Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:53, контрольная работа
Маржиналистская революция проходила в два этапа. Первый этап охватывает 70-80-е годы XIX в., второй этап (1890-е гг.) получил название неоклассической школы. Многие ученые начинали маржиналистскую революцию, а затем способствовали созданию более глубокой неоклассической теории. Маржиналистскую революцию осуществила блестящая плеяда таких ученых, как Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914), Уильям Стенли Джевонс(1835-1882), Френсис Эджуорт (1845-1926), Леон Вальрас (1834-1910), Джон Бейтс Кларк (1847-1938), Альфред Маршалл (1842-1924) и др.
Введение 3
1. История возникновения теории маржинализма 4
2. Общая характеристика маржинализма 8
3. Этапы «маржинальной революции» 13
4. Маржиналисты 15
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Уральский государственный университет путей сообщения
«История экономических учений»
На тему
«
Выполнил работу
Студент гр. ЭК-142
Репин М.С.
Проверил работу
Преподаватель
Сухина Л.В.
Екатеринбург
2013
Введение 3
1. История возникновения теории маржинализма 4
2. Общая характеристика маржинализма 8
3. Этапы «маржинальной революции» 13
4. Маржиналисты 15
Заключение 24
Список использованной литературы 25
В середине XIX в. классическая школа политической экономии оказалась в состоянии кризиса, так как ее теория базировалась на затратной трактовке ценности и не могла объяснить ряда острых проблем экономики. Самым слабым местом классической школы было то, что она слабо была сориентирована на субъекта-потребителя, ради которого осуществляется производство. Взгляд классической школы был прикован к производителю.
Выход из кризиса нашли маржиналисты. Это направление экономической мысли возникло в последней трети XIX в. В центре данной системы стоит субъект с его потребностями. В ней потребитель - всему голова.
Маржиналистская революция проходила в два этапа. Первый этап охватывает 70-80-е годы XIX в., второй этап (1890-е гг.) получил название неоклассической школы. Многие ученые начинали маржиналистскую революцию, а затем способствовали созданию более глубокой неоклассической теории. Маржиналистскую революцию осуществила блестящая плеяда таких ученых, как Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914), Уильям Стенли Джевонс(1835-1882), Френсис Эджуорт (1845-1926), Леон Вальрас (1834-1910), Джон Бейтс Кларк (1847-1938), Альфред Маршалл (1842-1924) и др.
Начало
70-х годов XIX в. в истории мировой
экономической мысли
Какова же была предмаржиналистская ситуация в западной экономической теории, а точнее в теории стоимости (ценности), так как революция произошла именно здесь?
Господствовавшая в этой области парадигма опиралась на достижения английской классической школы в интерпретации Дж. С. Милля, который в 1848 г. неосторожно заявил, что "к счастью, в законах стоимости нет ничего, что осталось бы выяснить современному или любому будущему автору; теория этого предмета является завершенной".[5]
Эти незыблемые "законы стоимости" сводились к следующему:
1) стоимость
вещи бывает временная (
2) рыночная
стоимость определяется
3) естественная
стоимость по-разному
4) издержки
производства состоят из
Таким образом, в классической модели средний уровень цен (естественная стоимость) определяется в сфере производства и задается издержками. Предложение же товара определяется спросом, складывающимся при данной цене.
Такова объективная производственная теория стоимости в самом сжатом виде. Следует отметить, что на европейском континенте эта теория существовала в несколько ином виде. С одной стороны, там сильна была традиция, восходящая к Галиани и Кондильяку и связывающая ценность вещи с ее полезностью. С другой стороны, немецкая экономическая литература, испытывающая влияние мощной немецкой философии того времени, уделяла много внимания значению самого слова "ценность" (Wert), соотносила его с прочими человеческими ценностями и т. д. Однако теория ценности на континенте обычно включала и описанные Дж. С. Миллем "законы", хотя это, как правило, вело к противоречиям. Но от недостатков не была свободна и сама классическая теория в ее миллевском варианте. Во-первых, для любого, даже самого высокоразвитого и богатого, общества (а для него в особенности) возможность безграничного увеличения производства, из которой исходит "теория издержек", является скорее исключением, чем правилом. Во-вторых, объективная теория трактовала спрос на товар как "черный ящик". То немногое, что говорилось об определяющих его факторах, сводилось к банальному логическому кругу: спрос влияет на цены, а цены влияют на спрос. В-третьих, дуализм классической теории стоимости (совершенно разные объяснения для свободно воспроизводимых и невоспроизводимых благ) не давал покоя ученым, стремящимся создать стройную и всеобъемлющую теорию, раскрывающую сущность ценности (стоимости). (А именно такие цели ставились перед любой наукой в те допозитивистские времена.) ("Нам нужна именно такая теория, которая все явления ценности выводила бы из одного и того же начала, и притом давала бы им исчерпывающее объяснение", - писал Бём-Баверк) [2].
Все эти слабости вызвали критику классической теории с самых различных позиций. Если немецкая историческая школа критиковала ее за излишне абстрактный, неисторический характер, то К. Маркс, напротив, решительно очистил гипотезу трудовой стоимости от колебаний и оговорок, возникавших у А. Смита, Д. Рикардо и Дж. С. Милля, поскольку они хотели согласовать эту абстракцию с реалиями жизни.
Также в значительной степени смена классической теории на маржинальную стала следствием огромного прогресса в науке, особенно в ее естественных и гуманитарных отраслях, и экономике, которая все более обретала признаки монополистического типа хозяйствования.
Психологизация экономического анализа была особенно характерна для австрийской школы, в то время как в теориях А. Маршалла и Дж. Б. Кларка она менее выражена. Опираясь на субъективно-психологический подход, австрийцы предприняли попытку создать стройную теорию, вскрывающую причинно-следственный механизм рыночных отношений. Теоретики кембриджской и американской школ, зачастую объединяемые в научной литературе в единую англо-американскую школу, так же как создатели математических концепций экономического равновесия (прежде всего В. Парето), сделали упор на исследовании функциональных взаимосвязей экономических явлений, отказавшись от причинно-следственной модели. В конечном счете, в маржиналистской школе утверждается функциональный метод экономического анализа [3].
Итак, методологии маржинализма были свойственны следующие основные черты: субъективно-психологический подход к экономическому анализу (известная степень его деидеологизации на основе отрицания значимости классовой, социальной структуры общества для экономических исследований), признание примата потребления над производством и в конечном счете функциональный подход к оценке экономических явлений [3].
Основываясь на новых методологических принципах, маржиналисты сконструировали целостную теоретическую систему, которая охватывает все разделы экономической науки. Дополненная элементами рикардианства и получившая прочную математическую базу, данная система теоретических взглядов господствовала в ведущих странах с конца XIX столетия до начала 30-х годов XX в.
В отличие от других школ маржинализм до настоящего времени остается питательной средой и теоретической основой многих современных экономических концепций. Это обусловлено методологической ориентацией маржинализма на внеисторический подход к предмету исследования, что дает возможность выявить ряд закономерностей общего характера, выходя за ограниченные рамки конкретно-исторических условий; исходить из недискретного понимания экономического процесса. В немалой степени этому способствует также более нейтральный, деидеологизированный сравнительно с другими школами подход к исследованию. При всей внешней декларативности методологический принцип нейтрального (по сути объективистского) подхода позволял и позволяет более адекватно реагировать на происходящие изменения и, что представляется наиболее важным, является необходимым условием синтеза различных идей и концепций, подчас несопоставимых и несовместимых положений различных школ (ярчайшим примером такого синтеза стала теория А. Маршалла, а также Дж.Б. Кларка, В. Парето и других представителей раннего неоклассического направления в составе маржинализма).
Основная идея маржинализма — исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли (микроэкономика), а также всего народного хозяйства (макроэкономика) [4].
В данном
контексте современный
В течение последних 30 лет XIX в. классическую политическую экономию сменила маржинальная экономическая теория. В значительной степени эта смена стала следствием огромного прогресса в науке, особенно в ее естественных и гуманитарных отраслях, и экономике, которая все более обретала признаки монополистического типа хозяйствования.
Переоценку
устоявшихся почти за двухсотлетнюю
историю ценностей «
Поясняя
суть произошедшей «революции», отметим,
что маржинализм (от слова «маржиналь»,
которое в англо-французском
Еще одно
«революционное» отличие
Далее, в сравнении с классической маржинальная теория широко применяет математические методы, в том числе дифференциальные уравнения (исчисления). Причем математика для маржиналистов необходима не только для анализа предельных экономических показателей, но и для обоснования принятия оптимальных решений при выборе наилучшего варианта из возможного числа состояний и гипотез.
«Революционные»,
можно сказать, подвижки обусловил
маржинализм и в области
Первыми авторами указанных «подвижек» явились И.Фишер и А.Пигу. Так, развивая традиции «американской школы» маржинализма, И.Фишер (1867—1947) вывел свое знаменитое уравнение обмена. В свою очередь Д.Пигу (1877—1959) внес, по сути, коррективу в методологию исследования денег по Фишеру, предложив учитывать мотивы хозяйствующих субъектов на микроуровне (фирмы, компании, частные лица), обусловливающие их «склонность к ликвидности» — стремление откладывать часть денег в запас в виде банковских вкладов ценных бумаг и т.п. Отсюда, по Пигу, в той мере, в какой будет иметь место ликвидность денег, будет происходить и адекватная корректировка цен.
Наконец, «революционным», пожалуй, можно признать то обстоятельство, что методологический инструментарий маржинализма позволил, в конце концов, снять вопрос о первичности и вторичности экономических категорий, считавшийся столь важным у «классиков». Это произошло, прежде всего, благодаря предпочтению каузальному (причинно-следственному) подходу функционального, ставшего важнейшим средством анализа, превращения экономической теории в точную науку.
Необходимо подчеркнуть, что факт начала «маржинальной революции» едва ли кем был замечен. А о том, что она уже свершилась, впервые провозгласил в 1886 г. Л.Вальрас. Он исходил из выдвинутых им идей анализа предельных экономических величин и имел претензии на первенство в этой «революции». Но поскольку в пределах трех лет, т.е. 1871 — 1874 гг., работы подобной направленности были опубликованы также У.Джевонсом и К.Менгером, между этими тремя экономистами началась неразрешимая, казалось бы, тяжба о научном приоритете. Однако в 1878 г. ее неожиданно прервал английский профессор Адамсон, случайно обнаруживший в Британском музее книгу тогда никому неизвестного немецкого автора Г.Госсена, изданную гораздо раньше (1854) и содержавшую изложение принципов маржинального анализа.