Образование Российского централизованного государства (XIV–XV веков)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 13:41, контрольная работа
Описание работы
1. Предпосылки, ход и особенности политической централизации Руси. 2. Формирование политического строя и социально-эко¬номической системы Российского государства в XV в.
Высшим законодательным органом
и высшим органом управления страной была
Боярская дума. Она не имела отдельной
от монарха самостоятельной компетенции.
Наряду с вопросами общегосударственной
важности (проекты новых законов, внешнеполитические
проблемы) Дума рассматривала дела о земельных
пожалованиях, служебных назначениях,
о нарушениях закона. Обычно основные
вопросы обсуждались вместе с монархом
(«приговор царя с боярами»» или «царь
указал, и бояре приговорили»), иногда
в отсутствие государя.
Управление отдельными отраслями
жизни государства усложнялось, и это
требовало создания соответствующих органов.
Дворцовые учреждения (вместе с казной)
уже с трудом справлялись с управлением
отдельными территориями, военными вопросами
или проблемами суда. Поэтому насущной
задачей централизации власти было создание
разветвленной системы органов отраслевого
госуправления.
Очень уязвимой была в начале
XVI в. и система назначения на должность
(местничество), связанная с феодальной
иерархией. Название произошло от обычая
считаться «местами» за столом и на службе.
Место зависело от родословной («отечества»)
и служебной карьеры предков («отеческой
чести»). Именно с учетом этих данных происходило
назначение человека на конкретную должность
на военной и административной службе.
Несовершенство местничества как системы
служебных отношений мешало работе аппарата
государственного управления и требовало
реорганизации.
Еще одним слабым звеном в системе
управления государством было местное
управление. Система кормлений, в соответствии
с которой наместники и волостели получали
«корм» (то есть натуральные и денежные
сборы с подвластного им населения), не
обеспечивала четкой работы местных властей.
Судебно-административные функции не
выполнялись ими в необходимом объеме.
Система кормлений не могла обеспечить
ни подавления крестьянских волнений,
ни оборону от внешних врагов.
Между русскими и князьями за
центр объединения происходит борьба.
С (1240г) Русь находилась под контролем
орды, князья не были самостоятельными
и монголы участвовали в политической
борьбе русских князей. Для сбора дани
монголы вводят в систему ярлыков (Ярлык-это
невеликое княжение давался одному из
князей в орде, он позволял князю собирать
дань со всех русских князей). В 25 году
1300г-ярлык получает Тверской князь Михаил.
Но он не смог организовать сбор дани в
Твери вспыхивает анти - ордынское восстание(1327).Иван
Колита собирает войско и подавляет восстание.
Выступав на стороне монголов. Его политику
продолжают его сыновья – Семонт Гордый
и Иван Красный. Внук Ивана Колиты (Дмитрий),
попытался освободиться от выплаты дани
и в 1380г на Куликовском поле произошло,
сражение между русскими и монголами.
Русские победили и перестали платить
дань. Тем не менее, Куликовская битва
сыграла большую роль и значительную роль
она показала, что монгольское войско
победить можно. После смерти (1389г) Дмитрия
Донского происходит борьба между потомками.
В результате войны длившейся (20 лет) победил
Василий Темный, и власть начинает переходить
от отца к сыну по прямой мужской линии.
В этот период Московское Княжество продолжает
расти за счёт покупки и завоевание соседних
земель.
Иван третий продолжает сбор
русских земель и облагая их данью в пользу
Москвы. В 1480 году – Москва прекращает
платить дань, в этот период орда была
ослаблена между удобными войнами. Хан
собирает войско на реке Угра, российское
войско возглавляет Иван третий.
Войско стояло по берегам реки
- сражения не было, бескровно «стояние
на Угре» показала и мощь молодого государства,
и дипломатическое искусство Ивана третьего.
Василий третий завершает, российскую
централизацию присоединив к Москве -
Новгород, таким образом, в 16 веке процесс
образования централизованного государства
в целом был завершен.
Но в дальнейшем перед государством
стояла задача «укрепить» централизацию
государства. С этой проблемой столкнулись
правительства Василия III и Ивана IV.
В годы правления Василия III
(1505-1533гг.) завершения территориального
объединения Северо-Восточной и Северо-Западной
Руси сопровождалось первыми попытками
усовершенствования государственно-политической
системы. В составе дворца стали выделяться,
например, избы-прообразы органы отраслевого
государственного управления. В системе
местного управления некоторые уголовные
дела передавались в ведение выборных
лиц из местных дворян. Однако в 30-е годы
XVI в развития системы государственного
управления делала первые шаги.
Новое государство существенно
отличалось от Киевской Руси, унаследовав
многое от Орды - поддническое отношение
власти, жестокость в управлении. В 1533
году Василий третий умер, оставив наследником
Ивана IV. Укреплению самодержавия, а, следовательно,
и централизации должен был способствовать
и новый титул царя, который Иван IV принял
незадолго до московского восстания –
в январе 1547г. Теперь государь был не просто
старшим из князей, но царём – этот титул
считали равным императорскому.
Внутренняя политика Ивана
Грозного.
а) Реформы Избранной рады: причины,
содержания, итоги.
Царский титул подрывал возможные
попытки притязания удельных князей на
соправительство, этим же титулом московский
государь приравнивался к государям «великих
держав». Укрепление авторитета центральной
власти способствовало превращению ее
в центр консолидации политических сил.
Вокруг молодого царя Ивана
Васильевича Грозного в 1549г сложился правительственный
кружок, приближенных к нему деятелей
– который вошел в историю под названием
- «Избранная рада», неофициальное правительство.
В него вошли придворный дворянин Алексей
Фёдорович Адашев, придворный священник
Благовещенского собора Сильвестр, влиял
на политику правительства митрополит
Макарий, князь А.М.Курбский. Избранная
рада в середине XVI в. Провела серию серьёзных
реформ направленных на централизацию
государства. В том числе стала органом,
который осуществлял непосредственную
исполнительную власть и формировал новый
аппарат государственного управления.
В 1550г. был принят новый Судебник. Он был
основан на Судебнике 1497г., но расширен,
лучше систематизирован, в нём была учётная
судебная практика. Были утверждены и
уточнены нормы крестьянского перехода
в Юрьев день. «Пожилое», которое крестьянин
уплачивал феодалу при переходе, было
немного увеличено, вероятно, из-за происшедшего
падения денежного курса. Усилилась власть
феодалов над крестьянами - на барина возлагалась
ответственность за преступления крестьян;
феодала именовали «государём» крестьян.
Ко времени Избранной рады относится
создание первых функциональных органов
управления - приказов (первоначально
они назывались «избами»). В 1556г были отменены
кормления. Население должно было платить
общегосударственный налог – «кормленичий
окуп» который заменил прежний «кормленичий
доход». Отмена кормлений- только заключительный
акт длительного процесса преобразования
местного управления. Ещё при Елене Глинской
началась, а в годы боярского правления
продолжалась губная реформа. Суть её
в следующем. Дворяне избирали в каждом
уезде, где было введено губное управление,
из своей среды губных старост. Им была
поручена борьба с наиболее опасными для
феодального государства преступлениями
– «разбоями». В отличие от пришлых в уезде
людей – наместников и волостелей, они
были кровно заинтересованы в установлении
в своих уездах жестокого порядка.
В реформах Избранной рады отмена
кормлений, земская реформа - центральные,
структурообразующие. Они повлекли за
собой перестройку судебной и финансово-налоговой
системе, центральных и местных органов
власти. Эти реформы сблизили различные
группы феодалов, уравнивая их по принципу
единого обеспеченья – «государевым жалованием».
Земская реформа способствовала объединению
провинциального дворянства в уездные
корпорации - служилые «города» которые
стали важным институтом сословного устройства
основной массой помещиков. Вместе с тем
реформы не завершили процесса централизации.
Государственный аппарат был недостаточно
развит для того, чтобы правительство
могло обойтись без участия представителей
сословий в управлении – феодалов, крестьян,
посадских людей. В Росси в отличие от
Западной Европы, где сословными были
высшие органы власти (Генеральные штаты,
парламенты), здание сословно-представительной
монархии строилось снизу, с местным органом
власти. В 1954г. был созван и первый Земский
собор, состоявший из Боярской думы, представителей
духовенства и феодалов. Иван IV выступил
с широкой программой консолидации и проведения
внутренних реформ. В 1550г. была составлена
Дворовая тетрадь - полный список Государева
двора, около 4000 человек. Люди, входившие
в Государев двор, именовались дворовыми
детьми боярскими или дворянами. В Дворовой
тетради дворяне записаны по тем уездам,
где они владели землёй.
Было упорядочено местничество.
Возникло оно лишь на рубеже XI-XVI вв. И состояло
в том, что при назначение на военные и
государственные должности решающее значение
имело происхождение служилого человека.
Учитывалась не абстрактная знатность,
а службы предков и родственников. Потомки
должны были находиться друг с другом
тех же служебных отношениях – начальствования,
равенства, подчинения - что и предки. Указ
1550г. ввел два ограничения местничества.
Первое местничаться имели право только
аристократические роды, «родословные»
люди. Их состав точно был определён официальным
родословным справочником, составленным
в середине XVI в.,- Государевым родословцем.
В 1555-1556 гг. принято Уложение о службе.
Определялось, с какого количества земли
должен выходить вооруженный воин на коне,
если вотчины или поместья феодалов были
большие, то он должен выводить с собой
и вооруженных холопов.
Хотя далеко не все из реформ
Избранной рады удалось в полной мере
осуществить, всё же они означали невиданный
шаг вперёд в направлении централизации
и преодоления пережитков феодальной
раздробленности. В середине XVI в. Россия
ведёт активную внешнюю политику. Её успехи
во многом были обусловлены реформами
Избранной рады, в частности укреплением
вооружённых сил. Основную их часть составляло
конное ополчение феодалов. В середине
XVI в. сохранялись те же направления внешней
политики, что и в предшествующий период.
Основным было сначала восточное. Прежде
всего, стремились добиться присоединения
Казанского ханства. Русские феодалы надеялись
получить новые земли, купцы - торговый
путь по Волге. Наконец, царское правительство
рассчитывала на доходы от дани с народа
Поволжья. Однако причины походов против
Казанского ханства нельзя свести только
к этим материальным интересам. В Казани
скопились многие тысячи русских рабов.
Необходимость отпора набегам мешала
борьбе за выход к Балтийскому морю.
В 1551г. началась подготовка
к новому походу. В мае-июне всего за 4 недели
у впадения в Волгу р. Свияги была построена
деревянная крепость – Свияжск.
Осада Казани началась в августе
1552г. Казань была взята штурмом. В 1556г.
была присоединена Астрахань, ещё в составе
России оказалась Западная Башкирия. Присоединения
Поволжья способствовало не только освоению
края русскими крестьянами, но и развитию
ремесла, торговли и сельского хозяйства
на территории бывшего Казанского ханства.
Правительство стремилось к присоединению
Прибалтики, к получению выхода в Балтийское
море. Без него трудно было налаживать
связи с более развитыми странами Западной
Европы и преодолеть отсталость страны.
В борьбе с властвовавшим в Прибалтике
Ливонским орденом были заинтересованы,
прежде всего, феодалы, надеявшиеся на
новые земли и крестьян. Купцы рассчитывали
на расширение торговых связей через порты
Балтийского побережья. К середине XVI в.
большинство горожан и феодалов верхушки
приняло лютеранство, владение каталической
церкви были конфискованы.
Поводом для начала войны стал
вопрос о «юрьевской дани» которую орден
должен был платить России. В январе 1558г
началась Ливонская война. Ливонские рыцари
терпели одно поражение за другим. Нерва,
Дерпт, крупнейшие крепости - Феллин и
Мариенбург были взяты русскими войсками.
Внешняя политика России в эти годы не
ограничивалась военной сферой. Добрососедские
отношения связывали Россию со многими
странами Востока и Запада. Развивалась
торговля с Германской империей, с государствами
Италии.
В 1560г. пало правительство Избранной
рады. Разногласия между Иваном IV и его
приближёнными накапливалось долго, но
причины разрыва были куда глубже: властолюбивый
царь не мог долго терпеть рядом с собой
и властных советников. Иван IV обвинил
Адашева и Сильвестра в сговоре с целью
утвердить в Русском государстве систему
ограниченной монархии, где царь почтён
лишь председателем, обладает лишь номинальной
властью, в то время как власть реальная
находиться в руках его советников. В этом
кроется причина того, что случилось между
царём и его бывшими советниками, главная
причина распада правительства политического
компромисса и начала «войны» между ними.
Опала Сильвестра и Адашева повлекла за
собой крутой поворот в политике правительства.
Избранная рада проводила структурные
реформы, темп которых не устраивала царя.
Слишком же торопливыми структурные преобразования
быть не могут. В условиях России XVI в.,
где не созрели предпосылки для централизации,
ускоренное движение к ней возможно только
на путях насилия и террора, так как ещё
не сформирован аппарат власти, особенно
на местах. Да и только что созданные центральные
ведомства (приказы) действовали в традициях
глубокой патриархальности. Путь же террора,
которым царь Иван пытался заменить длительную
и сложную работу по созданию государственного
аппарата, был неприемлем для деятелей
Избранной рады.
б) Опричнина Ивана IV, её последствия.
Падение Избранной рады послужило
прологом к одному из самых мрачных периодов
отечественной истории- опричнине. События
первой половины 60-х гг. стали её предысторией.
В течение 7 лет, с 1565 по 1572г. в Московском
государстве разгорелся и пылал, по образному
выражению современника этих событий
князя Андрея Курбского, пожар лютости,
унесший десятки тысяч человеческих жизней.
Так что в памяти людей XVI - го в. опричнина
осталась таким же символом людской мясорубки,
как в нашей – 1937 год. И всё же не случайно
символом террора стала именно опричнина:
количество казней и садистских расправ
было в этом семилетие особенно велико.
В это время были достигнуты серьёзные
успехи в Ливанской войне. Взятие Полоцка
было важным стратегическим и политическим
событием: царь показал, что он может успешно
вести войну и после устранения Сильвестра
и Адашева.
Начало политики опричнины
связано с событиями 1565 г., когда царь отказался
от престола, ссылаясь на «измены» бояр.
Политический расчет этого шага был в
том, что согласие вернуться на престол
Иван IV обставил тремя условиями: право
казни изменников по своему усмотрению;
введение опричнины для обеспечения царского
обихода и безопасности; выплата на «подъем»
(на первоначальное устройство) остальной
частью страны (земщиной) 100 тыс.р. – огромной
суммы по меркам того времени.