Образование СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 16:16, реферат

Описание работы

Цель моей работы - проанализировать процесс создания СССР в свете новых исторических подходов. Для этого мне необходимо решить следующие задачи: рассмотреть предпосылки образования СССР, этапы и формы объединения республик, изучить основные документы, закрепляющие устройство нового государственного образования, а так же определить значение создания СССР для республик, вошедших в его состав.

Содержание работы

1. Введение
2. Проекты объединения советских республик
3. Принятие Декларации и Договора об образовании СССР
4. Разработка и принятие Конституции СССР
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Образование ССС1.docx

— 52.20 Кб (Скачать файл)

       В декабре 1933 г. Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о создании Чечено-Ингушской автономной области с центром в Грозном, а Владикавказ был передан Северной Осетии. Отзвуки этого постановления дают о себе знать и в наши дни. В 1936 г. Северо-Осетинская АО была преобразована в Северо-Осетинскую АССР, а также образована автономная область Кабардино-Балкария. В 1936 г. решением VIII Чрезвычайного съезда Советов СССР Казахская и Киргизская автономные республики получили статус союзных. Была упразднена ЗСФСР. Грузинская, Азербайджанская и Армянская республика вошли в состав СССР в качестве самостоятельных членов.

К 1 декабря 1933 г. в Российской Федерации насчитывалось 117 национальных районов и более 3 тыс. сельских советов  с численно преобладающим населением из национальных меньшинств. Создание национальных административных единиц в определенной мере способствовало национальному самоопределению многочисленных народов, компактно проживающих на инонациональной территории. Люди почувствовали уважение к их национальному достоинству и, соответственно, усилилось доверие к власти. Власть говорила на понятном языке. Работала национальная школа. Вместе с тем национальное районирование одних народностей сопровождалось пробуждением самосознания других, стремившихся добиться и для себя отдельной территории в виде района или сельсовета, причем отказ в этом вызывал недовольство, зависть и вражду. Наблюдалось и стремление некоторых лиц создать свою административную единицу без учета условий и возможностей, а иногда даже против воли людей своей национальности, проживающих в данной местности. Обособление людей на национальной основе кое-где сопровождалось всплеском сепаратистских, националистических настроений, шовинизма по отношению к меньшим по численности национальным группам. Во многих национальных областях и республиках поднимался вопрос о пересмотре внешних границ в сторону их расширения. К минусам национального размежевания необходимо отнести и ослабление экономических связей между отдельными районами. Проявилось и нежелание местных властей выделять такие национальные единицы. Впоследствии (1937 г.) Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о ликвидации национальных районов, отмечая, что в некоторых местах они создавались "искусственно", без учета национального состава их населения и что многие из этих районов якобы были созданы "врагами народа с вредительскими целями". Смена курса была связана с общей установкой о "решенности" национального вопроса в СССР и форсированием межнационального сближения.

      Остро ощущалось противостояние советских властей и духовенства. Повально закрывались и разрушались церкви, мечети. Однако религиозные школы в регионах, где население исповедовало ислам, брали верх над советскими. Так в Дагестане в 1925 г. в советских школах обучалось 15 тыс. детей, а в медресе - 40 тыс. В Башкирии и Казахстане к 1925 г. в некоторых волостях открылось до двух десятков религиозных школ.

      Существовала и установка о переводе делопроизводства в национальных республиках и областях на язык "коренного" населения. В Закавказье большая часть центральных учреждений в 1925 г. вела делопроизводство на местных языках. В Белоруссии на белорусском языке осуществлялось делопроизводство ЦИКа, на Украине на украинском языке - делопроизводство всех губернских и окружных учреждений. Однако в промышленных районах Украины процесс перехода на украинский язык шел медленно. Пленум ЦК КП(б)У назначил предельным сроком украинизации 1 января 1926 г., хотя такая спешка явно не шла на пользу делу. Очень плохо обстояло дело с переводом делопроизводства на языки "коренных" национальностей в Калмыкии и Ойратской обл., где своя письменность только еще вводилась, а также в Таджикистане. В Белоруссии при перевыборах Советов жители нескольких сел в приграничных с РСФСР районах, в дополнение к наказу депутатам, приняли постановление "не вводить белоруссизацию в школе". Это объяснялось отнюдь не отсутствием патриотизма, а потребностями жизни. Например, некоторые председатели еврейских сельсоветов в Смоленской обл. выступили в 1927 г. против перевода делопроизводства на еврейский язык, считая это невыполнимым. Кадров, владеющих национальными языками, было мало, или они вообще отсутствовали. Встречались затруднения и иного порядка: если в районе имелось, например, русское население, то на каком языке ему следовало обращаться в органы власти? Декрет ВЦИК о реализации прав национальных меньшинств позволил найти следующий выход из положения: русским разрешалось обращаться в органы власти на русском языке. Выдвигалось, например, требование украинизации всех учреждений районов (вне Украины), где проживали украинцы, что вызывало осуждение со стороны самих украинцев.

     Вместе с тем в стране и партии стал распространяться ошибочный тезис о "решенности" национального вопроса в СССР. При этом в постперестроечный период у нас бытовало мнение, что впервые он якобы был озвучен 6 июля 1935 г. известным партийным и государственным деятелем, секретарем ЦК РКП(б) А. А. Андреевым в газете "Известия". Однако фактически еще в мае 1924 г. на XIII съезде РКП(б) выступивший с отчетом ЦК партии секретарь ЦК Г. Е. Зиновьев несколько раз акцентировал внимание на том, что "национальный вопрос разрешен нами правильно" и "осталось доделать только детали... Правильное разрешение национального вопроса - это 50% успешного разрешения задач революции"70 . После этого любое заявление о наличии каких-либо национальных проблем могло расцениваться и расценивалось как буржуазный национализм, а тот, кто говорил о них, подвергался преследованиям. Этот тезис существовал многие годы и нанес большой вред советскому государству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    

Значение образования  СССР 
1. Выравнивание уровней отсталых народов.

       Образование СССР объединило усилия народов по восстановлению и развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов, достижения фактического равенства между ними. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказскую республику переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда выделялись ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты других республик делались большие налоговые отчисления. 
2. Социально-культурное значение.

     Имелись определенные позитивные результаты национальной политики Советского правительства в области культуры, образования, системы здравоохранения в республиках. В 20 - 30-е гг. создаются национальные школы, театры, широко издаются газеты, литература на языках народов СССР. Некоторые народы впервые получают разработанную учеными письменность. Решались вопросы здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 г. имелось 12 больниц и только 32 врача, то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14% являлись представителями коренной национальности). Союз народов СССР явился одним из источников победы над фашизмом в 1941-1945 гг. 
3. Влияние административно-командной системы на национальную политику.

           На деле суверенитет союзных республик оставался номинальным, поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП(б). Ключевые политические, хозяйственные решения принимались центральными партийными органами, которые были обязательными для республиканских. Интернационализм в его практической реализации стал рассматриваться как право игнорирования национальной самобытности и культуры народов. Был поставлен вопрос об отмирании по пути продвижения к коммунизму национально-языкового многообразия. Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов. При этом от борьбы с национализмом страдали не только народы СССР , но в неменьшей степени сам русский народ. Административные, унитаристские тенденции национальной политики СССР создавали почву для формирования потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов. Одновременно Советское руководство добивалось пресечения сепаратистских тенденций в национальных регионах путем создания там местной бюрократии с предоставлением ей видимой самостоятельности при реальном жестком контроле со стороны центральной власти 
 
Вывод.

     Образование многонационального союзного государства отвечало многим культурным и историческим традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Создание СССР способствовало также укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии государственности, которое после 1936 г. осуществлялось уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

     В сфере  национальной политики 12 лет, разделяющие  первую Конституцию СССР и  "Сталинскую Конституцию", ознаменовались  многими бурными процессами. Народы  многонациональной России, получившие  в результате революции 1917 г.  долгожданную свободу, стали на  путь социального и национального  возрождения. Всплеск внимания  к национальным проблемам, стремление  преодолеть недоверие к советской  власти, к партии большевиков  послужили стимулом для ряда  позитивных процессов, направленных  на национальное возрождение  и развитие, особенно национальных  меньшинств, на сближение и сотрудничество  всех народов страны.

    Партия большевиков многое сделала для решения национального вопроса. На начальном, ленинском этапе происходила демократизация межнациональных отношений на территории бывшей Российской империи. Процесс развития наций в общем и целом стал более интенсивным, многообразным и эффективным. Достижения национальных образований и народов за рассмотренный период несомненны. Однако в деле проведения в жизнь декларируемых советским руководством принципов национально-государственного строительства было много формализма. Все более стал давать о себе знать административно-командный стиль управления. Хотя руководители страны постоянно клялись в верности ленинской национальной политике, отход от ее принципов становился с годами все заметнее. Возросли унитаристские тенденции в экономике и политике. Число союзных республик и национальных областей значительно увеличилось, но права их оказались сильно урезанными и не могли выходить из рамок директив ЦК ВКП(б). Федерализм начал носить формальный характер, и спорить о его сохранении и развитии стало довольно сложно. В середине 1930-х гг. внимание к национальным интересам народов все больше ослабевало. Советская и партийная бюрократия, в руках которой оказалось кормило национального строительства, погрязла в администрировании. Изучение "плюсов" и "минусов" национальной политики партии государства прошлых лет может способствовать дальнейшему совершенствованию национальной политики в современной Российской Федерации. 
   

Список использованной литературы:

1. Исаев И. А. История  государства и права России: учебник.  – М.:

Юристъ, 2000.

2. История государства  и права. – М.: Юрайт-М, 2001.

3. История СССР: Эпоха социализма. Учебное пособие для ист. фак.

пед. ин-тов . С. А. Сераев, С. Ф. Найда, В. И. Погудин,

Ф. В. Носов; под ред. С. А. Сераева. – М.: Просвещение, 1983.

4. Карр Э. История Советской России. Кн. 1: Том 1 и 2.

Большевистская революция. 1917-1923. Пер. с англ. . Предисл.

Ненарокова А. П. – М.: Прогресс, 1990.

5. Микоян А. И. В начале двадцатых - М.: Политиздат, 1975.

6. Новейшая история Отечества: ХХ век: Учеб. Для студ. высш. учеб.

заведений: В 2 т. . Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М.:

Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Т. 1

 

 


Информация о работе Образование СССР