче- крестьянской
интеллигенции …………………..10
3.1. Создание института красной
профессуры………………………….......10
3.2. Достигнутые результаты…………………………………………………15
Заключение...…………………………………………………………………..17
Литература…………………………………………………………….………18
Приложение………………………………………...…………………………21
Введение
С утверждением
сталинского диктата на рубеже
1920-30-х гг. круто изменилась политика
в области формирования и развития
сельской интеллигенции. Следует
отметить, что в эти годы политика
по отношению к интеллигенции
имела две стороны: политическую
и технико-организационную.
Принимая курс на социалистическую
коллективизацию сельского хозяйства,
ВКП(б) под руководством И.Сталина пыталась
поставить и осуществить сложный комплекс
взаимосвязанных задач. С одной стороны,
пытаясь реализовать политическую доктрину
построения нового социалистического
общества, партия и государство начали
предъявлять повышенные требования к
социальному составу новых пополнений
сельской интеллигенции за счет резкого
повышения рабоче-крестьянской прослойки
среди поступающих в высшие и средние
специальные учебные заведения и организации
тотальных гонений и репрессий по отношению
к кадрам старой дореволюционной интеллигенции.
С другой стороны, коренное изменение
технико-организационной основы сельскохозяйственного
производства и стремление ускоренного
перевода его на индустриальные рельсы
путем внедрения в него новых машин и технологий
потребовало коренным образом перестроить
систему специального образования.
Это привело к резкому
усилению партийно-государственного регулирования
процесса формирования сельской интеллигенции.
Впервые в мировой практике вводится не
только принцип плановости в профессиональной
подготовке и распределении молодых специалистов,
но и тотальный государственный контроль
за "чистотой" их социально-классовых
и политических характеристик. Уже в апреле
1927 г. принимается специальное постановление
ЦК ВКП (б) "Об улучшении социального
состава при приеме в вузы, на рабфаки
и техникумы", которое должно было ограничить
доступ нежелательным социальным элементам
в систему профессионального образования.
В результате целенаправленного
воздействия государства на процесс формирования
сельской интеллигенции в течении 1930-х
гг. происходит заметное изменение социально-классовых
характеристик ее различных профессиональных
отрядов.
- Предпосылки образования «рабоче-крестьянской» интеллигенции.
- Количественный перевес пролетариата над буржуазией.
Процессуально
подготовка интеллектуальной элиты
связывалась с “пролетаризацией”
и “большевизацией” профессорско-преподавательского
состава, созданием научно-учебных
заведений нового типа; полным
пересмотром учебных планов, программ,
научно-образовательной литературы;
внедрением новых методов обучения
и научного творчества на началах
плановости, коллективизма и т.д.
В результате намечались создание
и легитимация обществознания
как социального института, основанного
на вполне определенной идеологической
доктрине и соответствующих стратификационных
схемах, главной из которых было различение
“пролетариата” и “буржуазии”.
Прежде
всего встал вопрос о количественном перевесе
"пролетарских" научных сил над "буржуазными"
[12,c.6]. Планировалось подготовить поколение
новой рабоче-крестьянской научной интеллигенции,
чей постоянный приток гарантировал бы
высшее и образование и науку от "буржуазного
перерождения" и обеспечивал приоритет
советской власти в сфере интеллектуальной
деятельности. Практически это означало
установку на игнорирование различий
между образованным и необразованным,
знающим и незнающим, квалифицированным
и неквалифицированным, хотя декларировалась
необходимость “массового подтягивания”
рабочих и крестьян до духовного уровня
интеллигенции [11,c.9]. Таким образом, задача
создания системы марксистского обществоведения
на первых порах в значительной мере свелась
к реформированию кадрового состава образования
и науки.
- Образование «рабоче- крестьянской» интелегенции 20-30гг ХХ века в России.
- Компания по реформированию вузовской системы.
Центром
преобразований стала высшая
школа. Вначале предполагалось
создать лишь небольшую прослойку
партийных интеллектуалов и от
нее получить новую генерацию
советских преподавателей и ученых
– носителей марксистского научного
сознания. Для этого отводились
крайне сжатые сроки. Н.И.Бухарин,
являясь одним из главных разработчиков
и поборников такой политики,
сетовал, что нельзя всех сразу
превратить в профессоров и
инженеров. Имея в виду стратегию
этого дела, он писал: "Приходится
идти таким путем: сперва вырабатывать
кадр, к нему подтягивать остальных и т.д.
Нужно создать под генералами марксистской
идеологии и коммунистической практики
офицерский состав, затем унтер-офицерский,
промежуточный и т.д., пока вся масса не
будет переработана". Бухарин считал,
что скорейшая подготовка "генералитета",
т. е. профессорского состава, который,
по его мнению, мог бы явиться источником
обновления, – гораздо важнее, чем всеобщее
обучение грамотности. В общественных
науках результатом этой стратегии должна
была стать полная реорганизация профессионального
сообщества.
Кампания
по реформированию вузовской
системы была развернута партийно-государственными
органами сразу же после большевистского
переворота. Созданию ИКП предшествовал
целый ряд специальных указов
и постановлений, цель которых
преимущественно сводилась к
тому, чтобы усилить приток в
вузы рабоче-крестьянской молодежи
и ограничить численность выходцев
из "буржуазных" слоев. 2 августа
1918 года издан декрет В.И.Ленина,
ликвидировавший привилегию буржуазно-дворянского
сословия на высшее образование. Теперь
каждый гражданин страны, достигший 16
лет, мог поступить в вуз, причем для этого
не требовалось ни дипломов, ни экзаменов.
Введение последних стало возможным лишь
после многолетней подготовительной работы,
которая проводилась в системе рабочих
факультетов. Первые рабфаки открылись
в 1919 году. Они стали вынужденной и чрезвычайной
мерой Советского правительства, которая
должна была обеспечить приток в вузы
неподготовленной, порой неграмотной,
рабоче-крестьянской молодежи. По образному
выражению А.В.Луначарского, рабфаки явились
своего рода "пожарными лестницами",
приставленными к окнам высших учебных
заведений, чтобы по ним могли подниматься
выходцы из рабочей и крестьянской среды
[18,c.17-23].
- Обновление кадрового состава в ВУЗах.
Следующей
важной акцией стал декрет
от 1 октября 1918 года "О некоторых
изменениях в составе и устройстве
государственных ученых и высших
учебных заведений Российской
республики". Он в первую очередь
был направлен на обновление
кадрового состава высшей школы.
С его помощью предполагалось
сократить численность преподавателей,
работавших в дореволюционное
время, и увеличить приток новых,
воспитанных в духе марксистской
идеологии. Отменялась существовавшая
ранее система разделения преподавательского
состава вузов на доцентов
и профессоров[28,c.7]. Теперь звание профессора
могли получить преподаватели, самостоятельно
работавшие в вузах. Кандидаты на замещение
профессорских должностей избирались
на основании всероссийского конкурса.
Первый
такой конкурс не принес желаемых
результатов: практически все
вакантные должности профессоров
были замещены старыми кадрами,
продемонстрировавшими высокий
уровень компетенции. Стало очевидным,
что для обновления преподавательского
состава высшей школы требуются
специальные усилия и что часть
их должна направляться на
формирование нового поколения
профессоров и преподавателей.
С 31 декабря
1920 по 4 января 1921 года проходило
партийное совещание, специально
посвященное проблемам образования.
Основная линия ВКП(б) в этой сфере
деятельности была определена как "политическое
завоевание высшей школы.
С этой
резолюции началась предыстория
Института красной профессуры. Однако
реорганизация вузовских общественных
наук (в кадровом отношении) не
ограничивалась одним этим документом.
Зимой – с конца 1920 по 11 февраля
1921 года – работала так называемая
"комиссия Ротштейна", созданная
специально для экстренного преобразования
общественных наук в высшей школе.
В начале
1921 года был завершен план реорганизации
высшей школы, включивший в
качестве особого направления
преподавание общественных наук.
Его основные пункты: (1) мобилизовать
для чтения курсов общественных
наук "все теоретические силы
партии"; (2) в короткие сроки
подготовить кадры молодых партийных
преподавателей из рабоче-крестьянской
среды, для чего немедленно
приступить к организации ускоренных
курсов "красной профессуры"; (3)
привлечь буржуазных "спецов",
организовав систему коммунистического
контроля за их работой.
- Формирование рабоче- крестьянской интеллигенции .
- Создание института красной профессуры.
Третье
направление реформы высшего
образования – формирование рабоче-крестьянской
интеллигенции. Именно оно оказалось
наиболее перспективным, хотя
растянулось на долгие годы
и осуществлялось с переменным
успехом. Рабоче-крестьянская молодежь
без особого энтузиазма откликнулась
на призыв получить высшее
образование. Несмотря на единогласные
резолюции, в первые годы советской
власти в вузы поступали преимущественно
“интеллигенты”. Чтобы исправить положение,
были введены специальные меры по "орабочиванию"
и “большевизации” студенческого состава,
а именно – командирование (фактически
принудительное, по разнарядке) рабоче-крестьянской
молодежи на учебу командованием Красной
Армии, партийными и комсомольскими организациями.
Таким образом,
в начале 1920-х годов органы
советской власти вполне подготовили
организационную почву для перестройки
системы обучения общественным
наукам.
Всего за
несколько месяцев решение было
выполнено. ИКП открылся 3 октября
1921 года. Постепенно он вышел за
рамки первоначально поставленной
цели – широкое распространение
марксистского мировоззрения и
марксистской идеологии – и
сформировался как высшее учебное
заведение, готовившее специалистов-идеологов,
предназначенных для работы во
всех областях общественной жизни.
При этом постоянное воспроизводство
преподавательских сил для вузов
социального профиля осталось
одним из приоритетных направлений [27,c.6-7].
С самого
начала институт принял партийно-демократический
стиль работы. По свидетельству
его первого ректора М.Н.
Покровского, в создании ИКП активное
участие принимали будущие студенты.
Первый
набор студентов ИКП проводился
при поддержке политического
управления Красной Армии, направлявшего
на учебу молодых солдат, демобилизованных
после гражданской войны. Эта
вынужденная мера объяснялась
тем, что рабочие и крестьяне
не откликнулись на призыв
получить высшее образование.
В течение первых двух-трех
лет в ИКП, как и других
вузах, допускался прием представителей
интеллигенции. Таким образом,
в первые студенческие наборы попали демобилизованные
из армии партийцы, призванные на учебу
в порядке воинской и партийной дисциплины,
дореволюционные студенты старших курсов,
стремившиеся завершить образование,
а также энтузиасты-самоучки из разных
социальных слоев. Впоследствии состав
слушателей ИКП начал формироваться вполне
целенаправленно. С самого начала проводилась
линия на то, чтобы в состав выпускников
ИКП входили преимущественно рабочие
и крестьяне, являющиеся членами партии,
причем предполагалось постепенно наращивать
их численность. На деле это оказалось
труднодостижимым, поскольку рабоче-крестьянская
молодежь, как правило, была малообразованна
или вовсе неграмотна [25].
Однако
дилемма – более подготовленные
абитуриенты, но из “буржуазных”
слоев, или менее подготовленные,
но из рабочих и крестьян, –
не возникла. Институтская администрация
в своей кадровой политике
руководствовалась вторым принципом.
Объявили преимущественный набор
рабоче-крестьянской молодежи. Количество
поданных документов было впечатляющим,
поскольку партийные, комсомольские
и военные организации дисциплинированно
выполняли разнарядки в “красные
профессора”. Однако высокая
доля приема рабочих и крестьян
оказалась фикцией. Ко времени
первого выпуска в 1924 году стало
ясно, что число поступивших в институт
и окончивших его резко отличаются. При
этом большинство выпускников составили
выходцы из непролетарских слоев.