Общественные движения во 2 половине XIX в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:31, доклад

Описание работы

Актуальность исследования общественно – политических движения в целом, и истории развития консервативных идей в частности, предопределена современным состоянием российского общества. После распада Советского союза в начале 90-х годов XX века и отхода от принципов коммунистической идеологии, появилась острая необходимость альтернативной общественно – политической идеологии. Это обусловило необходимость начать историко – философские исследования прошлого России, в особенности политических событий и государственных преобразований второй половины XIX века.

Файлы: 1 файл

Камб. Общест.д..docx

— 21.16 Кб (Скачать файл)

Эссе по истории России

на тему:

«Общественные движения во 2 половине XIX в.»

 

Выполнила:

студентка 1 курса 2 группы

исторического факультета

Камбулова Мария.

 

 

 

 

 

 

            Для общественного движения в России во 2-й половине XIX века характерно наличие трех идейных направлений: консервативного, либерального и радикального.

          Актуальность исследования общественно – политических движения в целом, и истории развития консервативных идей в частности, предопределена современным состоянием  российского общества. После распада Советского союза в начале 90-х годов XX века и отхода от принципов коммунистической идеологии, появилась острая необходимость альтернативной общественно – политической идеологии. Это обусловило необходимость начать историко – философские исследования  прошлого России, в особенности политических событий и государственных преобразований второй половины XIX века.

        Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории “официальной народности”. Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Во  внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ. В социально-экономической  сфере они ратовали за укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего  землевладения. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма  – единение славянских народов вокруг России. В духовной сфере представители  консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционных моральные принципы. (Ф.М. Достоевский  в романе “Бесы” обнажил безнравственность  их деятельности.)

           Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье - бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать. М.Н. Катков в газете “Московские ведомости” доступно для народа формулировал основные идеи консерватизма и формировал в этом духе общественное мнение.

Основные  идейные положения консерваторов  сводились к следующему:

1.Русская национальная идея (о превосходстве представления о русском образе жизни)

2. Идеологией  консерваторов оставалась теория официальной народности (самодержавие и православие выражает все основные интересы народа).

3. Отрицание необходимости европеизации России (так как усиливается социальные конфликты, приводящие к национальной катастрофе).

4. Критика реформ Александра 2, который отступил от естественного пути развития России.

 

       Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.).

  Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России. Либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они вы­ступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия.

Во  внутриполитической области либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности России. В социально-экономической  сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, предлагали ликвидировать сословные привилегии, понизить выкупные платежи, провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества. Признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие было основой их морально-этических взглядов.

Либералы  стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом  социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя “адресов” – ходатайств с предложением программы преобразований. Наиболее “левые” либералы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников.

Идеологами  либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев, Д.И. Шаховской, Ф.И. Родичев, П.А. Долгоруков). Их организационной опорой были земства, журналы (“Русская мысль”, “Вестник Европы”) и научные общества. Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству.

Особенности российского либерализма: его дворянский характер из-за политической слабости буржуазии и близость к консерватизму. Либералов и консерваторов объединяла боязнь народного “бунта” и действий радикалов.

Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и  либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и  коренному переустройству общества (революционный путь).

Во  второй половине XIX в. радикалы не имели  широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы крестьян и  рабочих. В их движении участвовали  выходцы из разных слоев общества, посвятившие себя служению народу.

Радикализм  во многом провоцировался реакционной политикой правительства и условиями российской действительности (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций). Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западноевропейского революционных движений. В радикальном направлении второй половины XIX в. господствующее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и “общинного социализма”. В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются три этапа: 60-е годы – складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е годы - оформление народнической доктрины и деятельность организаций революционных народников; 80-90-е годы – активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы.

 

Я вижу, что общественную мысль в  России второй половины XIX в. отличала идеологическая пестрота: в ней были представлены все направления — от реакционно-консервативного до радикально-демократического. Общественная мысль развивалась в обстановке отсутствия гласности и минимальных гражданских свобод, что обусловило оппозиционность большинства общественных движений по отношению к власти.

Таким образом, проделав работу, мы пришли к  выводу, что в XIX в. в России родилось необычайно богатое по содержанию и  методам действия общественное движение, во многом определившее дальнейшую судьбу страны. XIX век принес с собой ощущение уникальности, самобытности российского  национально-исторического бытия, трагического (у П.Я. Чаадаева) и горделивого (у  славянофилов) осознания своей несхожести с Европой. История впервые стала  для образованных людей своеобразным «зеркалом», взглянув в которое, можно  было узнать себя, почувствовать собственное  своеобразие и неповторимость.

       В целом вторая четверть XIX в. была временем "наружного рабства" и "внутреннего освобождения". Одни молчали, напуганные правительственными репрессиями. Другие настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества. Третьи активно искали пути обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы.

      Одна из существенных особенностей исторического развития России состояла в том, что в XIX в., когда национальная буржуазия не смогла стать ведущей силой освободительного движения, основными субъектами политического процесса «снизу» выступила интеллигенция.

     Общественное движение во второй половине XIX в. в отличие от предшествующего времени стало важным фактором политической жизни станы. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно-теоритическим и тактическим вопросам отразило сложность общественной структуры и остроту социальных противоречий, характерных для переходного времени пореформенной России. В общественном движении второй половины XIX в. не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны. Однако обозначились социально-политические силы, которые сыграли главную роль в революционных событиях начала XX в., и были заложены основы для формирования в будущем политических партий.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Общественные движения во 2 половине XIX в.