Образование Российского централизованного государства (XIV–XV веков)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

1. Предпосылки, ход и особенности политической централизации Руси.
2. Формирование политического строя и социально-эко¬номической системы Российского государства в XV в.

Файлы: 1 файл

11.12.12.19.20.21_v.docx

— 62.52 Кб (Скачать файл)

Высшим законодательным органом и высшим органом управления страной была Боярская дума. Она не имела отдельной от монарха самостоятельной компетенции. Наряду с вопросами общегосударственной важности (проекты новых законов, внешнеполитические проблемы) Дума рассматривала дела о земельных пожалованиях, служебных назначениях, о нарушениях закона. Обычно основные вопросы обсуждались вместе с монархом («приговор царя с боярами»» или «царь указал, и бояре приговорили»),  иногда в отсутствие государя.

Управление отдельными отраслями жизни государства усложнялось, и это требовало создания соответствующих органов.  Дворцовые учреждения (вместе с казной) уже с трудом справлялись с управлением отдельными территориями, военными вопросами или проблемами суда. Поэтому насущной задачей централизации власти было создание разветвленной системы органов отраслевого госуправления. 

Очень уязвимой была в начале XVI в.  и система назначения на должность (местничество), связанная с феодальной иерархией. Название произошло от обычая считаться «местами» за столом и на службе. Место зависело от родословной («отечества») и служебной карьеры предков («отеческой чести»). Именно с учетом этих данных происходило назначение человека на конкретную должность на военной и административной службе. Несовершенство местничества как системы служебных отношений мешало работе аппарата государственного управления  и требовало реорганизации.

Еще одним слабым звеном в системе управления государством было местное управление.  Система кормлений, в соответствии с которой наместники и волостели получали «корм» (то есть натуральные и денежные сборы с подвластного им населения), не обеспечивала четкой работы местных властей. Судебно-административные функции не выполнялись ими в необходимом объеме. Система кормлений не могла обеспечить ни подавления крестьянских волнений, ни оборону от внешних врагов.

Между русскими и князьями за центр объединения происходит борьба. С (1240г) Русь находилась под контролем орды, князья не были самостоятельными и монголы участвовали в политической борьбе русских князей. Для сбора дани монголы вводят в систему ярлыков (Ярлык-это невеликое княжение давался одному из князей в орде, он позволял князю собирать дань со всех русских князей). В 25 году 1300г-ярлык получает Тверской князь Михаил. Но он не смог организовать сбор дани в Твери вспыхивает анти - ордынское восстание(1327).Иван Колита собирает войско и подавляет восстание. Выступав на стороне монголов. Его политику продолжают его сыновья – Семонт Гордый и Иван Красный. Внук Ивана Колиты (Дмитрий), попытался освободиться от выплаты дани и в 1380г на Куликовском  поле произошло, сражение между русскими и монголами. Русские победили и перестали платить дань. Тем не менее, Куликовская битва сыграла большую роль и значительную роль она показала, что монгольское войско победить можно. После смерти (1389г) Дмитрия Донского происходит борьба между потомками. В результате войны длившейся  (20 лет)  победил Василий Темный, и власть начинает переходить от отца к сыну по прямой мужской линии. В этот период  Московское Княжество продолжает расти за счёт покупки и завоевание соседних земель.

Иван третий продолжает сбор русских земель и облагая их данью в пользу Москвы. В 1480 году – Москва прекращает платить дань, в этот период орда была ослаблена между удобными войнами. Хан собирает войско на реке Угра, российское войско возглавляет Иван третий.

Войско стояло по берегам реки - сражения не было, бескровно «стояние на Угре» показала и мощь молодого государства, и дипломатическое искусство Ивана третьего. Василий третий  завершает, российскую централизацию   присоединив к Москве - Новгород, таким образом, в 16 веке процесс образования централизованного государства в целом был завершен.

Но в дальнейшем перед государством стояла задача «укрепить» централизацию государства. С этой проблемой столкнулись правительства Василия III и Ивана IV.

В годы правления Василия III (1505-1533гг.) завершения территориального объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси сопровождалось первыми попытками усовершенствования государственно-политической системы.  В составе дворца стали выделяться, например, избы-прообразы органы отраслевого государственного управления. В системе местного управления некоторые уголовные дела передавались в ведение выборных лиц из местных дворян. Однако в 30-е годы XVI в развития системы государственного управления делала первые шаги.

Новое государство существенно отличалось от Киевской Руси, унаследовав многое от Орды - поддническое отношение власти, жестокость в управлении. В 1533 году Василий третий умер, оставив наследником Ивана IV. Укреплению самодержавия,  а,  следовательно, и централизации должен был способствовать и новый титул царя, который Иван IV принял незадолго до московского восстания – в январе 1547г. Теперь государь был не просто старшим из князей, но царём – этот титул считали равным императорскому.

Внутренняя политика Ивана Грозного.

а) Реформы Избранной рады: причины, содержания, итоги.

Царский титул подрывал возможные попытки притязания удельных князей на соправительство,  этим же титулом московский государь приравнивался к государям «великих держав». Укрепление авторитета центральной власти способствовало превращению ее в центр консолидации политических сил.

Вокруг молодого царя Ивана Васильевича Грозного в 1549г сложился правительственный кружок, приближенных к нему деятелей – который вошел в историю под названием - «Избранная рада», неофициальное правительство. В него вошли придворный дворянин Алексей Фёдорович Адашев, придворный священник Благовещенского собора Сильвестр, влиял на политику правительства митрополит Макарий, князь А.М.Курбский. Избранная рада в середине XVI в. Провела серию серьёзных реформ направленных на централизацию государства. В том числе  стала органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть и формировал новый аппарат государственного управления. В 1550г. был принят новый Судебник. Он был основан на Судебнике 1497г., но расширен, лучше систематизирован, в нём была учётная судебная практика. Были утверждены и уточнены нормы крестьянского перехода в Юрьев день. «Пожилое», которое крестьянин  уплачивал феодалу при переходе, было немного увеличено, вероятно, из-за происшедшего падения денежного курса. Усилилась власть феодалов над крестьянами - на барина возлагалась ответственность за преступления крестьян; феодала именовали «государём» крестьян.

Ко времени Избранной рады относится создание первых функциональных органов управления - приказов (первоначально они назывались «избами»). В 1556г были отменены кормления. Население должно было платить общегосударственный налог – «кормленичий окуп» который заменил прежний «кормленичий  доход». Отмена кормлений- только заключительный акт длительного процесса преобразования местного управления. Ещё при Елене Глинской началась, а в годы боярского правления продолжалась губная реформа. Суть её в следующем. Дворяне избирали в каждом уезде, где было введено губное управление, из своей среды губных старост. Им была поручена борьба с наиболее опасными для феодального государства преступлениями – «разбоями». В отличие от пришлых в уезде людей – наместников и волостелей, они были кровно заинтересованы в установлении в своих уездах жестокого порядка.

В реформах  Избранной  рады отмена кормлений, земская реформа - центральные, структурообразующие. Они повлекли за собой перестройку судебной и финансово-налоговой системе, центральных и местных органов власти. Эти реформы сблизили различные группы феодалов, уравнивая их по принципу единого обеспеченья – «государевым жалованием». Земская реформа способствовала  объединению провинциального дворянства в уездные корпорации - служилые «города» которые стали важным институтом сословного устройства основной массой помещиков. Вместе с тем реформы не завершили процесса централизации. Государственный аппарат был недостаточно развит для того, чтобы правительство могло обойтись без участия представителей сословий в управлении – феодалов, крестьян, посадских людей. В Росси  в отличие от Западной Европы, где сословными были высшие органы власти (Генеральные штаты, парламенты), здание сословно-представительной монархии строилось снизу, с местным органом власти. В 1954г. был созван и первый Земский собор, состоявший из Боярской думы, представителей духовенства и феодалов. Иван IV выступил с широкой программой консолидации и проведения внутренних реформ. В 1550г. была составлена Дворовая тетрадь - полный список Государева двора, около 4000 человек. Люди, входившие в Государев двор, именовались дворовыми детьми боярскими или дворянами. В Дворовой тетради дворяне записаны по тем уездам, где они владели землёй.

Было упорядочено местничество. Возникло оно лишь на рубеже XI-XVI вв. И состояло в том, что при назначение на военные и государственные должности решающее значение имело происхождение служилого человека. Учитывалась не абстрактная знатность, а службы предков и родственников. Потомки должны были находиться друг с другом тех же служебных отношениях – начальствования, равенства, подчинения - что и предки. Указ 1550г. ввел два ограничения местничества. Первое местничаться имели право только аристократические роды, «родословные» люди. Их состав точно был определён официальным родословным справочником, составленным в середине XVI в.,- Государевым родословцем. В 1555-1556 гг. принято Уложение о службе. Определялось, с какого количества земли должен выходить вооруженный воин на коне, если вотчины или поместья феодалов были большие, то он должен выводить с собой и вооруженных холопов.

Хотя далеко не все из реформ Избранной рады удалось в полной мере осуществить, всё же они означали невиданный шаг вперёд в направлении централизации и преодоления пережитков феодальной раздробленности. В середине XVI в. Россия ведёт активную внешнюю политику. Её успехи во многом были обусловлены реформами Избранной рады, в частности укреплением вооружённых сил. Основную их часть составляло конное ополчение феодалов. В середине XVI в. сохранялись те же направления внешней политики, что и в предшествующий период. Основным было сначала восточное. Прежде всего, стремились добиться присоединения Казанского ханства. Русские феодалы надеялись получить новые земли,  купцы - торговый путь по Волге. Наконец, царское правительство рассчитывала на доходы от дани с народа Поволжья. Однако причины походов против Казанского ханства нельзя свести только к этим материальным интересам. В Казани скопились многие тысячи русских рабов. Необходимость отпора набегам мешала борьбе за выход к Балтийскому морю.

В 1551г. началась подготовка к новому походу. В мае-июне всего за 4 недели у впадения в Волгу р. Свияги была построена деревянная крепость – Свияжск.

Осада Казани началась в августе 1552г. Казань была взята штурмом. В 1556г. была присоединена Астрахань, ещё в составе России оказалась Западная Башкирия. Присоединения Поволжья способствовало не только освоению края русскими крестьянами, но и развитию ремесла, торговли и сельского хозяйства на территории бывшего Казанского ханства. Правительство стремилось к присоединению Прибалтики, к получению выхода в Балтийское море. Без него трудно было налаживать связи с более развитыми странами Западной Европы и преодолеть отсталость страны. В борьбе с властвовавшим в Прибалтике Ливонским орденом были заинтересованы, прежде всего, феодалы, надеявшиеся на новые земли и крестьян. Купцы рассчитывали на расширение торговых связей через порты Балтийского побережья. К середине XVI в. большинство горожан и феодалов верхушки приняло лютеранство, владение каталической церкви были конфискованы.

Поводом для начала войны стал вопрос о «юрьевской  дани» которую орден должен был платить России. В январе 1558г началась Ливонская война. Ливонские рыцари терпели одно поражение за другим. Нерва, Дерпт, крупнейшие крепости - Феллин  и Мариенбург были взяты русскими войсками. Внешняя политика России в эти годы не ограничивалась военной сферой. Добрососедские отношения связывали Россию со многими странами Востока и Запада. Развивалась торговля с Германской империей, с государствами Италии.

В 1560г. пало правительство Избранной рады. Разногласия между Иваном IV и его приближёнными накапливалось долго, но причины разрыва были куда глубже: властолюбивый царь не мог долго терпеть рядом с собой и властных советников. Иван IV обвинил Адашева и Сильвестра в сговоре с целью утвердить в Русском государстве систему ограниченной монархии, где царь почтён лишь председателем, обладает лишь номинальной властью, в то время как власть реальная находиться в руках его советников. В этом кроется причина того, что случилось между царём и его бывшими советниками, главная причина распада правительства политического компромисса и начала «войны» между ними. Опала Сильвестра и Адашева повлекла за собой крутой поворот в политике правительства. Избранная рада проводила структурные реформы, темп которых не устраивала царя. Слишком же торопливыми структурные преобразования быть не могут. В условиях России XVI в., где не созрели предпосылки для централизации, ускоренное движение к ней возможно только на путях насилия и террора, так как ещё не сформирован аппарат власти, особенно на местах. Да и только что созданные центральные ведомства (приказы) действовали в традициях глубокой патриархальности. Путь же террора, которым царь Иван пытался заменить длительную и сложную работу по созданию государственного аппарата, был неприемлем для деятелей Избранной рады.

б) Опричнина Ивана IV, её последствия.

Падение Избранной рады послужило прологом к одному из самых мрачных периодов отечественной истории- опричнине. События первой половины 60-х гг. стали её предысторией. В течение 7 лет, с 1565 по 1572г. в Московском государстве разгорелся и пылал, по образному выражению современника этих событий князя Андрея Курбского, пожар лютости, унесший десятки тысяч человеческих жизней. Так что в памяти людей  XVI - го в. опричнина осталась таким же символом людской мясорубки, как в нашей – 1937 год. И всё же не случайно символом террора стала именно опричнина: количество казней и садистских расправ было в этом семилетие особенно велико. В это время были достигнуты серьёзные успехи в Ливанской войне. Взятие Полоцка было важным стратегическим и политическим событием: царь показал, что он может успешно вести войну и после устранения Сильвестра и Адашева.   

Начало политики опричнины связано с событиями 1565 г., когда царь отказался от престола, ссылаясь на «измены» бояр. Политический расчет этого шага был в том, что согласие вернуться на престол Иван IV обставил тремя условиями: право казни изменников по своему усмотрению; введение опричнины для обеспечения царского обихода и безопасности; выплата на «подъем» (на первоначальное устройство) остальной частью страны (земщиной) 100 тыс.р. – огромной суммы по меркам того времени.

Информация о работе Образование Российского централизованного государства (XIV–XV веков)