Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:44, реферат
Термин «Средневековье» - (medium aevum – средний век) возник в Италии в XIV-XVI вв. Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как «Темные века». Однако история средневековой культуры европейского общества была не столь однозначна. Вся культурная жизнь европейского общества этих периодов значительной степени определялась христианством, которое уже в 4 в. стало государственной религией в Риме. «Средними веками» историки и литераторы того времени назвали период между античностью и своей эпохой. В дальнейшем, в науке закрепилось деление истории на древнюю, средневековую и новую.
Введение.
Культура средних веков одна из трех великих культурно-исторических эпох западной культуры наряду с Античностью и Новым временем
История европейской культуры уходит своими корнями в глубокую древность. Именно на территории Европы обнаружены наиболее ранние следы Homo Sapiens (человека разумного) в пещере Кро-Маньон (современная Франция). Памятники первобытной культуры каменного и бронзового веков обнаружены во всей Европе. Существует версия о том, что наиболее древняя, из известных нам цивилизаций – Шумеро-аккадская – зародилась благодаря появлению в Междуречье в середине четвертого тысячелетия до н.э. выходцев из Европы.
Крупный исторический
период, именуемый «Средними веками»,
не имеет общепринятых хронологических
рамок. Это определяется различием
взглядов на своеобразие и место
данной эпохи в истории
Античные
цивилизации Древней Греции и
Древнего Рима зародились и развивались
на юге Европы. Но это не значит, что
современная европейская
Это означает,
что настало время отказаться
от мифа о варварских народах Европы,
пришедших к созданию собственной
цивилизации под
Сегодня можно
считать, что период Раннего и
Классического средневековья
Термин «Средневековье» - (medium aevum – средний век) возник в Италии в XIV-XVI вв. Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как «Темные века». Однако история средневековой культуры европейского общества была не столь однозначна. Вся культурная жизнь европейского общества этих периодов значительной степени определялась христианством, которое уже в 4 в. стало государственной религией в Риме. «Средними веками» историки и литераторы того времени назвали период между античностью и своей эпохой. В дальнейшем, в науке закрепилось деление истории на древнюю, средневековую и новую.
Средневековье, в современной периодизации всемирной истории, охватывает время от краха Западной Римской империи в V в. до эпохи Великих географических открытий (рубеж XV-XVI веков). Полное господство средневекового типа культуры в Европе связывают не со всем периодом, а с V-XIII вв. Затем в Италии зарождается переходная культурная эпоха - Возрождение, охватывающий конец средневековья и начало Нового времени.
Оценка средних веков в науке менялась. Гуманисты эпохи Возрождения называли их «темными веками», писали о глубоком упадке культуры. В противовес им романтики XIX в. в научных и особенно в художественных произведениях идеализировали средневековье, были склонны видеть в нем воплощение высшей морали. Современные ученые преимущественно избегают крайностей. Признаются, что по сравнению с античностью, потерялись многие достижения культуры, но одновременно в сферу культурного развития были привлечены новые народы, зародились национальные культуры.
Хотя слова
«средние века» вызывают в нашей
памяти знакомые образы – готические
соборы и феодальные замки, рыцари и
крестовые походы, могущество римских
пап,– дать строгое определение
этому понятию не просто. Легко
заблудиться в бесконечном
Хронологические границы средневековья.
Средневековье продолжается со второй половины V в. до начала XVII в., располагаясь между историей древнего мира и историей Нового времени. Марксистская историческая теория, долго господствовавшая в нашей науке и достаточно авторитетная в науке западной, понимает средние века «прежде всего как время возникновения, господства и упадка феодальной общественно-экономической формации, сменившей рабовладельческий или первобытнообщинный строй, а затем в Новое время уступившей историческую арену капитализму». Однако рассмотрим средневековье как сложную историко-культурную систему, как сложившееся в определенное время неповторимое сочетание цивилизационных, экономических, политических, культурных, психологических и иных явлений, поддающихся описанию методами истории и культурологии.
У истоков
средневековой Европы находились Западная
Римская империя и мир
Со всеми
окрестными народами европейцы поддерживали
различного рода контакты. Особенно значимым
было воздействие византийской и
арабской культур. Они могут быть
отнесены к внешним источникам формирования
культуры средневековой Европы. Внутренние
источники – римское и
Периодизация развития европейской культуры.
Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять три периода:
Восприятие Средневековья.
Можно выделить образы этого периода истории, имеющий общекультурный характер. Для него характерны двойственность и преувеличение.
С одной стороны: для гуманистов Возрождения средневековье было воплощением всего, против чего они боролись: католицизма и господства слепой веры над разумом, монархии и сословных привилегий, власти грубой силы и дикости. Именно отсюда и возникает утрированный образ «мрачного средневековья».
С другой стороны: романтизм XIX в. с его интересом к древней простоте, сильным личностям, народному творчеству (баллады, сказки, легенды) и мистике идеализировал средние века – время благородных рыцарей и прекрасных дам.
Изучение
европейского средневековья началось
в конце XVIII–начале XIX в. Историки Франции,
Германии, Англии, России всесторонне
исследовали феодализм как
Общая характеристика Средневековья.
Формирование
средневекового типа культуры на территории,
бывшей Римской империи происходило
разными путями. Восточная Римская
империя сохранила свою государственность
и единство. Византия в течение
всего средневековья оставалась
большой и влиятельной
Социально-экономический
строй средневековья в Западной
Европе схематически можно изобразить
следующим образом. На развалинах Западной
Римской империи возник ряд очень
крупных, но непрочных раннефеодальных
монархий. Основа экономики - сельское
хозяйство. Первоначально все земли
принадлежали королю. Он распределял
их между своими вассалами - феодалами
(феод - название надела), которые служили
в его войске. Феодалы, в свою очередь,
наделяли землей крестьян, выполнявших
повинности (барщина, оброк). Устанавливались
сложные взаимоотношения между
крепостными крестьянами и
Влияние религии на культурную жизнь
Для характеристики
состояния средневековой
«Эмоциональная насыщенность средневековой жизни при жестоком ограничении всех форм рациональности делала средневековых людей чрезвычайно легковерными. Вера в видения, чудесного исцеления, посещения людей нечистой силой были неотъемлемой частью индивидуального и общественного сознания. Люди жили в атмосфере чуда, считавшегося повседневной реальностью»
Гуревич А.Я. «категория средневековой культуры». С.182.
Вместе с распространением и укреплением позиций христианства и католической церкви религия становилась в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и регламентируя основные его сферы. Расцвет данного типа культуры пришелся на период Классического Средневековья.
Иерархия сфер средневековой культуры:
- богословие (теология)
- философия
- институт монашества
- искусство и архитектура
- литература
- городская культура
- театр