Общая характеристика Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:44, реферат

Описание работы

Термин «Средневековье» - (medium aevum – средний век) возник в Италии в XIV-XVI вв. Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как «Темные века». Однако история средневековой культуры европейского общества была не столь однозначна. Вся культурная жизнь европейского общества этих периодов значительной степени определялась христианством, которое уже в 4 в. стало государственной религией в Риме. «Средними веками» историки и литераторы того времени назвали период между античностью и своей эпохой. В дальнейшем, в науке закрепилось деление истории на древнюю, средневековую и новую.

Файлы: 1 файл

Влияние религии.docx

— 23.25 Кб (Скачать файл)

Введение.

Культура  средних веков одна из трех великих  культурно-исторических эпох западной культуры наряду с Античностью и  Новым временем

История европейской  культуры уходит своими корнями в  глубокую древность. Именно на территории Европы обнаружены наиболее ранние следы  Homo Sapiens (человека разумного) в пещере Кро-Маньон (современная Франция).  Памятники первобытной культуры каменного и бронзового веков обнаружены во всей Европе. Существует версия о том, что наиболее древняя, из известных нам цивилизаций – Шумеро-аккадская – зародилась благодаря появлению в Междуречье в середине четвертого тысячелетия до н.э. выходцев из Европы.

Крупный исторический период, именуемый «Средними веками», не имеет общепринятых хронологических  рамок. Это определяется различием  взглядов на своеобразие и место  данной эпохи в истории западноевропейских стран. Так, до настоящего времени еще  сохраняется взгляд на средние века как период некого провала в культурном развитии между античностью и  новым временем.

Античные  цивилизации Древней Греции и  Древнего Рима зародились и развивались  на юге Европы. Но это не значит, что  современная европейская цивилизация  является прямой наследницей древних  цивилизаций. Генезис и развитие современных цивилизаций - самостоятелен, богат и интересен, а их история  указывает не только на влияние, испытываемое со стороны древних (античных)  культур, но также и на сильное воздействие  на культуры древних цивилизаций.

Это означает, что настало время отказаться от мифа о варварских народах Европы, пришедших к созданию собственной  цивилизации под непосредственным влиянием античной культуры, и проследить истоки и пути одной из самых великих  человеческих цивилизаций.

Сегодня можно  считать, что период Раннего и  Классического средневековья охватывает, по меньшей мере десять веков, с V в. по конец XIV в., т.е. с момента падения Западной Римской империи до момента активного формирования культуры Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика Средневековья

 

Термин «Средневековье» - (medium aevum – средний век) возник в Италии в XIV-XVI вв. Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как «Темные века». Однако история средневековой культуры европейского общества была не столь однозначна. Вся культурная жизнь европейского общества этих периодов значительной степени определялась христианством, которое уже в 4 в. стало государственной религией в Риме. «Средними веками» историки и литераторы того времени назвали период  между античностью и своей эпохой. В дальнейшем, в науке закрепилось деление истории на древнюю, средневековую и новую.

Средневековье, в современной периодизации всемирной  истории,  охватывает время от краха  Западной Римской империи в V в. до эпохи Великих географических открытий (рубеж XV-XVI веков). Полное господство средневекового типа культуры в Европе связывают  не со всем периодом, а с V-XIII вв. Затем  в Италии зарождается переходная культурная эпоха - Возрождение, охватывающий конец средневековья и начало Нового времени.

Оценка средних  веков в науке менялась. Гуманисты  эпохи Возрождения называли их «темными веками», писали о глубоком упадке культуры. В противовес им романтики XIX в. в  научных и особенно в художественных произведениях идеализировали средневековье, были склонны видеть в нем воплощение высшей морали. Современные ученые преимущественно избегают крайностей. Признаются, что по сравнению с  античностью, потерялись многие достижения культуры, но одновременно в сферу  культурного развития были привлечены новые народы, зародились национальные культуры.

Хотя слова  «средние века» вызывают в нашей  памяти знакомые образы – готические соборы и феодальные замки, рыцари и  крестовые походы, могущество римских  пап,– дать строгое определение  этому понятию не просто. Легко  заблудиться в бесконечном разнообразии ярких событий и укоренившихся  предрассудков. Сам термин «средние века» весьма условен. Его происхождение  связано с литературными вкусами  ученых-гуманистов XV–XVI вв. Тогда латинский  язык уже более полутора тысячелетий  был в Европе языком культуры и  науки. За столь долгий срок в нем  произошли серьезные перемены, многое стали произносить и писать совсем иначе, чем во времена классиков  литературы Древнего Рима. Гуманисты  решили вернуться к старым языковым нормам. Они назвали «медиум эвум» – «средний век». Выражение «средние века» сохранилось и поныне, а наука, изучающая историю и культуру того времени, называется медиевистикой.

Хронологические границы средневековья.

Средневековье продолжается со второй половины V в. до начала XVII в., располагаясь между историей древнего мира и историей Нового времени. Марксистская историческая теория, долго  господствовавшая в нашей науке  и достаточно авторитетная в науке  западной, понимает средние века «прежде  всего как время возникновения, господства и упадка феодальной общественно-экономической  формации, сменившей рабовладельческий  или первобытнообщинный строй, а  затем в Новое время уступившей историческую арену капитализму». Однако рассмотрим средневековье как сложную  историко-культурную систему, как сложившееся  в определенное время неповторимое сочетание цивилизационных, экономических, политических, культурных, психологических  и иных явлений, поддающихся описанию методами истории и культурологии.

У истоков  средневековой Европы находились Западная Римская империя и мир варварских (германских, кельтских и славянских) племен, которые разрушили эту  империю в эпоху великого переселения  народов (IV–VI вв.). Помимо бывших западных провинций Рима в орбиту средневековой  цивилизации попали Шотландия и  Ирландия, Дания и Скандинавские  страны, западно-славянские народы (хорваты, чехи, словаки, поляки и др.), народы Прибалтики, венгры. Восточными соседями средневековых европейцев были жители древнерусских княжеств, позднее – Московского государства, юго-восточными – византийцы вместе с болгарами и сербами.

Со всеми  окрестными народами европейцы поддерживали различного рода контакты. Особенно значимым было воздействие византийской и  арабской культур. Они могут быть отнесены к внешним источникам формирования культуры средневековой Европы. Внутренние источники – римское и варварское наследие, а также христианство в  его западной, католической форме.

Периодизация развития европейской  культуры.

Внутри  тысячелетнего периода Средних  веков принято выделять три периода:

  • Раннее Средневековье, конец V века - середина XI века;

 

  • Высокое (Классическое) Средневековье (XI- XV века);

 

  • Позднее Средневековье XVI–начало XVII в.

 

 

Восприятие Средневековья.

Можно выделить образы этого периода истории, имеющий  общекультурный характер. Для него характерны двойственность и преувеличение.

 С одной стороны: для гуманистов Возрождения средневековье было воплощением всего, против чего они боролись: католицизма и господства слепой веры над разумом, монархии и сословных привилегий, власти грубой силы и дикости. Именно отсюда и возникает утрированный образ «мрачного средневековья».

С другой стороны: романтизм XIX в. с его интересом к древней простоте, сильным личностям, народному творчеству (баллады, сказки, легенды) и мистике идеализировал средние века – время благородных рыцарей и прекрасных дам.

Изучение  европейского средневековья началось в конце XVIII–начале XIX в. Историки Франции, Германии, Англии, России всесторонне  исследовали феодализм как экономическую  и политическую систему. С начала XX в. растет интерес к культуре средних  веков. Во второй половине нашего столетия многие медиевисты пытаются дать целостную  картину цивилизации средневекового Запада, обобщая самые разные исторические и культурологические материалы.

Общая характеристика Средневековья.

Формирование  средневекового типа культуры на территории, бывшей Римской империи происходило  разными путями. Восточная Римская  империя сохранила свою государственность  и единство. Византия в течение  всего средневековья оставалась большой и влиятельной державой, византийская культура стала прямым продолжением античной.

Социально-экономический  строй средневековья в Западной Европе схематически можно изобразить следующим образом. На развалинах Западной Римской империи возник ряд очень  крупных, но непрочных раннефеодальных  монархий. Основа экономики - сельское хозяйство. Первоначально все земли  принадлежали королю. Он распределял  их между своими вассалами - феодалами (феод - название надела), которые служили  в его войске. Феодалы, в свою очередь, наделяли землей крестьян, выполнявших  повинности (барщина, оброк). Устанавливались  сложные взаимоотношения между  крепостными крестьянами и господами, и внутри класса феодалов (принцип  «вассал моего вассала - не мой  вассал»). Каждый феодал хотел расширить  свои владения, войны велись практически  непрерывно. В результате королевская  власть теряла свои позиции, что вело к раздробленности. Возникают самостоятельные  городские коммуны, они становятся опорой королевской власти. Появляется новый класс - городская буржуазия  Соответственно, выделяют и основные периоды:   

  • Раннее средневековье (конец V века - середина XI века);
  • Феодальная раздробленность (XI-XII века);    
  • Централизация государств под королевской властью (XIII-XV века).  

 

 

 

Влияние религии на культурную жизнь 

Для характеристики состояния средневековой культуры необходимы комплексное рассмотрение и оценка достижений различных ее сфер. Однако при этом необходимо учитывать  религиозные ориентиры общества. Религиозное миропонимание было основано на требовании подавления плоти  и освобождения духа (философия аскетизма). На практике не представлялось возможным  полное устранения рациональной человеческой деятельности, в силу чего церковь создает прочную систему регламентации общественной жизни путем ограничения ее проявлений различными правилами, предписаниями, обычаями. С другой стороны, для поддержания беспрекословного авторитета церкви, делается упор на развитие эмоционального восприятия действительности и основ вероучения.

«Эмоциональная насыщенность средневековой жизни при жестоком ограничении  всех форм рациональности делала средневековых людей чрезвычайно легковерными. Вера в видения, чудесного исцеления, посещения людей нечистой силой  были неотъемлемой частью индивидуального  и общественного сознания. Люди жили в атмосфере чуда, считавшегося повседневной реальностью»

Гуревич А.Я. «категория средневековой культуры». С.182.

Вместе с  распространением и укреплением  позиций христианства и католической церкви религия становилась в  центре всего социокультурного процесса, подчиняя и регламентируя основные его сферы. Расцвет данного типа культуры пришелся на период Классического  Средневековья.

Иерархия  сфер средневековой культуры:

- богословие (теология)

- философия 

- институт  монашества

- искусство  и архитектура

- литература

- городская  культура

- театр

 


Информация о работе Общая характеристика Средневековья