Общественное сознание в 90 годы: основные тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:52, реферат

Описание работы

Цель работы: охарактеризовать духовное развитие России в 1990 годы.
Задачи: выяснить особенности духовного развития того времени, проблемы духовности.

Содержание работы

Введение 3
1 Общественное сознание в 90 годы: основные тенденции развития 5
2 Художественная и духовная жизнь страны в 1990 годы 8
3 Наука 11
Заключение 13
Список используемой литературы 15

Файлы: 1 файл

история отечества.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

3 Наука.

 

Для естественных и точных наук годы перестройки стали временем больших кадровых потерь. Перед учеными открылись легальные возможности получить работу в зарубежных университетах и научных институтах. Высокий авторитет советской научной школы и низкая оплата научно-исследовательского труда в СССР привели к заметной «утечке мозгов», особенно в физике, математике, химии и биологии.

Значительные  изменения произошли в системе  общественных наук. Идеологизация сменилась  оживлением в обществоведении, научным  поиском, частичным открытием архивов. В этих условиях определяющее значение имеет историческое образование. Историческое образование, по мнению исследователей, помогает выйти за рамки узкого профессионализма, противоречит технократизму и односторонности. В современных условиях важным фактором общественной жизни стал интерес к «белым пятнам» отечественной истории. Значительными тиражами стали переиздаваться труды корифеев исторической науки – Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова. В 1989-1997 гг. были опубликованы труды последователя Г.В. Вернадского, историка, гуманиста и мыслителя Л.В. Гумилева: «Энтогенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и великая Степь», «От Руси к России» и др. Обосновывая свою теорию (влияние энтогенетического фактора), он, подобно Н.К. Рериху, подтверждает единство Человека и Природы, призывая к национальной и духовной терпимости. В научно-техническом плане Россия продолжает отставать от ведущих мировых держав. Кризис фундаментальной и прикладной науки 1990 годов. обусловлен двумя причинами. Во-первых, резким сокращением государственного финансирования науки – примерно в 20 раз по сравнению с 80 годов. В среднем расходы на науку предусмотрены в размере 2,6 – 2,7% от расходной части бюджета. В среднем в 14 раз сократился объем государственных заказов на военные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.  Очевидна тенденция к свертыванию инновационного потенциала. Конкурсы на получение грантов не выправляют положения, а подкармливают лишь часть одних и тех же научных работников, прежде всего из Москвы. Лишь очень немногие научные коллективы смогли приспособиться к рыночным условиям, организовав собственное производство технических новинок или находя покупателей за границей. Во-вторых, отсутствие государственной стратегии науки, что выразилось в сохраняющейся устаревшей системе ее организации. Появилась масса академий, в том числе и на общественных началах, которые присуждают звания академиков за установленный ими денежный взнос практически каждому желающему, а также деятелям высшей школы, которые не в состоянии получить звания академика своего отделения РАН (прежде всего это руководящий состав региональных вузов).3

Отсутствие  государственного управления и контроля науки привело к тяжелой растрате научного потенциала: «утечка мозгов»  за рубеж и в коммерческие структуры. Число работающих ученых в сфере науки сократилось за 1990 годы с 4,2% до 2,5% от общего числа занятых в национальной экономике. Исследовательская и приборная база российской науки, которая соответствует по оснащенности 26% от оснащения мировых научных учреждений. В итоге только примерно 10% российских научных работ являются конкурентоспособными на мировом рынке научной продукции.

 

 

 

 

 

Заключение  

 

Мы видим, что  культурное развитие страны в период перестройки содержало в себе множество как положительных, так и отрицательны черт.

Так, решающее значение имела политика гласности, а также  смягчение или частичный пересмотр  некоторых постулатов официальной  идеологии. Был объявлен плюрализм  мнений, что привело к тому, что  массовый читатель получил доступ к литературе, которая годами находилась в «спецхранах». «Железный занавес», отделявший страну от внешнего мира, исчез, как и идеологические фильтры, контролировавшие информацию извне. Массовая западная культура потоком хлынула в СССР, осваивая новый рынок. Расширялся культурный обмен. В сфере образования также появилось много нововведений: появлялись новые виды учебных заведений (лицеи, колледжи), гражданам предоставлялась возможность получить второе высшее образование на платной основе. С другой стороны, резко сократилось государственное финансирование образования, науки, учреждений культуры, частично – театров, музыкальных коллективов, библиотек. Фактически лишились государственной поддержки литература, изобразительное искусство, кино. Действовал так называемый «остаточный принцип» финансирования, когда действовала программа «Сохранения и развития культуры и искусства». В ней главное внимание уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. Десятилетия действия «остаточного принципа» привели к глубокому кризису культуры, осложненному стремительным развитием рыночных отношений в 90-е годы.

В научно-техническом  плане Россия продолжает отставать  от ведущих мировых держав. Кризис фундаментальной и прикладной науки 1990-х гг. обусловлен двумя причинами. Во-первых, резким сокращением государственного финансирования науки. Во-вторых, отсутствие государственного управления и контроля науки привело к тяжелой растрате научного потенциала: «утечка мозгов» за рубеж и в коммерческие структуры. Молодым российским ученым было вполне реальной проявить себя и найти работу за рубежом, где перед ними открывались широкие перспективы роста.

Культура советского периода – сложная, многообразное  явление. По российской традиции, поставив человека в центр своих поисков и надежд, она внесла, несмотря на противоречивое развитие, много яркого и неповторимого в мировую культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1 Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие. М.: Право и закон, 2001. – 800 с;

2 История и культура отечества: Учебное пособие для вузов. 9-е изд. перераб. и доп./ Под ред. В.В. Гуляевой. – М.: Академический проект; Трикста, 2005. – 752 с.;

3 История русской  культуры IX – XX веков: учебное пособие/ Л.В. Кошман (и др.) – М.: КДУ, 2006. – 490 с;

4 Федоров В.А. История России ХIХ-начала ХХ века, 2004;

5 Цимбаев Н.И. История России XIX – XX вв., 2004;

6  http:// bibliotekar.ru/culturologia/index.htm.

1  История и культура отечества: Учебное пособие для вузов. 9-е изд. перераб. и доп./ Под ред. В.В. Гуляевой. – М.: Академический проект; Трикста, 2005. – 752 с.

2  История русской культуры IX – XX веков: учебное пособие/ Л.В. Кошман (и др.) – М.: КДУ, 2006. – 490 с

3  Федоров В.А. История России ХIХ-начала ХХ века, 2004


Информация о работе Общественное сознание в 90 годы: основные тенденции развития