Образование СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 10:04, реферат

Описание работы

Существенные различия в национальном законодательстве, в национальных хозяйственных механизмах препятствуют формированию общего рыночного пространства. Экономические интересы членов СНГ все чаще расходятся, обусловливая различные подходы к целям, формам и методам развертывания интеграционных процессов. Все эти факторы в совокупности создают значительные трудности в формировании нового международно-правового образования СНГ, возникшего на руинах СССР. Цель реферата - осуществить анализ процесса образования Содружества Независимых Государств и перспектив развития новой международно-правовой общности.

Содержание работы

Введение…..3
Обзор литературы по тематике…..4
1.Содружество Независимых Государств: образование и основные стратегии развития…..5-7
1.1.Образование Содружества Независимых Государств…..5-6
1.2. СНГ: стратегии хозяйственного и политического развития…..6-7
2.Проблемы формирования СНГ как международно-политического региона, или есть ли будущее у СНГ?.....8-12
2.1.Осмысление проблем формирования пространства СНГ…..8-10
2.2.«Исламский фактор» как угроза стабильности и безопасности СНГ…..10-12
Выводы…..13
Заключение…..14
Список литературы…..15

Файлы: 1 файл

история реферат.docx

— 36.72 Кб (Скачать файл)

Нижнетагильский филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения

среднего  профессионального образования

«Свердловский областной медицинский колледж»

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: «Образование СНГ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Составила: Зубакова А.С

Студентка 101 ак/о

Преподаватель: Сонькина И.Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

             План:

Введение…..3

Обзор литературы по тематике…..4

1.Содружество  Независимых Государств: образование и основные стратегии развития…..5-7

1.1.Образование  Содружества Независимых Государств…..5-6 

1.2. СНГ: стратегии  хозяйственного и политического развития…..6-7

2.Проблемы  формирования СНГ как международно-политического  региона, или есть ли будущее  у СНГ?.....8-12

2.1.Осмысление  проблем формирования пространства  СНГ…..8-10

2.2.«Исламский  фактор» как угроза стабильности  и безопасности СНГ…..10-12

Выводы…..13

Заключение…..14

Список литературы…..15

 

                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Содружество Независимых Государств (СНГ) в настоящее  время переживает сложный и переломный момент своего становления в качестве регионального интеграционного  объединения на постсоветском пространстве.

Годы существования  СНГ свидетельствуют о том, что  Содружество в целом состоялось как политическая реальность, вместе с тем в базисной сфере взаимодействия - экономической, Содружество не оправдало многих надежд, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества.

Вместо Общего рынка, открытых границ и единого  таможенного пространства на пути свободной  торговли воздвигнуты барьеры. Не состоялся  Платежный союз, полная, свободная  и взаимная конвертируемость национальных валют.

Иллюзорными оказались расчеты на сохранение былой экономической общности. Увеличивается разрыв между странами СНГ в социальной сфере.

Сегодня серьезные  трудности для углубления интеграционных процессов в рамках Содружества  возникают из-за разрыва хозяйственных  связей, различий в содержании и  темпах проводимых реформ в странах  СНГ, спада производства, неустойчивости национальных валют, хронических неплатежей и преимущественно бартерного характера взаимной торговли.

Ослабление  экономических связей внутри СНГ  ведет к переориентации внешнеэкономических приоритетов государств Содружества на рынки третьих стран, откуда черпается большая часть инвестиционных ресурсов, финансовой помощи и товарного импорта.

Существенные  различия в национальном законодательстве, в национальных хозяйственных механизмах препятствуют формированию общего рыночного  пространства. Экономические интересы членов СНГ все чаще расходятся, обусловливая различные подходы к целям, формам и методам развертывания интеграционных процессов.

Все эти факторы  в совокупности создают значительные трудности в формировании нового международно-правового образования СНГ, возникшего на руинах СССР.

Цель реферата - осуществить анализ процесса образования Содружества Независимых Государств и перспектив развития новой международно-правовой общности.

 

 

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМАТИКЕ

Проблемы  образования СНГ нашли отражение  во многих монографических изданиях, брошюрах: «Особенности развития СНГ на современном этапе» (1995), «Российская диаспора в странах СНГ и Балтии» (1998), «Содружество Независимых Государств» (1999); «Россия и нефть Каспия» (1997), «СНГ. Концепция» (1998), «Дезинтеграционные и сепаратистские тенденции в СНГ» (1999), «Границы России и СНГ» (1999); в сборниках материалов международных конференций и круглых столов, книгах и других изданиях, в том числе в периодической печати: журналах «Дипломатический вестник», «Международная жизнь», «Народонаселение», «Политические исследования», «Социологические исследования», «Федерализм» и др.

Так на страницах  журнала «Народонаселение» обсуждаются  миграционные процессы в странах  СНГ, представляющие для России целый  комплекс проблем правового и  социально-экономического характера.

 

Во многих периодических изданиях, монографиях  и книгах нашли свое отражение различные грани межнациональных отношений в процессе образования СНГ, среди которых следует особо отметить труды К.С.Гаджиева, А.Г.Здравомыслова и др.

 

Большой вклад  в изучение вопросов образования  СНГ внесли также работы А.В.Мальгина, Л.С.Бляхмана, М.И.Кротова, В.Б.Мантусова  и многих других аналитиков: журналистов, политологов, социологов, правоведов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ОБРАЗОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ  РАЗВИТИЯ

 

1.1.Образование Содружества Независимых  Государств

СНГ - это  объединение суверенных государств с широкой сферой совместной деятельности и определенной организационной  структурой. Договорную основу СНГ составляют Устав и многосторонние акты (договоры, соглашения, решения и т.д.), в том числе Соглашение о создание СНГ от 8 декабря 1991 года (г.Минск), подписанное между Россией, Белоруссией и Украиной и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г.), в соответствии с которым в состав СНГ вошли Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия.

Соглашение  о координационных институтах СНГ  от 21 декабря 1991 года была определена структура  Содружества. Высшими органами СНГ  являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП), что закреплено в Уставе СНГ, принятом 22 января 1993 года. В сентябре того же года в Москве был учрежден Совет министров иностранных дел (СМИД).

Ключевая  организационная роль в деле формирования единого экономического пространства государств-участников СНГ отводилась созданному 21 октября 1994 г. в Москве Межгосударственному экономическому комитету Экономического союза (МЭК).

На основе подписанных в рамках СНГ документов были созданы другие органы сотрудничества, призванные содействовать интеграционному  сотрудничеству стран СНГ.

Самая важная задача, которая была поставлена перед  СНГ – это всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и всесторонняя интеграция, оказание взаимной правовой помощи.

По мнению А.Б.Кеженова, Содружество Независимых  Государств в своем нынешнем виде не является ни государством, ни надгосударственным (наднациональным) образованием. Оно представляет собой региональную международную межправительственную организацию и именно в качестве таковой обладает всеми признаками субъекта международного права.

Международная правосубъектность СНГ существенным образом отличается от правосубъектности  учредивших его суверенных стран. Правосубъектность  Содружества носит вторичный, производный по отношению к правам и обязанностям государств характер. При этом признание за СНГ статуса субъекта международного права вовсе не обязательно влечет за собой наделение руководящих органов Содружества какими-либо наднациональными функциями.

На настоящий  момент Содружество стало неотъемлемым элементом евразийской политической системы, реальностью, которая существует независимо от того или иного субъективного отношения к ней. СНГ обеспечивает институционально-организационную и, в определенной степени, нормативно-правовую общность государств постсоветского пространства. Очевидно, что Содружество выполняет функции элементарного структурирования пространства бывшего СССР.

 

1.2. СНГ: стратегии хозяйственного  и политического развития

Многие политики и эксперты обращают внимание на низкую эффективность деятельности СНГ  во многом определяется слабостью институционального и правового механизма сотрудничества. В документах Содружества многие положения соглашений и договоров носят общий и декларативный характер, большинство из которых не выполняется. Органами Содружества не обеспечен контроль за реализацией договоренностей.

Серьезным просчетом  в деятельности СНГ на протяжении двенадцати лет было чрезмерное увлечение  интеграцией на межгосударственном и межотраслевом уровнях без  должного внимания развитию объединительных  связей на микроуровне. Предпринимательские и банковские структуры, являющиеся в рыночных условиях главными экономическими операторами, слабо вовлечены в интеграционную деятельность. Не созданы экономические и правовые условия, которые обеспечили бы их заинтересованность в работе на рынках друг друга. Не отработан механизм государственной поддержки такой деятельности, включая предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов, скидки в налогообложении и т.д.

Сложность и  противоречивость развития СНГ требует  внимательного и всестороннего анализа пройденного пути. От объективной оценки неудач первых лет интеграции и накопленного позитивного опыта, правильного выбора дальнейшей стратегии хозяйственного и политического развития стран Содружества будет зависеть их экономическое положение и роль на мировой арене в будущем. Если не будут внесены серьезные коррективы, то в условиях накопления существующих в настоящее время между странами СНГ негативных моментов и противоречий, Содружество может расколоться на ряд конкурирующих субрегиональных блоков, а страны, входящие в них, - стать сырьевыми придатками промышленно развитых держав.

Другая альтернатива связана с движением по пути реальной интеграции, которая в состоянии помочь государствам СНГ стать важными центрами высокоразвитой экономики, современных технологий, развивать самые передовые отрасли производства, быть равноправными партнерами в мировом хозяйстве.

Возможность реализации такой перспективы непосредственно  связана с особенностями развития мировой экономики на пороге XXI века, опытом хозяйственной интеграции в Западной Европе и в других регионах мира. Межгосударственная экономическая интеграция, создание и развитие все новых региональных образований - неотъемлемая черта современных мирохозяйственных связей, составная часть процессов их глобализации и регионализации.

В складывающихся условиях перед странами Содружества  остро встает проблема поиска своего места в меняющейся конфигурации современного мира. Предстоит сделать выбор между двумя альтернативными путями приобщения к мировому хозяйству: решать эту задачу практически в одиночку, что для многих стран Содружества обернется, скорее всего, поглощением одним из формирующихся мировых «полюсов», или ускорить создание собственного интегрированного сообщества, способного играть самостоятельную роль в международных делах.

Становится  все очевиднее, что прямая интеграция стран СНГ в мировое хозяйство ведет к превращению их в периферию мирового рынка. При нынешнем технологическом уровне этих стран не приходится рассчитывать на масштабный выход на международные финансовые и товарные рынки, которые в основном заняты и распределены.

При этом следует  учитывать желание и политическую волю всех стран Содружества всемерно углублять равноправное и взаимовыгодное сотрудничество и приверженность к дальнейшему развитию и совершенствованию деятельности Содружества. Хорошей основой развития интеграции является наметившаяся стабилизация, а в ряде стран СНГ экономическое оживление и рост производства.

 

 

 

 

2.ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СНГ  КАК МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО  РЕГИОНА, ИЛИ ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ  У СНГ?

 

2.1.Осмысление проблем формирования  пространства СНГ

В СНГ вызревание сотрудничества шло по двум направлениям. Первое - создание рамочной нормативно-правовой базы сотрудничества политического характера. Развитие этого направления пришлось на 1991-1993 гг. Второе направление - выстраивание низового уровня нормативной базы, прежде всего мягкого конвенционного законодательства, значительную роль, в котором сыграли хозяйствующие субъекты, как постсоветского пространства, так и извне. Серединный элемент - «управленческий» слой нормативно-правовой базы - остается невыстроенным. Это объясняется как неготовностью лидеров спуститься с политико-декларативного уровня, так и неспособностью национальных бизнес-сообществ пролоббировать этот сектор. Отсутствие этого наиболее заметного слоя регулирования и порождает пессимизм «не­внимательного наблюдателя» в отношении СНГ.

Еще несколько  месяцев назад можно было говорить, что здесь есть положительные подвижки. Происходили они, прежде всего, по линии таких форматов, как российско-белорусский союз, Евразэс, где нарабатывались необходимая правовая база и механизмы взаимодействия, которые со временем могли быть перенесены на уровень «большого» СНГ. Однако отсутствие со стороны Минска реальных шагов в сторону образования Союзного государства в конце 2003 года свидетельствует о неготовности (или нежелании) руководства Белоруссии придать этому новому образованию конкретные очертания.

Аналитики не высоко оценивают перспективы развития СНГ как международно-политического региона. А.В.Мальгин, например, считает, что возникшие на постсоветском пространстве государства изначально столкнулись с объективной необходимостью поиска своей «международно-структурной идентичности»6. Республики бывшего СССР встали перед выбором - начать процесс формирования нового международно-политического региона либо включиться в тот или иной уже существующий7. Вторая возможность была полноценно использована прибалтийскими странами. Для других государств на обозримую перспективу такая возможность маловероятна. Ни один регион, граничащий с СНГ, пока не может по объективным причинам абсорбировать какое-либо из государств, возникших после распада Советского Союза, на условиях выше маргинального участия.

Информация о работе Образование СНГ