Общественная мысль и движения первой половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 01:50, контрольная работа

Описание работы

Основными целями и задачами данной работы является исследование вопросов, связанных с общественной мыслью и движениями первой половины XIX века.
Исследование истории России необходимо, поскольку без знания прошлого невозможно понять настоящее и осуществить попытку спрогнозировать будущее.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Декабризм. 4
2 Теория общественной мысли 7
3 Русский социализм 9
Заключение 11
Библиографический список 12

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Первая  половина XIX в. представляет собой единый период в социально-экономическом  развитии России, но в этом периоде  были и свои характерные особенности. В годы правления Александра I наблюдалась более либеральная внутренняя политика, особенно до Отечественной войны 1812 г. Во время царствования Николая I отмечались рекреационно-охранительные меры самодержавия и попытка перестроить госаппарат, приспособив его к складывавшимся новым историческим реалиям. Частичные внутриполитические преобразования самодержавия в первой половине XIX в. не могли разрешить накапливавшихся противоречий между складывавшимися капиталистическими отношениями и феодально-крепостнической системой, и эти противоречия перерастали в кризис феодализма.

Россию этого времени нередко называют «фасадной империей»: внешний блеск скрывал острые и болезненные проблемы, стоящие перед страной. Их осознанию, поиску корней, выработке решений была подчинена идейная, духовная жизнь русского общества в эти годы. Нет ничего удивительного в том, что спектр предложенных тогда решений оказался чрезвычайно широким. Оформились направления общественной мысли, которые сохранят свое влияние на протяжении всего XIX столетия: официальное (консервативно-монархическое), либеральное (представленное взглядами западников и славянофилов) и революционное (социалистическое).

Основными целями и задачами данной работы является исследование вопросов, связанных с общественной мыслью и движениями первой половины XIX века.

Исследование истории России необходимо, поскольку без знания прошлого невозможно понять настоящее и осуществить попытку спрогнозировать будущее.

Достижение указанных  выше целей и поставленных задач  в настоящей работе  возможно с помощью историко-хронологического, аналитического и других методов исследования. 
 
 
 
 
 

1 Декабризм.

Декабризм - политическое течение в освободительном  движении России первой четверти XIX в., идеологию которого разработали  декабристы - революционно настроенное  дворянство, впервые поднявшее восстание против самодержавного устройства государства и крепостничества 14 декабря 1825 г. Главным источником революционной идеологии декабристов были противоречия российской действительности, т. е. между потребностями национального развития и феодально-крепостническими порядками, которые тормозили национальный прогресс. Война 1812 г резко ускорила рост их политического сознания. В войне с Наполеоном приняли участие 115 будущих декабристов (все, кто из них тогда был способен носить оружие). Война окончательно разбудила революционное сознание декабристов, поскольку свела их с простыми тружениками - крестьянами, ремесленниками и т. д. - не как господ с холопами, а как соратников в защите Отечества, и поэтому заставила их больше, чем когда-либо, задуматься над судьбами России и ее народа.

Декабристские организации

Артель  офицеров Семеновского полка (1815 г.), созданная  Н.М. Муравьевым, была малочисленной  организацией (15-20 чел) с аморфными  и неконкретными целями.

"Союз  спасения" (1816-1818 гг.). Первая тайная офицерская организация во главе с полковником Генерального штаба А.Н. Муравьевым. У ее истоков стояли также князь С.П. Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин - все участники Отечественной войны. После прихода в организацию П.И. Пестеля в 1817 г. организация была переименована в "Союз истинных и верных сынов Отечества", что подчеркивало ее патриотическую направленность. Численность общества составляла около 30 человек. Целью организации было введение конституции и гражданских свобод, что означало ликвидацию крепостничества и ограничение самодержавия. Обсуждалась идея цареубийства во время посещения царем Москвы в сентябре 1817 г.

"Союз  благоденствия" (1818-1821 гг.) Общество  было организовано теми же  лицами, что и Союз спасения. Эта организация была более многочисленной (около 200 человек) и открытой. В ходе деятельности в "Союзе" выделилось три идейно-политических направления:

1) либеральное  - против крайностей царизма, за  реформы, просвещение, порядок  в стране;

2) умеренное  - за ликвидацию крепостничества,  конституционную монархию, против  республики и революционной диктатуры;

3) республиканское  - за радикальное решение аграрного  вопроса, наделение крестьян землей  за счет помещиков, за республику.

"Орден  русских рыцарей" возглавляли два отпрыска высшей знати - граф М.А. Дмитриев-Мамонов и гвардейский генерал М.Ф. Орлов. "Орден" замышлял установить в России конституционную монархию, но не имел согласованного плана действий, поскольку не было и единомыслия между участниками "Ордена".

 "Северное общество" (1822-1825 гг.) во главе с Н.М. Муравьевым, С.П. Трубецким, а с 1823 г. - К.Ф. Рылеевым. Программным документом стала "Конституция", написанная Никитой Муравьевым и предполагавшая:

1) введение  конституционной монархии;

2) разделение  властей на законодательную (парламент) и исполнительную (император);

3) федеративное  устройство страны, состоящей из 14 держав и двух областей. Столица  переносится в Нижний Новгород, который переименовывается в  Славянск;

4) ликвидацию крепостного права;

5) сохранение  права помещиков на землю в  определенных размерах;

6) крестьяне  наделяются приусадебным участком  в 2 десятины, а остальную землю арендуют у помещика.

7) претворение  Конституции оговаривалось ее  рассмотрением и принятием Учредительным собранием.

Южное общество" (1821-1825 гг.) во главе с  П.И. Пестелем, С. Волконским, С.И. Муравьевым-Апостолом, А.П. Юшневским действовало на Украине. Общество в своей структуре имело  три управы (Тульчинская, Каменская, Васильковская). Программным документом общества стала "Русская Правда", написанная Пестелем и включавшая следующие положения:

1) уничтожение  самодержавия и установление республики;

2) уничтожение  сословий, равноправие всех граждан:  введение суда присяжных для  всех граждан;

3) введение  свободы слова, печати, вероисповедания, занятий;

4) Россия  остается единым унитарным государством (а не федерацией). Только Польша получает право на автономию;

5) вводится  разделение властей на законодательную  власть - Народное вече (парламент), исполнительную - Державная Дума из 5 избираемых на 5 лет членов и блюстительную (судебная) - Верховный Собор;

6) уничтожается крепостное право;

7) земля  делится на частную и общественную, из которой каждый мог получить  участок земли, определенного  размера,

8) введение в действие Русской правды должно произойти декретом Временного революционного правительства, обладающего диктаторской властью.   Крепостное право отменялось, сословия  ликвидировались.  К освобожденным крестьянам переходила  половина  всего  земельного  фонда.  Другая  половина оставалась  в  частной  собственности  помещиков  и  иных  лиц,   пожелавших приобрести землю.

Восстание на Сенатской площади  и на юге России.

Первый  восставший полк пришел на Сенатскую  площадь 14 дек. около 14 часов утра под предводительством А. Бестужева, его брата Михаила и Д. Щепина-Ростовского. Полк построился в каре около памятника Петру I. Только через 2 часа к нему присоединились лейб-гвардии Гренадерский полк и гвардейский морской экипаж. Всего на  площади под знаменами восстания  собралось около 3000 восставших солдат при 30 строевых начальниках - офицерах-декабристах.  Собравшиеся сочувствующий народ численно значительно превосходил войска. Однако цели, поставленные декабристами, не были достигнуты. Николай I успел привести Сенат и Госсовет к присяге когда Сенатская площадь была пуста. «Диктатор» Трубецкой не явился  на площадь. Каре восставших несколько раз отражало беглым гвардейской конницы. Попытка генерального  губернатора Милорадовича уговорить восставших не принесла успеха. Николай, успевший стянуть на площадь верные ему войска и окружить каре восставших, боялся, чтобы «волнение не передалось черни», и скомандовал стрельбу картечью. По правительственным данным, на Сенатской площади было убито более 80 «мятежников». К ночи восстание было подавлено.

На юге  дело также не обошлось без вооружённого мятежа. Шесть рот Черниговского  полка освободили арестованного  Сергея Муравьева-Апостола, который  выступил с ними в Белую Церковь; но 3 января 1826, настигнутые отрядом  гусар с конной артиллерией, мятежники сложили оружие. Раненый Муравьев был арестован.

Историческое  значение декабристов

Историческая заслуга декабристов неоспорима. Они вошли в историю России как пионеры освободительной борьбы против самодержавия и крепостничества. Их восстание, при всех его слабостях, было актом международной значимости. Оно ударило по европейской реакции, по системе Священного союза, оплотом которого был царизм. В самой России декабристы разбудили вольнолюбивый дух нации.

2 Теория общественной мысли

Охранительное (консервативное) направление (консерватизм) - направление общественной мысли  и политическое движение, ориентирующееся  на защиту традиционных устоев государственного устройства, отрицающее радикальные  изменения.

Николай Михайлович Карамзин

Родился  в родовитой дворянской семье в 1766 году под Симбирском. в 1803 году царский указ утвердил его в должности историографа. Он стал третьим по счету, историографом России —так тогда именовали историков. Изменение общественно-политической ситуации 1801-1803 годов повлияло на Карамзина. Прежде всего он вернулся к активной издательской деятельности. Интерес к истории у него уже давно созревал, и сейчас он почувствовал необходимость исторически осмыслить свои взгляды на современность. Первый том «Истории государства Российского» был закончен в 1805 году, второй - в 1806, третий - в 1808 году. К 1811 году вышли 5 томов «Истории...». Восстание 14 декабря 1825 года окончательно надломило моральные и физические силы Карамзина (он был на площади и простудился), присутствовавшего при конце своей эпохи. Умер Карамзин в Петербурге 22 мая (3 июня) 1826 года. Исторические взгляды Карамзина вытекали из рационалистического представления о ходе общественного развития: история человечества есть история всемирного прогресса, основу которого составляет борьба разума с заблуждением, просвещения - с невежеством.

Теория  официальной народности графа С.С. Уварова

Теория  официальной народности - идеология  охранительного направления общественной мысли, разработанная министром просвещения графом Уваровым С.С. консервативная теория, провозглашавшая существование и необходимость укрепления "истинно русских охранительных начал", которые защищают "силу и величие" России от "испорченной" Западной Европы. Таких начал три: православие, самодержавие и народность (понимаемая как национальная самобытность). Теория была составной частью политики правления Николая I. По существу власть опиралась на два "столпа": крестьянскую общину ("мир") и помещика-крепостника. Сущность теории заключалась в том, что «Россия есть совершенно особое государство и особая национальность, непохожие на государства и национальности Европы. К ней совершенно неприложимы требования и критерии европейской жизни. В ней одной господствует истинный порядок вещей, согласный с требованиями религии и истинной политической мудрости»

Либеральное течение

Либерализм  – это утверждение ценности человеческой личности, ее прав и свобод. В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, ее настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Сходясь в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет. Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, русской религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Великую нравственную ценность видели славянофилы в деревенской общине. Западники в отличие от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Реформы Петра для западников - начало вхождения России во всемирную историю. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали "образованное меньшинство". При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те и другие выступали против крепостного права. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России.

Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856), российский мыслитель и публицист. Участвовал в Отечественной войне 1812, в 1821 принят в Северное общество декабристов, в 1823-1826 за границей. Философско-исторические взгляды сложились под влиянием идей католического провиденциализма и социального христианства (Ф. Ламенне и др.). В главном сочинении - «Философических письмах» (написаны в 1829-31) высказал мысли об отлученности России от всемирной истории, о духовном застое и национальном самодовольстве, препятствующих осознанию и исполнению ею предначертанной свыше исторической миссии. За публикацию первого из писем (1836) журнал «Телескоп» был закрыт, а Чаадаев «высочайшим повелением» был объявлен сумасшедшим. В «Апологии сумасшедшего» (1837), написанной в ответ на обвинения, выразил веру в историческую будущность России.

Информация о работе Общественная мысль и движения первой половины XIX века