Общественное устройство и социальное деление в Казахском ханстве в XVI-XVII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:31, реферат

Описание работы

Хан – главарь территории ханства,у него было очень большой список того чем он занимался:он распоряжался территорией ханства, был верховным главнокомандующим, объявлял войну и заключал мир, определял внешнеполитический курс, был главным действующим лицом в дипломатических отношениях; хан выполнял функции верховного законодателя и судьи. И также имел право отчуждения и передачи улуса другому султану

Файлы: 1 файл

istoria_1.docx

— 98.47 Кб (Скачать файл)

Турганбаева Балкия МР-142


КАРА СУЙЕК


АК СУЙЕК


                                                               Общественное устройство и социальное деление в Казахском ханстве в XVI-XVII вв


Хан – главарь территории ханства,у него было очень большой список того чем он занимался:он распоряжался  территорией ханства, был верховным главнокомандующим, объявлял войну и заключал мир, определял внешнеполитический курс, был главным действующим лицом в дипломатических отношениях; хан выполнял функции верховного законодателя и судьи. И также имел право отчуждения и передачи улуса другому султану

Султан- Только султана можно было провозгласить ханом. Султаны не относили себя ни к одному из жузов, ни к одному из тюрко-монгольских племен, не разделялись на колена и составляли замкнутое аристократическое сословие. Султаном надо было только родиться. Родство по женской линии с «золотым родом» султанов не делегировало зятю никаких прав и привилегий Чингизидов.

Ходжи – духовенство мусульман. Ходжи являлись теми почетными людьми, которые считаются потомками ближайших сподвижников пророка Мухаммада .Они пользовались большим уважением среди общества.Большое скопление ходжи было сосредоточено в основном на юге. Кочевое население было покорено шаманизмом,уважая и почитая носителей почетное прозвание людей,являющимися потомками сподвижников , а именно: четырех праведных халифов - Абу Бакра, Омара, Османа и Али (за исключением потомков последнего от брака с дочерью пророка Мухаммада Фатимой).

 Сайиды- они считались потомками пророка Мухаммада.Они пользовались у мусульман не только почетом, но и многими привилегиями. В частности, только они могли безнаказанно говорить всю правду мусульманским государям и даже укорять их за неправедный образ жизни. Сайиды считались главными представителями религиозных идей мусульманства и не подлежали смертной казни. Звание сайид высоко ценилось.




 

Бии -  предводители родов и племен. Он был в роли и военачальника,административного лица ,судьи и представителем степной аристократии. Они владели большими стадами скота, были вроде как элиты в казахском обществе.В подвластных родах биям принадлежала судебная, административная и военная власть. Они выполняли политическую роль наряду с султанами, как предводители родов участвовали в решении обще-государственных дел. Наиболее влиятельные из них входили в совет биев при хане.Они давали советы батырам перед боем.

Батыры – титул который прибавлялся к имени. Значимость батыров была велика в роли военных действий. Он был близок к покоям хана и султана,можно сказать что был близок к ним. У них не было особой  власти .Значение батыров усиливалось во время войн и обострения межродовой вражды.

Свободный кочевник - лицо, обладающий личными и имущественными правами. Защита личности и ее прав обеспечивалась исключительно солидарностью членов рода, государственный аппарат таких функций не выполнял. Простолюдины были на самой нижней ступеньке общества.

Кул(рабы)- группа в обществе не имеющая никаких прав.Была категория лично несвободных мужчин – кул и женщин кюн – рабы, бесправная группа общества, лично зависимая от хозяина.  Основными источниками рабства были плен долговая несостоятельность, работорговля,. Раба продавали как одежду,как вещь,относились к нему как к скоту и был починен власти хозяина, который распоряжался его жизнью и нес ответственность за его действия.

Рядовые кочевники-скотоводы (шаруа), земледельцы — жатаки и простые горожане, мелкие торговцы и ремесленники, сельские жители оазисов, составлявшие единое податное сословие (райаты), были обязаны платить многочисленные налоги и поборы: зякет, согум, сыбага, бийлык — со скотоводов; ушр, тагар, бадж и харадж — с земледельцев и ремесленников, исполнять повинности и отработки: саун — отдача скота на выпас рядовым кочевникам, а также коналга, джамалга, мардикар

Толенгуты-малые военные отряды, служившие при хане, помогавшие ему в походах и в хозяйстве. Они являлись как можно так сказать придворными помощниками.




 

    

 

 

 

  • Несколько семей близких по крови родственников составлял первую общественную ячейку казахов – аул, которым управлял  
    аулбасы.
  • Несколько казахских аулов объединенных родственными связями до седьмого поколения составлял - ата аймак, управлялся он  
    аксакалом.
  • Управляемый аксакалом(старейшиной) несколько казахских аулов объединенных родственными связями до седьмого поколения, составлял  
    ата аймак.
  • Объединение из десяти или пятнадцати аймаков, которым руководил рубасы, составлял  
    род.
  • Объединение из десяти или пятнадцати аймаков составлял род, которым руководил  
    рубасы.
  • Объединение из нескольких родов составлял арыс, которым управлял  
    бий.
  • Объединение из нескольких арысов составлял улус, которым руководил  
    султан.
  • Объединение из нескольких улусов, составлял  
    жуз.
  • Объединение из нескольких улусов составлял жуз, которым руководил  
    хан.
  • ВЫВОДЫ: -Согласно этнографическим наблюдениям, порядок - старшинства соблюдался: при определении места в боевом порядке; при разделении военной добычи; при вступлении в дом и рассаживании по местам; при открытии торжества; при представлении качества предлагаемого в гостях и на пирах кушанья. И таким образом, в отличие от сайидов, ходжи не имеют единой генеалогии. Ходжи стояли вне родовых общин, а также не причисляли себя ни к казахам, ни к узбекам, ни к таджикам. Они как султаны и сайиды, составляли замкнутое сословие, занимали место на вершине социальной пирамиды и пользовались привилегированным положением.

Информация о работе Общественное устройство и социальное деление в Казахском ханстве в XVI-XVII вв