Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 14:12, реферат
Роль исторических знаний велика. Еще в древности историю считали учителем, опытом, памятью народа, признавали ее ценность, значимость. Познание истории расширяет представление о прошлом, дает возможность лучше познать и осмыслить настоящее.
Таким образом, актуальность выбранной темы определена значимостью изучаемых и анализируемых в работе документов - памятника истории - законника Хаммурапи и Законов Ману.
Введение
История ведет свое начало от появления счета, письменности, государства. С этого момента идет фиксация событий, явлений, возникают свидетельства жизни людей, общества. В них отражаются первые сведения об обычаях, о социальных нормах, о политике и юридическом быте. Знание политической, государственно-правовой истории существенно расширяет наши познания о прошлом человечества.
Роль исторических знаний велика. Еще в древности историю считали учителем, опытом, памятью народа, признавали ее ценность, значимость. Познание истории расширяет представление о прошлом, дает возможность лучше познать и осмыслить настоящее.
Таким образом, актуальность выбранной темы определена значимостью изучаемых и анализируемых в работе документов - памятника истории - законника Хаммурапи и Законов Ману.
§1. Общая характеристика Законника Хаммурапи и законов Ману
В 1901 году французская археологическая экспедиция, раскапывая г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Эта уникальная находка была открытием одного из древнейшего на земле свода законов. Он был составлен в царствовании Хаммурапи, царя Вавилона, в 18 столетии до н.э. Их источниками стали «царские указы о восстановлении справедливости», судебники предшествующих царств и отдельных городов Месопотамии, судебная практика.
Законы Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов и Эпилога. Всего из сплошного текста, выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 статей оказались уничтоженными.
В Прологе Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства.
Первые статьи, помещенные после Пролога, посвящены наказаниям за клятвопреступления и наговоры в суде, а также за незаконный пересмотр судебного решения (ст.1-5). Затем следуют статьи о защите дворцовой, храмовой и частной собственности от воровства со следующими градациями: статьи о краже собственности (ст.6-14), о продаже без свидетелей и заключения соответствующего договора (ст.7), о наказании за содействие беглому рабу (ст.15-20), о грабеже (ст.21-23), о воровстве на пожаре (ст.25).
Следующая группа статей регулирует удельные имущественные права состоящих на царской военной службе (ст.26-37). Далее следуют статьи об аренде земли и правилах водопользования. Здесь же перечисляются условия и меры по обеспечению возврата долгов (ст.38-107), обращение в долговую кабалу. Способы возмещения вреда вследствие небрежного пользования свободными каналами, а также содержание запрета на самовольное изъятие невозвращенного долга (ст.53, 113 и др.).
Особую группу составляют статьи, требующие наказания за причинение вреда общественному миру и согласию - непротиводействие заговорщикам (ст.108), обман соседей с мнимой кражей, а также статьи об отработке долга домашней кабалой у кредитора, о лжесвидетельстве против соседей, против жрицы или против жены свободного человека (ст.102-103, 114-117, 120-127).
Самыми крупными из последующих разделов являются раздел о семейственном праве - о личных и имущественных правах в брачно-семейных отношениях (ст.128-163), о наследовании (ст.165-182), о личных отношениях правового характера в семье между родителями и детьми - законными и приемными (ст.185-195).
Защита от причинения вреда здоровью, имуществу, личному достоинству (оскорбления, телесные повреждения и т.д.) регулируется ст.196 - 124. Последнюю группу статей образуют правила и регулирование ответственности за пользование движимым имуществом, за совершение торговых операций и предоставление различных услуг и средств труда (ст.215-282). Здесь регулируются обязательственные отношения в связи с услугами по извлечению болезней, снятием клейма с раба, производством строительных работ, арендой движимого имущества, наймом и продажей рабочей силы и средств труда.
«Законы написаны на живом разговорном вавилонско-аккадском языке. Формулировки закона четкие, ясные…. Законник - памятник рабовладельческого права, однако он не отменил действия норм обычного права… его нормы закрепляют сложившуюся судебную и договорную практику. Можно предполагать, что обычное право охватывало более широкую сферу отношений, в том числе собственности, преступления и наказания».
Законы Ману представляют собой сборник религиозно-моральных наставлений, изложенных в стихотворной форме от имени легендарного прародителя человечества полубога Ману и относящиеся в своей окончательной редакции к середине II в. н.э.
Законы Ману состоят из 12 глав, в которых содержится 2685 стихов-шлок.
«Глава I Законов Ману излагает сведения о мироздании и его Творце (божественном Самосущем), о происхождении основных четырех сословий (варн) и главенствующей роли брахманов в охранении сокровищницы вселенского Закона, которому следуют и люди.
Глава II повествует о воспитании правоверного индуса путем приобщения к знанию Вед, в частности «того священного Закона, которому следуют люди, изучившие Веды, и который запечатлен в сердцах людей добродетельных, всегда чуждых ненависти и страстей» (II. 1). После изучения Вед человек считался приуготовленным для новой духовной жизни - «дважды рожденным» (двиджати). В этой же главе говорится о роли обычаев, обрядов и ритуалов, а также «запомненной священной мудрости» дхармашастр.
Глава III содержит нормы и требования к семейной жизни, правильному браку (анулома), а также повествует о последствиях неправильных браков (пратилома) и требованиях к соответствующим обрядам.
Главы IV, V и VI содержат сведения о способах сакрализации повседневной жизни: повседневные правила гигиены, распорядка дня, перечисление запретных поступков, описание ритуалов очищения и аскетических норм и образа жизни.
Глава VII рассказывает о дхарме царя, о роли наказания в правосудии, поддержании порядка и «защите всех творений»; в ней даются советы по делам административным, налоговым, военным и др.
Глава VIII посвящена 18 поводам для обращения в суд (нарушение договорных отношений, преступные деяния: кража, насилие, клевета, оскорбление действием, игра в кости, прелюбодеяние, осквернение ложа духовного наставника-гуру, распитие хмельных напитков и др.), а также роли закона и правилам судопроизводства и вынесения решения о наказании, освобождению от наказания в случае необходимой обороны (защита от насилия ребенка, женщины и священника-брахмана).
Глава IX повествует о «вечном законе для мужа и жены» в их семейной жизни, о личных и имущественных правах и обязанностях членов семьи, о наследовании, о наказаниях и роли царя в наложении наказаний.
Глава X содержит правила, общие дли трех дважды рожденных варн; семь законных способов приобретения собственности; десять способов существования, дозволенных всем людям в бедственном положении; драхмы, общие всем четырем варнам.
Глава XI посвящена регулированию образа жизни касты неприкасаемых (каста появляется вследствие заключения неправильных, смешанных, межварновых браков, нарушивших драхму).
Глава XII дает предписания относительно культа, ритуалов и конкретных обязанностей их участников; говорит об ответственности человека за недостаточный контроль за своими мыслями, словами и своим телом».
Законы Ману закрепляли социальную структуру Древней Индии, которая делилась на четыре особых сословных группы - варны: брахманов, кшатриев, вайшиев и шурд. Со временем внутри вайшьев и шудр возникли касты лиц однородных профессий: кузнецы, гончары, парикмахеры, уборщики нечистот и др. Существовали чистые и нечистые касты.
§2. Собственность и обязательственные отношения по Законнику Хаммурапи и законам Ману
Важное значение имели статьи, посвященные собственности. Земля как объект собственности имела два вида: государственная (царская и храмовая) и общинная. Особый правовой статус имели наделы земли за службу воинов - имущество, которая считалась основным владением целевого назначения. Царские чиновники, включая тамкаров, также получили земельные наделы.
Земля, вода считались собственностью царя и общины. Порядок пользования общиной землей и водой определялся органами управления. Законы Хаммурапи не содержит подробных указаний о порядке пользования этой землей, ее отчуждением продажей. Изъятие таких участков у общины по общему правилу считалось прерогативой царя.
Законы Хаммурапи, в какой то степени защищали крестьянина-общинника, попавшего в сети ростовщика, от погашения долга путем передачи заимодавцу поля и ли сада с ожидаемым урожаем (ст.49, 52, 66). Ст. 48 Законов Хаммурапи спасала должника-крестянина от потери участка в случае неурожая.
Крупные земледельцы прибегали к использованию труда низшей категории царских служилых людей (мушкенов) либо сдавали землю мелкими участками в аренду за фиксированную долю в треть или половину урожая, а также за фиксированную плату, вносимую заранее (ст.45).
Интересы общины, охрана его пахотного поля системой орошения отражены в ст.42-47. Закон ограждает земледельца, арендатора поля от ростовщика и в тех случаях, если урожай погиб по причине стихийных бедствий (ст.45-48). Штраф с виноватого за гибель поля соседа в случае небрежного отношения к плотине, каналу, взыскивался не в казну, а пользу пострадавших. Закон запрещал спекулятивные сделки с полем, садом и жильем общинников, преследовал тех, кто по каким-то соображениям не обрабатывал свой полевой надел, что наносило ущерб общинному хозяйству.
«Закон охранял собственника от недобросовестного приобретателя. Иски по сделкам с недвижимой собственностью и рассмотрений в суде, кроме свидетельских показаний должны были обеспечиваться письменными документами, что было на руку состоятельным гражданам. Знатоки права благотворительность не занимались. Бесплатно юридических консультаций клиентам не давали.
По закону Хаммурапи крестянин-общиник был вправе свободно распоряжаться своей недвижимостью, продавать, закладывать, менять, сдавать в аренду, передавать по наследству (ст.39-47, 71). Для распоряжения недвижимостью не требовалось согласия со стороны общины, се эти правомочия утрачивались, если он выходил их общины. Жена беглеца из общины могла отказаться от него (ст136). Такая санкция грозила тем, кто не выполнял свои обязанности, как землепользователя, т.е. не участвовал в трудовых повинностях, особенно при строительстве и ремонте оригационных сооружений.
Царские земли имели свой статус. Из них давались участки воинам, чиновникам за службу. Существовали храмовые земли. Собственность охранялась не только исками, но и уголовными санкциями. Законник Хаммурапи особенно карал тех, кто покушался на собственность дворца, храма. Виновный подлежал смерти вместе с укрывателем (ст.6). Такое же наказание грозило тем, кто скроет в своем доме чужого раба. (ст.16). Кража животных, принадлежащих дворцу и храму карались штрафом в 30-кратном размере. Если виноватый не мог уплатить такой огромный штраф, его казнили (ст.8).
Заслуживает внимание положения, по которому даже царь и его чиновники не могли вмешиваться в земельные отношения общины, распоряжаться ее недвижимым имуществом. В Законах Хаммурапи нет статей, уполномочивающие царских чиновников давать указания, когда и что сеять, когда убирать урожай, сколько держать скота, чем его кормить, по какой сбывать продукцию сельского хозяйства.
Большое внимание уделялось договорной фиксации различных сделок. Наиболее важные из них запечатывались в двойной конверт из глины в нескольких копиях и обжигались для надежной сохранности. Договором оформлялся брак. Договор был необходим для фиксации займа, аренды, найма».
Работа по найму практиковалась очень широко, и свободные люди участвовали в этом наряду с рабами. Нанимали, как правило, на короткий срок - на время посевых работ или жатвы. Оплата в основном была поденной, но в таком размере, чтобы наемный работник был в состоянии прокормить свою семью в течение всего периода работы по найму.
Особое регулирование получила работа профессионалов (людей высокой квалификации) - врачей, строителей, корабельщиков. Услуги были дифференцированы в оплате в зависимости от категории потребителей услуг, например, хирург получал разную в кратном отношении плату за операцию для авилума, для мушкенума и раба.
Договоры поручения (что-либо вывезти и продать) оформлялись письменно. Нарушение этого влекло ответственность для обоих сторон.
Древняя Индия знает четыре вида собственности: царскую, священную (жертвенные дары, земля, рабы), общины (гоны) и частную.
В состав собственности входили скот, зерно, инвентарь, рабы, земля. Что касается последнего, то земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Не следует рассматривать царя как собственника всей земли в государстве. Царь получал налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен, защищающий население страны. В законах Ману говорится, что если царь взимает налоги, не охраняя подданных, то он немедленно идет в ад; такой царь называется «крадущим шестую часть урожая».
Существовало семь законных способов приобретения имущества (X. 115): приобретение лица в рабство, наследование, получение в качестве дара или в виде находки, покупка, завладение, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений (только для жрецов-брахманов).
Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.
Информация о работе Общая характеристика Законника Хаммурапи и законов Ману