Образование СССР (1922-1924 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:50, доклад

Описание работы

Глубочайший за последние несколько веков политический кризис в России привел в 1917 году к ее развалу на десятки отдельных, номинально суверенных, государственных образований. В процессе укрепления своей власти большевики искали формы - практически полезные новой власти и юридически корректные, привлекательные и убедительные хотябы для части населения - политического объединения земель бывшей Российской империи. Работа по собиранию земель (большевики, взяв власть, теперь вынужденно стали собирателями русских земель) велась еще в ходе гражданской войны. После ее завершения юридически корректные формы стали важнее военных побед.

Файлы: 1 файл

ОБРАЗОВАНИЕ СССР.docx

— 30.12 Кб (Скачать файл)

 

С докладом об образовании СССР выступил И. Сталин, Зачитав текст Декларации и Договора об образовании СССР, Сталин предложил принять их без  обсуждения. Наркомнац оставался верен себе. Но по предложению М. В. Фрунзе оба документа были приняты в основном и направлены на доработку. Почему кто-то должен решать за делегатов? Пусть и они примут участие в работе, за этим их и послал в Москву народ. Окончательная ратификация документов откладывалась до II съезда Советов. "Этот путь, - сказал Фрунзе, - как будто кажется длиннее, но нам приходится считаться с тем, что и то дело, которое мы сейчас с вами начали, является делом чрезвычайной важности, делом, над созданием которого стоит потрудиться не один и не два месяца, с тем, чтобы и результаты вышли наиболее совершенные".

 

Главы делегаций первыми подписали  Договор и Декларацию. От РСФСР - М. И. Калинин, от УССР - М. В Фрунзе, Г. И. Петровский, от ЗСФСР - М. Г. Цхакая, от БССР - А. Г. Червяков. Создание Союза было законодательно оформлено. Делегаты избрали ЦИК СССР в составе 371 члена и 138 кандидатов. Большинство представлять не было необходимости. Л. Б. Красин и Г. М. Кржижановский стояли у истоков партии, как и Н. К. Крупская. Первыми советскими наркомами были А. Г.Шлихтер (земледелия), И. В. Сталин (по делам национальностей), Н. А. Семашко (здравоохранения), Ф. Э. Дзержинский (пред. ВЧК, нарком железнодорожного транспорта), А. Д. Цюрупа (продовольствия). Полководцы и герои гражданской войны, деятели науки и искусства. Избрав и Бела Кун - один из организаторов КП Венгрии.

 

Экономические сдвиги, происходившие  в стране после введения НЭПа, расширение местной инициативы, демократизация жизни общества благоприятно сказывались  на национально-государственном строительстве. На территории Средней Азии возникли Узбекская и Туркменская ССР, вступившие в 1925 г. в СССР, и Киргизская АССР в составе РСФСР. Шел процес ликвидации старого национального наследия. В 1924 ряд районов с преобладанием белорусского населения был передан из РСФСР в БССР.

 

Совершенствовались автономные отношения. В первой половине 20-х гг. в составе  РСФСР были образованы автономные республики - немцев Поволжья, Бурят-Монгольская  и др. Аджарская и Абхазская  автономные республики появились в  Грузии. В Азербайджане права автономии  получили Нахичевань (АССР) и Нагорный Карабах (АОбл). В составе УССР образовалась Молдавская АССР.

 

Однако многие проблемы решены не были. Это касается прежде всего национального размежевания в Закавказье и Средней Азии. На протяжении первого полугодия 1923г. шла работа по выработке Конституции СССР. Она велась под руководством ЦК РКП (б) и ЦК КП союзных республик. Активное участие в работе конституционной комиссии приняли представители всех союзных республик. Было принято решение о создании в составе ЦИК двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

 

Летом 1923 г. сессия ЦИК утвердила  и ввела в действие Конституцию. Окончательное утверждение должно было произойти на II съезде Советов  в январе 1924 г. Верховным органом  власти провозглашался съезд Советов. Делегаты на него избирались на губернских или республиканских съездах. При  этом сохранялось преимущество для  рабочих: от городских советов и  т. п. 1 делегат от 25 тыс. избирателей, а от губернских съездов 1 от 125 тыс. Сохранилось ограничение политических прав, установленное Конституцией 1918 г. В 1922 - 1925 гг. к выборам не допускалось  от 2 до 9% населения старше 18 лет.

 

Были созданы союзные наркоматы, ведавшие внешней политикой, вопросами  обороны, транспортом, связью, планированием. Ведению верховных органов власти подлежали кроме того вопросы  границ СССР и республик, прием в  Союз. В решении остальных проблем  республики были суверенны.

 

31 января 1924 г. II съезд Советов СССР  утвердил Конституцию. Председателем  СНК в связи со смертью В.  И. Ленина был назначен А.  И. Рыков.

ВЫХОД ИЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИЗОЛЯЦИИ

Завершение военной интервенции  и гражданской войны позволило  советскому государству расширить  свою деятельность на международной  арене. Активизация усилий отечественной  дипломатии совпала с глубокими  переменами, наметившимися в годы нэпа во внешнеполитическом курсе большевистского  режима. Если прежде он в значительной мере формировался на принципах пролетарского  интернационализма, на отказе от “имперского  прошлого”, то теперь акценты всё  больше начинают смещаться в сторону  защиты интересов Советской России как независимого, суверенного государства. Историки в этой связи отмечают, что нэп во внешней политике означал  не только либерализацию внешнеполитической доктрины большевиков, но и постепенное  возвращение их к традиционным национально-государственным  приоритетам во взаимоотношениях с  другими странами.

Ключевой задачей, которую  пришлось решать советскому руководству  в начале 1920-х гг., становится борьба за дипломатическое признание РСФСР и вывод страны из внешнеполитической изоляции. Ещё в то время, когда не утихли бои гражданской войны и не все интервенты покинули пределы республики, советская дипломатия добилась первых серьёзных успехов. 2 февраля 1920 г. был заключён Тартуский мирный договор с Эстонией. По этому договору стороны устанавливали дипломатические отношения и брали на себя обязательства не допускать на своей территории создания вооружённых формирований, чья деятельность была бы направлена против другой стороны. За Эстонией последовали и другие страны Русской Прибалтики: 12 июля был подписан мирный договор с Литвой и 11 августа 1920 г. — с Латвией. Большое значение имело подписание 14 октября 1920 г. мирного договора с Финляндией, по которому стороны взаимно признавали суверенитет друг друга, а так же соглашались не создавать военных сооружений и не держать крупных военных кораблей в районе Ладоги.

Менее выгодным для РСФСР  был мир, заключённый с Польшей, ставший результатом неудач Красной  Армии на заключительном этапе Советско-Польской войны. По этому договору, подписанному 18 марта 1921 г. в Риге, Польше передавались значительные территории Украины и  Белоруссии. Советская сторона соглашалась  возвратить Польше различные военные  трофеи и прочие ценности, вывезенные с территории Польши начиная с 1 января 1772. Кроме того РСФСР обязывалась  уплатить Польше в годичный срок 30 млн. золотых руб. в качестве возмещения ущерба за “хозяйственную эксплуатацию”  польских земель царизмом. Вместе с  тем, Польша устанавливала с РСФСР  дипломатические отношения, брала  на себя обязательства предоставить русским, украинцам и белорусам  в Польше все права, которые помогли  бы обеспечить свободное развитие их национальной культуры. Договаривавшиеся стороны взаимно отказывались от вмешательства во внутренние дела друг друга и брали на себя гарантии не допускать на своих территориях  образования и пребывания организаций, деятельность которых была бы направлена против другой стороны. Хотя на протяжении всех последующих лет Польша нарушала взятые на себя обязательства, Рижский  договор позволил Советской России завершить налаживание дипломатических  отношений со странами, возникшими на террариях, прежде входивших в  Российскую империю, укрепить свои западные границы, добиться частичного прорыва  дипломатической блокады.

Успешно развивались дипломатические  отношения РСФСР со странами Востока. В их основу были положены принципы равноправия и не вмешательства  во внутренние дела друг друга. Дружественная, миролюбивая политика советского руководства  позволяла дипломатическими средствами сохранять влияние в государствах, входивших прежде в сферу российских интересов. Примером удачного сотрудничества служат Советско-Иранские отношения. С  одной стороны, согласно заключенному 26 февраля 1921 г. договору о дружбе между  двумя странами, РСФСР аннулировала все международные договорённости, заключённые царским правительством, в которых ущемлялись права и  суверенитет Персии. С другой стороны, Иран сохранял за Россией право ввода  войск на свою территорию, в случае, если третьи страны попытаются использовать её для подготовки агрессии против советской стороны. РСФСР становится первым государством, признавшим независимость  Афганистана. Советско-афганский договор  о дружбе, устанавливавший дипломатические  отношения между двумя странами, был подписан 28 февраля 1921 г. 16 марта 1921 г. Советская Россия заключает  договор о дружбе и братстве с  республиканским правительством Турции, возглавляемым М. Кемаль-паши (Ататюрком). Соглашение о взаимном признании и добрососедских отношениях 5 ноября 1921 г. было подписано с Монголией.


Информация о работе Образование СССР (1922-1924 гг.)